программа по русскому языку Занимательное языкознание_5667



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Занимательное языковедение» составлена на основе программы РКИ, утвержденной и изданной МКО в 2001г. в сборнике «Этнокультурное (национальное) образование в Москве». Автор программы Каленкова О.Н., на основе программы по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих русским языком (Т.В.Савченко, Е.В.Какорина).

Программа рассчитана на детей, плохо говорящих на русском языке 1,2 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 1 час в неделю, количество учебных часов в год – 34ч. Для занятий по данной программе дети подобраны по рекомендации учителей начальных классов. Дети изучают русский язык по методике РКИ и осваивают краткий пропедевтический курс по основным предметам базового цикла.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс «Занимательное языковедение» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей, плохо говорящих на русском языке, правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками, плохо говорящими на русском языке. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательному языковедению».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Воспитание интереса к «Занимательному языковедению должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательного языковедения» с детьми, плохо говорящими на русском языке, следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательное языковедение» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи детей.

Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют несколько уровней работы. Один из них – лексический уровень или словарная работа.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, плохо говорящих на русском языке. Очень часто за словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

Содержание и методы обучения “Занимательного языковедения” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык

Курс изучения «Занимательное языковедение» для учащихся 8-12 лет ставит следующую цель:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, плохо говорящих на русском языке, обучение нормам языка и их использование в речи.

Задачи:

-развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

-расширение и углубление программного материала;

-развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения.

-расширять активный словарный запас учащихся, кругозор

-развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемые в речи

-дать сведения о происхождении слов с точки зрения исторической и языковой. В игровой форме способствовать запоминанию слов и их этимологии

-выявить лексическое значение слов и исследовать их происхождение

-способствовать воспитанию интереса к языку, истории и культуре русского народа, уважение к культуре других стран.



Формы проведения занятий:

урок-сказка

урок-турнир

урок-путешествие

чтение произведений

беседы

урок-КВН

урок-игра

урок-утренник

Структура занятий:

-введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи

— разминка

-определение учебной задачи

-нахождение способов и алгоритмов её решения

-организация учебной и речевой деятельности по восприятию или -порождению высказываний в устной и письменной форме

-контроль и анализ с последующей корректировкой созданных -высказываний и текстов

-выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи

-творческая работа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Обучающиеся должны знать:

-отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);-признаки гласных и согласных звуков;-буквы русского алфавита;-состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;

-задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;

-выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ;

-выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию.

Учащийся должен уметь реализовывать коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:

-в магазине, киоске, кассе;

-в буфете, столовой;

-в библиотеке;

-на уроках;

-на улицах города, в транспорте;

-в поликлинике, у врача, в аптеке;

-в разговоре по телефону.

 Учащийся должен уметь осуществлять элементарное речевое

общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики:

Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Моя школьная жизнь. Вместе с классом после уроков.

 Город. Я на улице. Я в транспорте. Моя Москва.

Мой дом. Моя семья, родственники, Где мы живем. Наша квартира,

Ждем гостей. Убирает дом, готовим угощение.

Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия.

Работа по дому.

Время года. 4 сезона. Погода. Игры, спорт. Моя одежда.

 Растительный мир. Дикие растения. Что где растет? Культурные растения.

Что где растет? Мы любим наши растения.

Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые.

Домашние животные. Детеныши животных. Кто где живет?

Питание. Я за столом. Что и когда мы едим? В магазине «Продукты».

Здоровье. Части тела. Я иду к врачу. Я вызываю врача.

Что полезно, вредно, опасно (травмы, их лечение, ОБЖ).

Магазин. Я в магазине. Универмаг. Где и что мы покупаем.

 Мои друзья. Портрет, характер. Играем вместе.

Кем мы хотим быть, профессии.

По конкретным видам речевой деятельности формируются следующие умения:

 Аудирование:

-умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;

-умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).



Говорение (в рамках изученных тем):

— умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой;

-строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста;

-умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;

-умение составить описание или повествование по картинкам;

-умение адекватно реагировать на реплики собеседника, инициировать диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном наборе речевых ситуаций.

Чтение:

-умение соотносить звуки и буквы;

-в рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты;

Письмо:

-умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем;

умение написать свое имя, свою фамилию и свой адрес.

правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов. -распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. -правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.-делить слова на слоги.-переносить слова по слогам.-находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?-писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.-проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. -ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.-правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.-составлять текст по вопросам учителя.-отгадывать загадки.

ПРОГРАММА

«Занимательное языковедение»

1, 2 год обучения (34ч)

Тема занятия

1

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). Как я провёл летние каникулы. Город. Я на улице.

2

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).Начало осени в школе. Я в транспорте.

3

Игра “Грамотный регулировщик”. ( Звукобуквенный анализ слов). Сезонные изменения в природе.

4

Моя Москва. Слово – имя собственное. Наш класс.

5

Игра – сказка “Пропавшие имена”.Где мы живём Дом. Моя семья, родственники.

6

Собираем слова. Дорога в школу и домой. Наша квартира.

7-8

Игры Деда Буквоеда. Деревья, кустарники.

9

Мои любимые занятия.

10

Ждём гостей.

11-12

Мой день. Мой распорядок дня.

13

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. Овощи.

14

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …” Фрукты.

15

“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). Овощи и фрукты.

16

Магазин. Я в магазине. Где и что мы покупаем.

17

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! Одежда.

18

“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). Итоги осени.

19

Играем в загадки. Осенняя одежда.

20

Добрый “волшебник” — ударение. Обувь.

21

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). Начало зимы. Зимние забавы.

22-23



Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. Февраль — последний месяц зимы.

24

Звонкие и глухие “одиночки”. Дикие животные. Заяц.

25

Из чего строятся слова? Домашние животные. Кролик.

26

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. Домашние и дикие животные.

27

Приключения в стране “Имя существительное”. Комнатные растения.

28

Приключения в стране “Имя прилагательное”. Птицы. Ворона, воробей.

29

Дружба имени существительного с именем прилагательным. Весна-пробуждение природы.

30

Здравствуй, глагол! Охрана здоровья.

31

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

32-34

Итоговое занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.

Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

Программа по русскому языку как иностранному для детей младшего и среднего школьного возраста (О.Н. Каленкова).

Учебно-методическое пособие « Уроки русской речи» (О.Н.Каленкова). Программа по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих русским языком (Т.В.Савченко, Е.В.Какорина).

Учебное пособие «Русский язык: от ступени к ступени» или «Слушаем, говорим, читаем и пишем» (Т.В.Савченко).

Учебное пособие «Учимся в русской школе» (О.Н.Каленкова, Т.Л.Феоктистова).

Рецензия

на программу дополнительного образования «Занимательное языковедение» для учащихся 8-12 лет

Интенсивное обучение особенно важно и необходимо в начальный период, когда закладываются основы устной речи. Усвоить новый язык – это значит, овладеть специфической способностью и деятельностью особого рода способностью мышления и общения на другом языке. Главная трудность обучению языку детей плохо владеющих им не усвоение новых знаний и не накопление языкового материала, а овладение мыслительно-речевой деятельностью на втором языке,  формирование необходимых для этого речевых умений и навыков.

Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа Этапы словарной работы можно представить так:

1) семантизация слова

2) актуализация слова



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap