программа по математике для 7 класса физико-математической школы Готовимся к олимпиадам



ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

«Готовимся к олимпиадам по математике»

(7 класс)



Составитель: Сантьева Л.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача обучения математике в физико-математической школе -развитие математических способностей учащихся, углубление и систематизация знаний, полученных в общеобразовательной школе, повышение математической культуры учащихся. Наряду с решением основной задачи изучение математики в физико-математической школе предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к поступлению и обучению в вузе.

В соответствии с возрастными возможностями школьников обучение в физико-математической школе начинается с 7 класса. Этот этап обучения помогает ученику сориентироваться в мире математики, осознать свою степень интереса к ней и свои возможности овладения предметом. Для расширения кругозора учащихся и развития интереса к математике в программу обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики, задачи конкурса «Кенгуру» и задачи математических олимпиад.

Программа 7 класса по математике для физико-математической школы направлена на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Включенные в данную программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Данный курс «Готовимся к олимпиадам по математике» призван способствовать развитию умения рассуждать, доказывать, решать стандартные и нестандартные задачи, формированию познавательного интереса, формированию опыта творческой деятельности, развитию мышления и математических способностей учащихся. Содержание и технология проведения данного курса направлены на формирование математической культуры школьника.

Задачи курса 7 класса по математике для физико-математической школы определены следующие:

развитие у учащихся логических способностей;

формирование пространственного воображения и графической культуры;

привитие интереса к изучению предмета;

расширение и углубление знаний по предмету;

формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Учащиеся, посещающие курс «Готовимся к олимпиадам по математике», в конце учебного года должны уметь:

находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

оценивать логическую правильность рассуждений;

распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

уметь составлять занимательные задачи;

применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Цели:

1. Углубление  знаний  учащихся через изучение дополнительных тем школьного курса математики.

2.Развитие логического мышления.

3.Развитие творческих способностей и исследовательских умений.

4.Воспитание настойчивости, инициативы , самостоятельности.

Реализации целей:

1.Изучение дополнительных тем школьного курса математики;

2.Обучение стандартным  методам решения нестандартных задач.

3.Различные формы проведения занятий (лекции, семинары, мини-олимпиады)

Количество часов: 30 часов

Содержание

Принцип Дирихле

Принцип крайнего

Простейшие комбинаторные задачи

Логические задачи

Взвешивания. Переливания.

Замощения. Раскраски

Разрезания. Перекраивания

Игры. Стратегия

Турниры

Операции. Инварианты

Понятие графа



Простейшие задачи на графы

Задача Эйлера о мостах

Обход лабиринтов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Число часов

Срок

1.

Давайте познакомимся! (занятие-игра). Занимательные задачи, задачи-шутки, задачи на расстановку чисел.

1

октябрь

2.

Задачи с целыми числами. Приемы быстрого счета. Старинные приемы вычислений. Математический кросс.

2



октябрь

3.

Азбука рассуждений. Определение и теорема. Прямое рассуждение, рассуждение «от противного», метод перебора. Логические задачи.

2

октябрь

4.

Комбинаторные задачи. Основные правила комбинаторики. Дерево вариантов.

2

ноябрь

5.

Конструирование. Расположение точек и фигур на плоскости. Командная эстафета.

2

ноябрь

6.

Тематическое занятие: летопись открытий в мире чисел и фигур.

1

декабрь

7.

Делимость. Задачи на четность. Понятие инварианта.

2

декабрь

8.

Матбой (итоговое занятие за первое полугодие) — целые числа, логические задачи, комбинаторика, конструирование.

2

декабрь

9.

Задачи «на взвешивание» и «переливание». Алгоритм решения и его запись.

2

январь

10.

Задачи на игровую стратегию. Понятие выигрышной стратегии, запись алгоритма игры.

2

февраль

11.

Разрезание плоских фигур и покрытие плоскости. Орнаменты. Симметрия. Пропорции в архитектуре и искусстве.

2

февраль

12.

Принцип Дирихле. Подготовка к олимпиаде «Кенгуру»

2

март

13.

Графы. Применение графов для решения задач на соответствие. Обход графа.

2

март

14.

Обходы клетчатой доски. Замощение плоскости.

2

апрель

15.

Задачи о раскраске. Нахождение инвариантов.

задачах.

2

апрель

16.

Олимпиада (годовое итоговое занятие)

2

май

Итого часов:

30

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи «Кенгуру»», С-П.,2003г.-2012г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

9. «Ума палата» — игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.








sitemap
sitemap