программа по народному пению Калинушка ПДО Барабаш Виктории Валерьевны



Программа «Калинушка»

Тип программы: модифицированная

Продолжительность освоения: 3 года

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Педагог дополнительного образования:

Барабаш Виктория Валерьевна

Ст. Холмская, Абинский район

Пояснительная записка.

В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Столетиями летят над краем, над хуторами и станицами народные песни. Народные песни – это река времени, питающая наши души, нашу добрую память. С годами эта река поиссякла, юное поколение не знает многих традиций, обрядов и песен, а пение – хорошее средство воспитания и обучения школьников в духе патриотизма, нравственности и гордости за свою малую Родину.

Такие вопросы: человек и природа в народной песне, значение обряда, история народа в его песнях, патриотизм и нравственность – все эти темы найдут отражение в данной программе.

Цель :

возрождение обычаев, традиций, песенного богатства Кубани.

Задачи :

1. Познакомить учащихся с музыкальной грамотой.

2. Научить петь в унисон и чисто интонировать.

3. Посредством слушания и разучивания песен изучать историю

казачества.

4. Воспитывать у детей любовь к родному краю, развивать

патриотические и нравственные качества, такие как верность, храбрость, трудолюбие, добро; научить уважать историю и культуру своего народа.

Основной формой работы являются учебные занятия. Во время обучения дети знакомятся с музыкальной грамотой, историей казачества, песенным фольклором и песнями, имеют возможность творческого самовыражения.

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

Азы теории музыки (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, звуковедение);

Считалки, дразнилки, игровые припевки;

— Песенные жанры (лирические, хороводные, походные, свадебные, исторические, трудовые)

— Посевные, жнивные песни.

Уметь:

— определять на слух лад;

— повторить ритмический рисунок;

Исполнить колыбельные песни и потешки («чукыкалки») кубанских казаков;

Исполнять считалки, дразнилки, игровые припевки;

Исполнять детские колядки и щедровки, посеванки;

Исполнять масленичные песни;

Исполнять русские народные песни и казачьи песни.

— Исполнять песни летнего и осеннего сезона;

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

— Кубанских композиторов и кубанских поэтов, их творчество;

Основные календарные праздники;

Рождественские песни;

Хороводные песни;

Пасхальные хороводы и игры;

— Песни о Родине;

— Народные песни и народные игры.

Уметь:

Исполнять фольклорные тексты Ой, здравствуйтэ вам (Мы ны самы йдэм – вождение козы; Мыланка ходыла и Ой, учора из вэчора – вождение Мыланки и Васыля,;

Исполнять пасхальные песни и игры, фрагменты народно-театральных представлений;

Исполнять песни о Родине;

Исполнять народные песни и народные игры;

Исполнять песни кубанских поэтов и композиторов.

— Исполнять движения игровых хороводов и хороводных песен.

По окончании третьего года обучения учащиеся должны:

Знать:

— Походные песни, песни о боях и сражениях;

— Бытовые, лирические и плясовые песни кубанских казаков;

Обрядовые песни и обряды кубанских казаков;

Уметь:

Воспроизводить песни, исполнявшиеся при проводах на службу кубанского казака;

Исполнять песни с историческими сюжетами кубанских казаков;

Исполнять лирические и плясовые песни кубанских казаков;

— Показать один из обрядов кубанских казаков.

Данная программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет, музыкальный материал подбирается с учётом возрастных особенностей групп:

младший школьный возраст 7-10 лет

средний школьный возраст 11-14 лет.

Программа рассчитана на 3 учебных года, по 144 часа на каждый год. Основой содержания данной программы является фольклор, к которому относятся песни, сказки, пословицы и поговорки, попевки, дразнилки, народные игры, а также обряды, обычаи, праздники. Но помимо практических занятий (изучение песен, дразнилок, игр) учащиеся знакомятся и с теорией (композиторы и поэты Кубани, жанры песен, русская народная песня и казачья песня и т.д.) На занятиях используются различные формы обучения: разучивание песен, закрепление песен, повторение музыкального материала, опрос, беседа, рассказ, открытое занятие, концерт, игра.

Методами достижения цели являются разучивание казачьих песен,

встречи с народными фольклорными и образцовыми коллективами, просмотр фото и видеоматериалов, участие в концертных программах, организация и проведение народных праздников, обрядов.

Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Занятия по данной программе помогают учащимся развить вокальные и художественно-творческие способности, раскрыть себя как личность.

Учебно – тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные (индивидуальные)

1

1 год обучения

Введение в программу.

2

2

2

Роль песенного творчества в жизнедеятельности человека.

6

2

4

3

Знакомство с русскими народными и казачьими песнями.

74

4

70

4

Разучивание народных попевок, прибауток, игр.

18

2

16

5

Календарные песни.

40

2

38

6

Занятие- концерт.

4

4

Итого часов

144

12

132

II год обучения

1

Введение в программу.

2

2

2

Календарные песни.

32

2

30

3

Знакомство с творчеством кубанских композиторов и кубанских поэтов.

62

6

56

4

«Люблю тебя, моя Кубань» — песни о Родине.

24

2

22

5

Взаимосвязь между народными песнями и народными играми.

20

2

18

6

Занятие – концерт. Итоговое занятие.

4

4

Итого часов

144

14

130

III год обучения

1

Введение в программу.

2

2

2

«Засвысталы, казаченькы» — походные песни, песни о боях и сражениях.

38

2

36

3

«Ой, нам весело жить» — бытовые, лирические, плясовые песни.

50

4



46

4

Обрядовые песни и обряды на Кубани.

50

4

46

5

Концерт – обряд.

4

4

Итого часов

144

10

134

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

I год обучения

Введение в программу: рассказ о том, чем учащиеся будут заниматься в течении года. Знакомство с песенным творчеством Кубанского казачьего хора, прослушивание записей песен. Инструктаж по охране голоса и технике безопасности.

Роль песенного творчества в жизнедеятельности человека: выяснить,

что же такое песня, на какие жанры она делится (историческая, лирическая, бытовая, свадебная, походная и т. д.). С какого возраста нас окружает песня. Роль песни в жизни человека.

Знакомство с русскими народными и казачьими песнями:

Теория: песни бывают народными, т.е. из народа и композиторскими.

Прослушивание записей песен, просмотр иллюстраций к песням (например: репродукция «Бурлаки на Волге» — песня «Эх, ухнем»). Знакомство с хоровыми коллективами. Отличительная манера пения на Кубани и в Сибири.

Практика: в начале каждого занятия – распевание – подготовка голосового аппарата к пению ( распевки на звукообразование, звуковедение, дикцию.); работа над ритмом: повторить заданный ритмический рисунок, разучивание мелодии с элементами сольфеджио. Именно в «распевках» приобретаются навыки и умение правильно формировать звук, исполнять скачки в мелодии на кварты, квинты и т.д. При работе над песнями (разучивание мелодии) приобретённые навыки помогают легко разучивать мелодию песни.

4. Разучивание попевок, дразнилок, игр. Детям очень нравятся небольшие песенки, иногда со смешным содержанием, а музыкальные игры: неотъемлемая часть развития и раскрытия личности ребёнка – учащегося.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap