программа межпредметного модуля введения в школьную жизнь В школу с радостью



ПРОГРАММА КУРСА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА «В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ»

Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первых двух недель учебных занятий.

Цели и задачи курса

Цель данного образовательного модуля – успешная адаптация первоклассников. Создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что всё это важно, интересно и помогает строить общую жизнь классса.

В процессе работы с учениками решаются следующие задачи:

— создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия развития уверенности в себе;

— создание благоприятных условий знакомства детей друг с другом;

— организация взаимодействия между детьми, как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;

— знакомство педагога с особенностями детей;

— развитие умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе.

Программа адаптационного периода

– обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;

– способствует психологической адаптации детей в школе;

– знакомит с основными школьными правилами;

– прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

– обучает элементарным приемам обратной связи;

– развивает внимание, память, мышление, воображение;

– формирует классный коллектив.

Программа рассчитана на 30 часов. Из них:

Из области «Филология» —9 часов

Из области «Математика и информатика» — 8 часов

Из области «Окружающий мир» — 3 часа

Из области « Искусство и культура» -4 часа

Из области «Технология» — 2 час

Из области «Физическая культура» — 4 часа

Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях.

Содержание занятий данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяются разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому создается ситуация успеха, эмоционального благополучия. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения.

Занятия проводятся в течение первых десяти дней по три урока.

В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Основные разделы курса

Основными разделами данного курса являются:

«Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».

Программа курса «Введение в школьную жизнь» позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование; правила взаимодействия со сверстниками, учителем с самим собой формируют коммуникативные действия.

С самого начала прихода в школу ребенок должен познакомиться с новой «философией оценки». Оценка должна быть ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. Поддерживая положительную общую самооценку ребенка, учитель должен развивать способность ребенка к конкретной оценке своего учения. С этой целью разрабатываются правила «оценочной безопасности», которые соблюдаются и учителем и учащимися. Примерный список этих правил :

не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и пр.);

хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;

«на ложку дегтя – бочка меда»;

ставить перед ребенком только конкретные цели;

не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;

формулировка «опять ты НЕ…» верный способ выращивания Неудачника»;

учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Параллельно с правилами «оценочной безопасности» в адаптационный период первоклассники обучаются приемам оценивания:

– обучение разумному оцениванию начинается с самооценочного суждения ребенка (если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает);

– оценка не должна быть глобальной (ребенку предлагается оценить разные аспекты своей работы);

– самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;

– там, где оценивается качество, не имеющее однозначный эталон-образец, каждый человек имеет право на собственное мнение (учитель обязан знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства).

На протяжении всего периода обучения в начальной школе «философия оценки» не меняется. В результате к концу начального этапа образования у детей формируются действия самоконтроля и самооценки.

Поддержать в детях уверенность в себе позволяет график «мои достижения» в тетради контрольно-оценочной деятельности .Важно помнить, вся работа детей, заканчивающаяся созданием «материального продукта» должна выставляться на всеобщее обозрение по решению самого ребенка или группы детей. Однако здесь существует опасность, которая заключается в возможности сравнения своих работ. Предупреждением конфликтов, вызванных соперничеством, конкуренцией, требует от учителя специальных усилий – важно научить детей оценивать работы свои и чужие по общепринятым критериям.

Особая работа в адаптационный период проводится с родителями. Как только ребенок пришел в школу, то родитель приобрел новый статус – родитель первоклассника. Основа родительской позиции должна заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа. Основные задачи родителя заключаются в:

– эмоциональной поддержке ребенка;

– организации максимальной самостоятельности своих действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении);

– оказании помощи организации экспериментальной работы в домашних условиях;

– проработке правил для учащихся;

– оказании помощи выбора дополнительных образовательных услуг (кружок, секция, факультатив и пр.).

Содержательная помощь со стороны родителей нежелательна. При возникновении у ребенка затруднений при выполнении домашних заданий (чтении, эксперимента, творческого задания и пр.), родители могут помочь сформулировать словесно проблему и зафиксировать ее в тетради.

В адаптационный период должна быть налажена связь между школой и родителями. Необходимо проводить регулярную «школу для родителей», где регулярно осуществляется обмен наблюдениями, впечатлениями по поводу действий ребенка.

«Карта знаний» по предмету – это специально отведенное место в классе в тетради контрольно-оценочной деятельности, где в схематической форме фиксируются основные предметные области курса (первоначально – как направления или задачи исследования, позднее – как открытие детьми способа действий, понятий).

Составленная классом «Карта знаний» по предмету помогает учащимся сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-практических задач, позволяет школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, позволяет делать предположения о возможных дальнейших содержательных движениях.

Групповая работа. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и используется учителем с первых дней прихода детей в школу.

Работа в группах организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Интеллектуальный конфликт разворачивается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует поиску способов решения задач, пониманию, принятию найденного решения. Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются задания-ловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе.

Типы «ловушек»:

позволяющие различать ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя;

позволяющие различать понятийную и житейскую логику;

задачи-ловушки не имеющие решения.

Функции групповой работы:

эмоционально поддерживает каждого ученика;

продуцирует мышление ученика;

удерживает внимание ученика;

дает возможность каждому попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

закладывает основу умения учиться (постановка цели, планирование совместных действий, контроль, оценка);

обучает способам организации;

вовлекает детей в содержательное обучение;

сочетает обучение и воспитание.

Условия эффективной организации групповой работы:

подбираются задачи, требующие обсуждения разных точек зрения;

организуется специальное обучение детей умениям коллективного обсуждения задачи и группового взаимодействия;

предварительно проводится работа по уяснению детьми задачи, способа работы, формы предъявления результата до того, как будет сказано «а теперь групповая работа».

Работа в группах формируется постепенно в течение первых двух лет обучения.

Этапы работы в группе:

фиксация вопроса задачи (в символической или знаковой форме) и неоднократное возвращение к нему в ходе поиска решения;

анализ условия задачи;

фиксация разных точек зрения по ходу решения задачи на бумаге (в виде схемы, слова, протокола);

подготовка выступления от группы с рассказом о ходе обсуждения и перечислением аргументов в пользу той или иной точки зрения.

Типы группового взаимодействия:

1. Наиболее простой тип группового взаимодействия, где каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, затем обсуждается пригодность высказываний и готовится ответ от группы.

2. В более сложно устроенном взаимодействии между детьми распределены разные точки зрения на обсуждаемое противоречие. Например, одна пара в группе рассматривает одно понятие (способ действия), другая пара – другое. В этом взаимодействии происходит окончательное уяснение рассматриваемых понятий (способов действий).

3. Ролевое взаимодействие. Между учениками группы распределяются роли, например: исполнитель, проверяющий, экспериментатор, контролер, протоколист.

Материальное обеспечение курса

1. Колокольчик

2. Визитные карточки

3. Ордена

4. Разнообразные сюжетные картинки

5. Схема класса

6. Схема времени

7. Книга «хроника»

8. Алфавит

9. Различные куклы, мягкие игрушки

10. Полоски цветной бумаги, кружки белой бумаги

11. Бланки для графического диктанта, бланки задания «Стрельба по мишеням»

12. Рисунки с оптическими иллюзиями

13. Чертеж домиков, наборы геометрических фигур, план местности, образцы фигур

14. Листы с разметкой и образцами

15. Наборы деталей одежды

16. Бланки для работы с «лабиринтом»

17. Листы с заданиями (по числу групп)

18. Листы с заданием «Езда по дорожкам» (по числу детей)

Литература: Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь»

http://omczo.org/publ/551-1-0-3033

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ»

1 КЛАСС «Б»

2013-2014 учебный год

Учитель: Лысенко С.А.

Программа: «Перспектива»

Авторы учебника: Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова

Количество часов: 30 часов

дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

примечания

предметные

УУД

личностные

2.09. 2013г

1

«Здравствуй, школа!». Знакомство.

Составлять вопросы

и давать ответы на

вопросы.

Ориентироваться в

здании начальной

школы.

Соотносить

пространственные

представления с

реальными

расположениями

вещей.

Расставлять акценты

в речи ( выделять

голосом самое

важное).

Составлять полные

предложения.

Давать

Исчерпывающие ответы на вопросы.

Соотносить

количественные и

качественные

представления.

Ориентироваться в

помещении и во

дворе школы.

Соотносить схемы с

реальными

предметами и

объектами.

Владеть словами для

доказательств своих

суждений.

Ориентироваться в

частях суток.

Соотносить

схематический

«режим дня» с

реальными этапами

дня.

Использовать в

активной

повседневной речи

разные формы

приветствий.

Различать

культурные формы

обращений.

Понимать значение и функции знаков + и -.

Уметь пользоваться

этими знаками в

различных

ситуациях, в

математических

операциях.

Анализировать

продукты своей

познавательной

деятельности,

соотносить

изученные

предметные понятия

с результатом и

критично оценивать

их.

Описывать картинки

и фотографии.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap