программа объединения Традиционная народная кукла



Пояснительная записка

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности. Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Актуальность данной программы. Программа «Традиционная народная кукла» способствует вовлечению детей в изучение традиционной народной культуры с младшего школьного возраста (6-7лет), что влияет на формирование у ребенка национального самосознания и приобщение к занятиям трудовой деятельности.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Традиционная народная кукла» соответствует основной цели образования в России, направленной на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы и стремлению к самосовершенствованию.

Программа разработана в соответствии:

с типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 7.03.95г. №223;

с Уставом МОУ ДОД «Центр детского творчества», утвержденным решением Железногорской Думы от 17.10.2005г. №256-3-РД;

с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию Минобразования России от 3.06.2003г.

с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. №4594)

Новизна программы и ее целесообразность заключаются в обращении к истокам народной художественной культуры. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использованию потенциала народной педагогики. Тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей многих праздников и обрядов; являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была оберегом. В игре ребенок приобщался к культуре, впитывая весь предыдущий практический и философский опыт своего народа.

Обучаясь по программе «Традиционная народная кукла» ребенок испытывает радость от изготовления игрушки. Кукла, изготовленная своими руками, дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии, т.к. ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную роль. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и творцом. Поэтому разработанная мной программа нацелена на знакомство детей с разнообразием мира народной куклы и освоение старинных техник и технологий по их изготовлению.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» для учреждения дополнительного образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, добровольности, единства обучения, воспитания и развития.

Принцип природосообразности базируется на том, что обучение и воспитание должны соответствовать закономерностям развития природы, особенностям ребенка. С позиции принципа природосообразности в образовательном процессе необходимо учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования чувства ответственности и сопричастности к природе.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной)

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

Принцип проектности — предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие.  Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.

Принцип добровольности — это предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.

Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.

Цель программы: Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славяно-угорских народов посредством народной куклы.

Задачи:

Обучающие

Знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на Руси

Обучение детей изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник

Воспитательные

Привитие детям любви к Родине и людям ее населяющим

Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного на лучших образцах декоративно-прикладного творчества

Развивающие

Развитие у обучающихся творческих способностей

Развитие у обучающихся здорового чувства национального достоинства

Содержание программы «Традиционная народная кукла» предусматривает 2 года обучения и ориентирована на детей 7-12 лет. Для первого года обучения отводится 144 часа коллективных занятий (2 раза в неделю по 2 часа) и 36 часов индивидуальных занятий – по 1 часу в неделю. Количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Для второго года обучения отводится 216 часов коллективных занятий (2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа), а также 36 часов индивидуальной работы – по 1 часу в неделю(для работы с отстающими, с вновь вступившими в объединение, пропустившими, а также с более одаренными и заинтересованными детьми при подготовке к выставке) . В процессе освоения материала педагог работает с каждым ребенком индивидуально. Что позволяет вовремя корректировать образовательный процесс. Количество детей не должно превышать 12 человек.

Организационные формы проведения занятий могут быть:

Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)

Групповые (дети разбиваются на группы в соответствии с выполнением задания)

Такие занятия позволяют обучающимся овладеть необходимыми приемами и навыками в работе, накапливать теоретические знания. Эти знания активизируют познавательную и творческую деятельность, способствуют развитию отзывчивости, сотрудничеству со сверстниками и педагогом, самокритичности, добросовестного отношения к труду.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа-метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

Этап – организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

Этап – проверочный. Задача: устранение пробелов в знаниях.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

Этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности

Этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу и т.д.

Этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.

Этап – итоговый. Задача дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами

Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения

Знать основные приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание

Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол

Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол

Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:

Знать общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной куклой

Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях (рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)

Знать основные виды швов: строчной, «вперед иголка», «через край»

Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол

Уметь создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы

Уметь применять приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание

Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры

Формами подведения итогов реализации программы «Традиционная народная кукла» могут быть выставки, проведение конкурса или викторины. Проведение итоговых выставок имеет большое воспитательное значение. На выставки рекомендуется приглашать гостей, педагогов, родителей. Выставки позволяют рассмотреть творческое продвижение всего коллектива.

Результаты обучения по программе педагог вносит в диагностическую карту. Кроме этого здесь же фиксируются наблюдения педагога. Оценивание идет по десятибалльной системе.

Учебно-тематический план 1года обучения

Раздел, тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I

Организационно-контрольный раздел

6

3

3

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Итоговые занятия

4

2

2

II

Раздел: Игровые куклы

 

 

 

1

Кукла «Бабочка»

2

1

1

2

Кукла»Стрекоза»

 2

 1

3

«Зайчик на пальчик»

2

1

1

4

Кукла «Девочка». Создание декоративного панно

4

1

3

5

Кукла «Каркуша»(Сорока)

4

1

3

6

«Петрушка». Изготовление декоративного панно

4

1

3

7

Кукла «Парочка».

8

2

6

8

Калужско-тульский мужик

2

1

1

9

«Утешница»

2

1

1

10

Традиционный народный костюм: детский, женский, мужской

2

1

1

11

Мамушка с младенцем

6

2

4

12

Кукла «Коза»

6

2

4

13

Кукла на палочке

4

2

2

14

Сувениры: куколки-малышки

4

1

3

III

Раздел: Обрядовые куклы

 

 

 

1

Отдарок на подарок

2

1

1

2

Кукла «Кувадка». Изготовление Кувадки среднерусской, тульской, вятской

4

2

2

3

«Мартинички». Обряд закликания весны

2

1

1

4

Кукла «Птичка»

2

1

1

5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap