программа по ритмике



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено методическим советом образовательного учреждения

Директор МБОУДОД ДШИ №2

им И. Я Паницкого

От «___ » ____________ 2013г.

Г. М. Васильев__________________

Протокол №____

«___ » ____________ 2013г.

РИТМИКА

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Срок реализации — 2 года

Возраст учащихся – 4-6 лет

СОСТАВИТЕЛЬ: Гусева М. П.

преподаватель отделения

хореографического искусства

МБОУДОД ДШИ №2 им. И.Я. Паницкого

2013 г.

г. Балаково

Саратовской области

Адаптированная программа составлена на основе:

Проект программы для подготовительных классов для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств — Сердюков В. П. (1977г.)

Примерная программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств «Ритмика и танец» — Бахто С. Е. (1984г)

Программа по ритмике в детской музыкальной школе — Франио Г. С. (1997г.)

Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств

(подготовительные классы) – Пинаева Е. А.(2006г.)

Программа Шанауриной Зухры Ахметовны – преподавателя ритмики и физической культуры дошкольного отделения музыкальной школы комплекса №15 «Ритмика, элементы художественной гимнастики и танец» (дополнительное образование детей 3-6 лет).

Пояснительная записка

Значение развития в дошкольный период.

В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребёнка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично – успешной личности ребёнка.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Ритмика на отделении раннего эстетического образования входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении, где развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание уроков «ритмика» создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Актуальность: отличительной особенностью адаптированной программы является необходимость более раннего обучения детей ритмике, которая направлена на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого материала соотвестсвенно их психофизическому развитию. Вариантность использования предлагаемого материала, (т. е. на каждом уроке используется задания всех разделов),

Цели адаптированной программы:

Развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание национального самосознания к музыке через танец, воспитание музыкально-двигательной культуры. Дать учащемуся необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать, предоставить возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальным ритмам. Это будет способствовать гармоническому развитию души и тела ребёнка.

Задачи адаптированной программы:

Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание организованной, гармонически развитой личности, восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.

На первых этапах работы с детьми на уроке ритмика строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, метании (преимущественно работа с мячами), на гимнастических (общеразвивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4-6 лет.

Срок реализации: 2 года обучения.

Форма и режим занятий: урок 1 раз в неделю, продолжительность 1 академического часа устанавливается 30 мин.

Количественный состав группы: 10-15 человек. Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).

Количество учебных недель: 34.

Формы подведения итогов: реализации дополнительной образовательной программы:

— открытые уроки для родителей;

— качество знаний и практических навыков учащихся выявляются на открытых уроках.

Основные методы обучения:

— наглядный — практический качественный показ;

— словесный – объяснение, желательно образный;

— игровой – учебный материал в игровой форме;

-творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально – двигательных образов.

Требования к музыкальному оформлению урока.

Музыкальное оформление является основой музыкально – ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление уроков «Ритмика и танец» должны быть разнообразным и качественно исполненным. Будь то работа концертмейстера или звучание фонограммы.

Музыкальные произведения (фрагмент) подбирается к каждой части урока, определяется его структура, темп. Ритмический рисунок характер. Мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными.

При знакомстве с фразами следует подбирать пьесы с простой и ясной фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и ритму. Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и короткие фразы чередуются.

В оформлении урока можно использовать:

— классическую музыку русских и зарубежных композиторов;

— народную музыку;

— музыку в современных ритмах;

— доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми младшего школьного возраста;

— иметь выразительную мелодию и четкую фразировку;

— быть близким по содержанию детским интересам.

Воспитание восприятия характера музыки.

Методические рекомендации.

Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному произведению, а также определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.

Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе.

После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений. Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.

Программные требования.

Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки своего отношения к музыкальному произведению через

движение.

Темп.

Методические рекомендации.

При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, хоровом классе.

Программные требования.

1. Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.

2. Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.

3. Уметь ускорять и замедлять темп.

4. Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»).

5. Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).

Динамика.

Методические рекомендации.

Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.

Программные требования.

1. Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения.

2. Обращать внимание на связь между динамикой и изменением силы мышечного напряжения. На f – движения энергичней, мышечное напряжение больше, затрата энергии значительней, чем на p. На p –легкий бег, на f – бег широким шагом Упражнение для рук: «покачаемся с лентами», «маленькие и большие», «крылья бабочки».

Метроритм.

Методические рекомендации.

Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует так же учить детей выполнять их

в характере музыки. В процессе занятий, дети, двигательно реагируя на музыку,

подчеркивают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами.

Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую – развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю, или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч на сильную долю. Эти упражнения даются в размере 2/4 и ¾. Предлагая исполнить упражнение «эхо», педагог – концертмейстер проигрывает на фортепиано 2-4 такта пьесы или придумывает ритмы сам, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Иногда для этой цели можно использовать удары в бубен, барабан или ударные инструменты. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет).

Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т.д.). Затем первая фраза проигрывается громко, вторая – тихо.

Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй

фразы или прохлопывают её в ладоши. При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти.

Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.).

Программные требования.

В данной теме материал примерно распределен по четвертям в соответствии с программой по сольфеджио.

1. Интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей (I четверть).

2. Интуитивное освоение соотношений длительностей (долгие, короткие звуки). Прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4,3/4 (I четверть).

3.Знакомство с понятием «сильная доля» (I четверть).

4. Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная. Выполнение данных длительностей условными обозначениями (II четверть).

5. Развитие ритмической памяти (упражнение «эхо»); выполнение шагами ритмического рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения). (Работа по выполнению ритмических рисунков проводится на протяжении всего учебного года).

6. Использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения ритмических рисунков (I, II четверти).

7. Осознанное определение длительностей в речевых упражнениях (II четверть).

8. Знакомство с размерами 2/4 и ¾. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей (II, III четверти).

9. Знакомство с заткатовым построением (III четверть).

10. Подготовка к дирижированию. (Систематическая работа над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук, – I, II четверти). Умение передавать динамические оттенки (p, f) (III и IV четверти).

11. Дирижирование во время ходьбы: выполняя шагами разные длительности; выполняя шагами простейшие ритмические рисунки, состоявшие из четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4 и 3/4 (III, IV четверти; для продвинутых групп).

12. Определение длительностей по дирижерскому жесту (III, IV

четверти).

Строение музыкального произведения.

Методические рекомендации.

При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них, на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых соответственно повторяются и движения.

При знакомстве с фразами следует подбирать пьесы с простой и ясной

фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по протяженности и

ритму (ритмический рисунок общий, а мелодия изменяется). Для начала также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности, так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и короткие фразы чередуются.

Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поочередное прохлопывание детьми в ладоши музыкальных фраз. Или другое упражнение: пальцы сжать в кулаки, в конце первой фразы один палец выпрямляется («выскакивает»), так же и в конце следующей фразы и т.д. Сколько «выскочило» пальцев, столько и фраз в пьесе. Длину фраз можно отображать дугообразным движением рук: подняв правую руку перед левым плечом, описать дугу слева – направо; на следующую фразу дуга описывается справа –налево. Поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длина пройденной дорожки будет зависеть от длины фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них. У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки – после выступления или после окончания предыдущей фразы.

Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется

в хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений. Вступление в песнях и пьесах вначале воспринимается детьми интуитивно. Постепенно дети приучаются начинать движение на первую сильную долю после вступления. Первую сильную долю можно отмечать хлопком в ладоши или притопом ноги об пол.

Программные требования.

1. Ознакомление с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой (II, III четверти).

2. На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием

«вступление» (построение, предшествующее началу движения). После

вступления – самостоятельно, без словесного указания педагога

начинать движение, ощущая первую сильную долю.

Техническое оснащение занятий: — фортепиано, музыкальный центр, аудиокассеты, CD – диски,USB — флешка, DVD, TV.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Хореографический класс с зеркальным оформлением стен.

Нотно-методическая литература.

Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической

деятельности.

Аудиокассеты, СД – диски.

Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.

Фортепиано.

Резиновые мячи среднего размера.

Коврики.

Костюмы для концертной деятельности.

Тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов в год

1 класс

2 класс

Введение

1

1

Раздел — 1 Хореографическая азбука

1.1.

Разогрев отдельных групп мышц и подвижности суставов

10

10

1.2.

Партерная гимнастика

15



15

1.3.

Расслабление

8

8

Всего;

34

34

Содержание курса.

Первый год обучения.

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

Ознакомление детей с танцевальной азбукой:

— постановка корпуса;

— упражнение головой — «Тик — так», «Гуси», Шамаханская царица»;

— упражнения для плеч — «Незнайка», «Горб верблюда», » Цыганочка»;

— упражнения для рук — «Стрелки часов» «Поимай комарика», «Куколки»,

«Ветряные мельницы»; кистей — «Зайка», пальцев «Веер»;

— упражнения для корпуса — «Неваляшка», » Волна»;

— упражнение для ног — » Петушок»;

— упражнение для стоп — «Елочка», носок и пяточка — «Пингвин»

Выполнение упражнений танцевальной азбуки.

Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:

— ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;

— танцевальный бег;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap