программа ОЭП



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа

экспериментальной площадки:

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики



Лямбирь

Составитель:

учитель математики МОУ «Лямбирская СОШ№1»

Базакина Анна Васильевна,

Тема экспериментальной площадки:

Формирование ключевых компетенций учащихся

на уроках математики

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактором: переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения математически компетентных людей. Поэтому одной из важнейших потребностей школы является воспитание социально зрелой, инициативной, творчески креативной личности с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

Объект исследования:

Исследовательско-поисковая деятельность учащихся в обучении математике с использованием ИТ.

Предмет исследования:

1.Организация, стимулирование и контроль исследовательской поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием ИТ.

2.Формирование информационно-коммуникативных знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательско-поисковой деятельности (компетенций).

3.Формирование опыта творческой деятельности учащихся.

Концепция опытно-экспериментальной работы

Возможно, самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и должен сделать учитель на уроке, — это помочь учащимся испытать радость от рождения собственной мысли.

В основу концепции ОЭР изначально заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность во многом определяет как сам процесс самопознания ученика, так и его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.

В условиях реализации «Федеральной концепции модернизации российского образования» используя ключевые компетенции педагог должен формировать у обучающихся систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и научить умению применять.

Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни.

Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Цель: Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Задачи:

Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.



Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

Вносить посильный вклад в достижение общего результата.

Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.

Прививать навыки самостоятельной творческой работы.

Учить грамотно использовать в речи математические термины.

Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных.

При этом перед учителем встают новые задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения и его продукту.

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Что касается условий реализации указанного содержания, то таковыми выступают

гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни.

Для осуществления собственного выбора и связанной с ним самореализации ученик и учитель должны:

осознавать себя как индивидуальность, свои особенности и проблемы;

обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммуникативными умениями.

Реализация этой концепции в условиях образовательного учреждения приводит к ряду изменений в образовательном процессе, в ходе которых урок постепенно перестает быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, участвуя в которых ученик приобретает:

опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;

информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;

коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.);

организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование ее этапов, прогнозирование результатов и пр.)

В рамках концепции развития индивидуальности «специализация» формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей.

Основная и очень ответственная задача учителя- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Цель современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного » ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Важнейшей целью математического образования в школе является

приобретение знания и овладение математическим методом.



непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя через освоение новых технологий, способствующих улучшению качества образования;

повышение качества образования;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

повышение качества урока как основной формы организации учебной деятельности;

целенаправленное обучение математическому языку и его связь с развитием мышления и речи учащихся.

Цели ОЭР

Отбор средств и ресурсов информационных технологий, направленных на формирование исследовательско-поисковых компетенций учащихся.

Адаптация средств и ресурсов ИТ к условиям школы — экспериментальной площадки.

Организация, стимулирование и контроль исследовательской поисковой деятельности учащихся.

Формирование опыта творческой деятельности учащихся.

Задачи ОЭР

1.Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2.Формирование у учащихся представлений о математике как сфере деятельности человека, связанной с моделированием и поиском наиболее оптимального решения проблем с учетом ограниченности финансовых и материально-технических ресурсов.

3.Формирование глубоких и прочных знаний по школьному курсу математики с помощью ИТ.

4.Мотивация учащихся к дальнейшему самообразованию в области приложений математики с использованием ИТ через творческие проекты.

5.Воспитание логического мышления, умения рационально использовать различные информационные ресурсы.

6.Формирование социально зрелой, предприимчивой, разносторонней личности с развитым интеллектом и научным мировоззрением.

Гипотеза

Если в учебном процессе увеличить исследовальско-поисковый характер учебной деятельности с ведущей ролью математики и ИТ с одновременной организацией творческого опыта, то можно ожидать роста уровня математического развития учащихся с сформированными ИТ компетенциями.

Методы и средства ОЭР

Словесно-наглядный (мультимедийный), практический, контрольно-диагностический. Анкеты, компьютерные тесты, контрольные работы, деловые ролевые игры, тренинги, творческие мультимедийные проекты.

Пути решения

1.Подбор мультимедийных средств и ресурсов.

2.Организация работы учащихся в малых группах по выбранным ими направлениям.

3.Освоение умений проектной и исследовательской деятельности, навыков работы в команде, сотрудничестве.

4.Организация самостоятельной работы учащихся с использованием мультимедийных средств и ресурсов.

5.Внеурочная деятельность учащихся с помощью программно-методического комплекса «Microsoft» — «Microsoft Office в школе».

Научно-методическое обеспечение ОЭР

1.Научно- методическая литература по теме ОЭР.

2.Мультимедийные пакеты: Электронный учебник-справочник «Алгебра 10-11 класс»; Виртуальная лаборатории «Интерактивная математика», «Живая геометрия»; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки алгебры 10-11», «Уроки геометрии 10-11»

3.Программно-методический комплекс компании «Microsoft» — «Microsoft Office в школе»

Сроки и этапы ОЭР.

Аналитико-подготовительный – (сентябрь-декабрь) 2012 г.

Изучение литературы. Подбор разноуровневых, дифференцированных заданий и упражнений; Предварительный анализ и осмысление проблемы, выработка исходных позиций для экспериментальной работы; Утверждение программы ОЭР.

Поисково-преобразующий – 20012-2013 гг.

Проведение мониторинговых исследований с учащимися 10-11-х классов. Контрольно-диагностическая деятельность. Формирование информационно-коммуникативной компетентности участников образовательного процесса, апробация и внедрение альтернативных форм образования; создание условий для самореализации субъектов образовательного процесса

Контрольно-обобщающий – 2013-2014 гг.

Осуществление ОЭР по применению информационных технологий в обучении курсу алгебры и геометрии в 10-11 классах. Систематизация и обобщение результатов ОЭР, расширение проблемного поля для дальнейших исследований. Контрольные срезы, обработка данных, соотношение данных с поставленными задачами. Описание ОЭР.

Прогноз положительных результатов.

1.Повышение качества усвоения программного материала по математике через формирование компетенций учащихся и использование информационных технологий на уроках математики.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Формирование мотивации на дальнейший рациональный рост образовательного уровня.

4.Усвоение основного содержания образования по математике на оптимальном уровне.

Ожидаемый результат

1.Повышенный уровень математических компетенций.

2.Успешная итоговая аттестация учащихся.

3.Успешное участие учащихся в олимпиадах и конкурсах.

4.Сформированность поисково-исследовательских умений и навыков с использованием ИТ.

5.Создание и защита творческих индивидуальных и коллективных научно — исследовательских проектов.

6.Успешное выступление в научных конференциях и конкурсах исследовательских работ








sitemap
sitemap