программа кружкового объединения Цветная ниточка



Образовательная программа

объединения

«Цветная ниточка»

Информационная карта

Объединение – «Цветная ниточка»

Учитель технологии – Мельникова Галина Петровна

Направленность – художественно-эстетическая

Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее

Масштаб реализации – муниципальный

Возрастной диапазон – учащиеся 2-6 кл.

Продолжительность реализации – 1 год

Пояснительная записка

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда. Творчество, вышивка, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, искусство керамики – все это приобщает ребят к многонациональной культуре народов нашей страны.

Основная задача заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного и эстетического вкуса, психологическая и практическая подготовка их к полезному труду, творческое отношения к действительности и умения посильно преобразовывать ее «по законам красоты».

Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.

Занятия художественно-прикладным искусством способствуют также профессиональной ориентации учащихся.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему.

Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Занятия носят главным образом практический характер. Теоретические сведения связаны с практической работой учащихся.

При выполнении работ самого серьезного отношения со стороны учителя требует соблюдение учащимися правил техники безопасности. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, обеспечению безопасных условий работы, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание.

Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

— развивать стремление к углублению знаний

— формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству

— развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий

— развивать индивидуальные способности обучающихся

Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду

— формировать чувство коллективизма, гражданственности

— воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям

— воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)

— формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Познавательные:

— развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству

Развивающие:

— развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

— содействовать формированию всесторонне развитой личности

— создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

Мотивационные:

— создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

— развивать активную деятельность

Эстетические:

— воспитывать аккуратность, культуру поведения

— формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества

Социально-педагогические:

— формирование общественной активности, реализация в социуме

— формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству

В объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и разновозрастного состава (2-6 классы). Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достичь успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В течение одного года они попробуют работать в различных направлениях рукоделия и элементарного моделирования. Это помогает определить склонность и индивидуальные возможности каждого учащегося.

Содержание занятий и конкретный материал по темам подбирает педагог с учётом возраста детей, их интересов подготовки и конкретных условий.

Вовлекая учащихся в работу по развитию творческих способностей, очень важно помочь им поверить в свои силы и ощутить чувство успеха. На простых примерах из жизни школьников дать элементарное понятие о мышлении, чувстве, воле и вдохновении, а также предоставить возможность увидеть, вообразить, ощутить, воспроизвести что-то своё, стремиться к самостоятельному решению и достичь успеха.

Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд.

В процессе занятий формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство в достижении цели. Объясняя наиболее рациональные приёмы работы, не надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные и экономические решения. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.

Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.

Педагогические технологии

Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.

Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:

— диагностические исследования личности обучающихся;

целеполагание;

организационно-деятельностный этап;

— этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;

-анализ конечного результата, рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.

Модули обучения

Обучение включает в себя два модуля:

Iмодуль базовый.

Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.

IIмодуль -развитие творческих способностей.

Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).

Формы и методы обучения

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.

В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией

работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формы подведения итогов

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные и занимающиеся в кружке не первый год.

Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога — развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.

В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.

Желательно, чтобы сами обучающиеся использовали различные формы промежуточной и конечной самодиагностики, например в картах самоанализа или тетрадях личностных достижений, где обучающиеся сами отмечают уровень своих достижений, приобретенные умения, эмоциональное состояние и т. д. Так стимулируется становление самосознания, саморазвития.

Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.

По окончании учебного года ребятам вручаются грамоты за активную работу в кружке на итоговом празднике «За честь школы», за призовые места в районных и республиканских мероприятиях объявляются благодарности с занесением в личное дело.

Дидактические и методические материалы

Для обучающихся в кабинете оформлены:

стенды с работами декоративно-прикладного характера;

образцы практических работ;

журналы, книги.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании первого года обучения

Должны знать:

Начальные сведения о материалах и инструментах для работы.

Иметь представление о пропорции.

Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.Различать понятия: «раппорт», «орнамент», «параллельное низание», «круговое низание», «плоский узел», «репсовый узел», «счетные швы»

5Иметь представление о народных традициях разных стран.

Должны уметь:

Приобрести навыки работы с бисером, вышивкой, плетением макраме.

Подбирать нужные цвета ниток при вышивании.

Рассчитывать длину нитей при плетении.

Пользоваться простыми схемами и описаниями работы.

Изготавливать сувенирные изделия.

Работать по шаблону.

В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Учебно-тематический план

№ занятия

Подразделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с программой, вводный инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Искусственные цветы

24

3

21

Материалы. Инструменты и приспособления.

1

Предварительная обработка материалов по изготовлению искусственных цветов.

5

Роза из шифона.

4

Яблоневый цвет

4



Гвоздика махровая

4

Подсолнух.

1

3

Ветка сакуры (панно).

1

3

3



Работа с бисером

32

1

31

История возникновения бисера. инструменты и материалы, разновидности бисера.

1

Параллельное низание. Отработка навыков низания

3

Круговое или французское низание. Отработка навыков низания

4

Вышивка бисером. Вышивка по канве, вышивка по ткани.

4

Изготовление сувениров из бисера.

20

4

Макраме

32

2

30

Краткие сведения из истории. Материалы для плетения, инструменты и приспособления.

2

Односторонний узел. Витая цепочка. Отработка навыков плетения

2

Плоский узел. Отработка навыков плетения

4

Репсовый узел. Отработка навыков плетения

4

Изготовление сувениров

20

5

Вышивка

34

4

30





Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap