программа по исследовательской деятельности Учись видеть новое_36477



Исследовательская деятельность учащихся начальной школы как условие развития личностного роста.

Программа «Учись видеть новое» .

Пояснительная записка:

Внеурочная деятельность детей в современном российском обществе рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса. Очень важным является воспитание в ученике личности мыслящей, творческой, нравственной.

Этому способствует исследовательская деятельность учащихся. Что же такое исследование для младших школьников? Это прежде всего наблюдение за жизнью вокруг него. Ребёнок открывает мир для себя, развивает новые для него навыки. Понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но открытие «для себя» помогает формировать активную жизненную позицию. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Особенностью исследовательской деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься все дети, не смотря на разные уровни подготовленности.



Цель программы:

Стимулирование развития интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников

Обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований (опора на групповые формы обучения)

Формирование умений и навыков исследовательского поиска.

Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Организуя учебно – исследовательскую деятельность нужно помнить, что поставленная проблема и обозначенная тема должна быть актуальными для ребёнка, должна выполняться им добровольно. В исследовательской деятельности развиваются такие универсальные учебные действия:

— Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

— Регулятивные

формулировать и удерживать задачу;

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

составлять план и последовательность действий;

— Познавательные

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

— Коммуникативные

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания;

строить монологичное высказывание;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Исследовательская работа опирается на четыре ключевых понятия : « выбор»,

« инициатива», « сотрудничество», «успех». Причем все они связаны между собой .

Этапы исследовательской деятельности:

I— Идея (результат познавательных потребностей)

Выбор темы

Может возникнуть спонтанно ,не откуда. Из любого вопроса , заданного ребёнком.

Может быть смоделирована преподавателем и преподнесена так, что дети принимают её за свою.

II — Структурирование

Постановка целей и задач

Выдвижение гипотезы

После выбора темы придумываются варианты вопросов, проблем, которые важно исследовать в рамках темы. Одним из действенных методов является «мозговой штурм» с последующим обсуждением. Одним из приёмов для развития темы является схема

«Паучок» ( анг. Педагог Д.Хамблин)

Главная идея

Главная идея

На первом этапе дети записывают название темы.

На следующем этапе они продумывают, какие из понятий являются основными. Их следует записать так, чтобы они образовали ножки «паучка».

Затем усиливаем устойчивость паучка, надев на ножки них «башмачки» (более конкретные вопросы к понятиям.

III — Деятельность

Организация исследования:

Наблюдение, эксперимент, теоритический анализ

сбор информации (книги, ресурсы интернета, теле материалы и т.д.)

Обобщение и написание работы.

Для организации деятельности дети делятся на подгруппы по интересующим их темам.

В подгруппах обсуждается возможные методы исследования, распределение обязанностей по поиску информации.

Постоянно должны проводиться сборы группы для промежуточных обсуждений собранной информации.

IV Презентация

Этап защиты выполненной работы очень важен. Без него исследование не может считаться завершённым. О выполненной работе надо не просто рассказать, но и как всякое настоящее исследование его нужно защитить. Защита должна быть публичной с привлечением зрителей (родители, учителя, гости школы). Дети излагают добытую информацию , учатся доказывать свою точку зрения.

V Оценка деятельности

Оценивать детские исследовательские работы можно по принципы простого ранжирования, присуждая дипломы 1.2.3 степени, а можно отличать работы по номинациям.

Главной задачей данного этапа деятельности является формирование оценочной деятельности младшего школьника как средства формирования оценочной самостоятельности.

Оценочная деятельность включает две составляющие: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей деятельности (процесса и результата) и владение способом оценивания.

Оценивают результаты своего труда дети не по 5-балльной системе, а учатся давать качественную оценку своей работы.

Критерии качественной оценки дети разрабатывают сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно.

Начинаем с разработки критериев оценки презентаций на этапе представления исследовательских работ.

Так, например, в первом классе нами были разработаны следующие критерии:

интересно/неинтересно;

понятно/много непонятных слов;

форма подачи информации;

наглядность.

В дальнейшем разрабатываются критерии оценки не презентации, а собственной деятельности.

Опыт, получаемый на защите презентации, помогает ребёнку оценить свои силы, дает возможность научиться самому и научить других.

VIАнализ результатов ( рефлексия)

Лучше проводить через 1-2 дня после защиты, когда для ребят уже четко понятно, что в работе было удачно, что не получилось.

Анализ может осуществляться в разных видах деятельности: познавательной, учебной, коммуникативной. Может проводиться в разных формах: анкетирование, видео просмотр, выпуск газет, брошюр, альбомов, комментарии учителей, родителей, психолога.

VIIОбразовательно – воспитательный эффект.

Для педагога главный результат, чтобы каждый ребёнок максимально раскрыл свой творческий потенциал, проявил себя либо индивидуально, либо в группе, приобрел следующие умения:

•Умение видеть проблемы

•Выдвигать гипотезы

•Задавать вопросы

•Давать определение понятиям

•Проводить наблюдения и эксперименты

•Делать выводы и умозаключения

•Классифицировать и структурировать материал

•Работать с текстом

•Умение оппонировать

•Развитие монологической речи

Тематическое планирование по программе

« Учись видеть новое»

1 класс

Дата

Тема

Цель

Примерные темы занятий.

Сентябрь — ноябрь

Волшебница вода

Ознакомиться со свойствами воды.

Уметь использовать полученные знания в практическом применении.

— Что такое вода?

Почему капли воды круглые?

— Куда течет вода?

— Кто умеет ходить по воде?

— Куда исчезает вода?

-Какая бывает вода?

-Почему вода такая разная?

— Почему лёд твёрдый?

— Лёд, который тонет

— Жидкий бутерброд?

— Почему в солёной воде плавать легче?

— Куда делся сахар?

-Путешествие капельки

Январь — февраль

Невидимка воздух

Ознакомиться со свойствами воздуха.

Уметь использовать полученные знания в практическом применении.

-Что такое воздух?

— Из чего состоит воздух?

— Можно ли поймать воздух?

-Почему парашют не падает?

— Почему летает тепловой аэростат?

— Может ли стакан быть пустым?

— Сколько весит воздух?

— Тепло против холода



Март — апрель

Прогулки по лесу

Познакомиться с растительным и животным миром наших лесов.

-Познавательная прогулка

-Звериная

-Пернатая

— Древесная

— Травяная

— Ягодная

— Грибная

-Ползающая, прыгающая,жужжащая.

2 класс

Дата

Тема

Цель

Занятия

Сентябрь — ноябрь

«Откуда? Почему? Зачем? Приходит осень»

Учить устанавливать связь между временем года и природными явлениями.

— Зачем осени такие яркие краски? Почему хвоя не желтеет?

— Почему осенью листопад?

— Почему осенью дожди идут часто?

-Почему осенью день становится короче?

— Почему осенью становиться прохладней?

— Как меняется жизнь животных и птиц с приходом осени?

Февраль — март

«Загадочная Вселенная»

Предоставить возможность детям попрактиковаться в использовании справочных изданий для поиска информации

— Солнце и мы

-Гравитация

-Разные лун

-Звездное движение

-По орбите вокруг солнца

-Наша Солнечная система

Март — Апрель

Как изменяется природа с приходом весны.

Показать детям взаимосвязи живой и неживой природы на примере растений

— Как рождается растение

— Что у зернышка внутри

-Есть ли у растений кости?

— Почему листья зеленые

-Двигается ли растение вслед за солнцем?

— Как растения сохраняют воду?

-Почему цветы хорошо пахнут?

— Сад в банке

— Всегда ли корень растет вниз?

— В сеточку.





Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap