программа кружка_36331



«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от

_____ _________ 2012г. № ______

Руководитель МО

________________Т.Н.Ферафонтова

Согласовано:

Зам. директора В Р:

___________ Григорьева О.И..

«Утверждено»

Педагогическим советом

протокол от____ ________2012г. №_____

Директор МАОУ «СОШ № 1»

________________ М.Н.Аюкина.

Введено приказом №__________

от _____ __________ 2012 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа

Внеурочной деятельности кружок тимуровского движения «Прометей»

(гражданско–патриотическое направление)

для учащихся 2 «А» класса

Составитель: Лагодич Татьяна Васильевна , учитель начальных классов первой кв. категории

Набережные Челны

2012 — 2013год.

Пояснительная записка.

Учитывая значимость, положительные результаты тимуровского движения хотелось бы возродить существовавшее тимуровское движение по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников ВОВ, локальных войн и конфликтов. Необходимо сначала дать специальную аргументацию положения о том, что представляет собой тимуровское движение, провести диспуты о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, приобщить детей к культурным, духовным, трудовым традициям своего народа, сформировать у них патриотические чувства и развить духовность. Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Россия — Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру стран как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…«Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Л. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социально культурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно — общественного развития. Современные модели взаимодействия “Общество-государство”  предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых школой.

В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.

В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.

Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива — это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста. Содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Программа – комплексная программа развития детского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Еще сравнительно недавно, скажем лет пятнадцать назад, всё было ясно: в стране существует одна взрослая политическая партия, одна молодежная организация и одна детская общественная (общественно-политическая, как её называли в те годы) Всесоюзная пионерская организация. В 1940 году опубликована повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга положила начало появлению первых тимуровских команд в пионерской организации. Тимуровское движение несет в себе национальную культуру, поэтому оно будет толчком к возврату национальных традиций. Окружающая действительность, изменения, произошедшие в стране, также не давали возможности реально приобщать детей к патриотизму. Эти пробелы могли быть восполнены участием в различных операциях, акциях, например, операция «Забота», операция «Обелиск»; посещениями разнообразных выставок народного искусства, школьных краеведческих музеев; сотрудничеством с детским садом.

Исходя из выше изложенного, опираюсь на следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей к патриотизму должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Тимуровское движение – это часть патриотического воспитания, а образовательная цель патриотического воспитания состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Цель: — поддержка социальных инициатив, направленных на — распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания.

Задачи:

1. Нести радость людям, не быть равнодушными, все делать не напоказ, а от чистого сердца, улучшать окружающую жизнь.

2. Содействовать развитию и консолидации детских отрядов – участников тимуровского движения школы , формирование у детей

культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.

3. Наполнить свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений.

4. Развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом отряда.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. В общении

должны реализовываться следующие правила:

умение выслушивать его до конца;

не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

открытость и доступность учащимся.

Отношения строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности

Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной работы по организации тимуровского движения учащиеся приобретут такие духовно-нравственные

качества как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность.

Пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений.

Приобщатся к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.

Будут расти гражданами своего Отечества, людьми, уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.

Формы и методы реализации: Данное методическое пособие можно реализовать через:

1. Программу воспитательной деятельности «Планете Друзей»

2. Беседы, диспуты, круглые столы

3. Встречи

4. Просмотр фильмов

5. Экскурсии, походы

6. Оказание помощи на дому

Механизм реализации программы:Акция «Забота»

Акция «Милосердие»

«Сотрудничество»

«Проектная деятельность»

«Досуг»

«Мир вокруг нас»

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, выездные и открытые мероприятия. Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания. Выбирая формы работы, нужно отдать предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «я».

Критерии воспитательной системы в программе:

— сформировать нравственный, познавательный потенциалличности младшего школьника;

— развитие креативных способностей учащихся;

— проявление каждого ученика и классного сообщества;

— сформированность классного коллектива.

Содержание программы.

1 класс «Познай самого себя» — на первом этапе, где дошкольник уже школьник, ведущая деятельность – учеба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» — на втором этапе – главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и окружающих.

Содержание программы делится на 6 основных направлений:

Акция «Забота» — Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома

Акция «Милосердие» — Окружение заботой и вниманием детей-инвалидов, находящихся на опеке

«Сотрудничество» — Участие в школьных, городских и республиканских конкурсах.

«Проектная деятельность» — Пробудить интерес создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

«Досуг» — Организация мероприятий для младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной

«Мир вокруг нас» — Проведение субботников, охрана окружающей среды

3 класс «Азбука коллективной жизни» — на третьем этапе умение видеть тех, кто тебя окружает, кто живет рядом. Подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила»- прием самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

Условия реализации программы:

Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы, педагогического коллектива. Совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным краеведческим музеем.

Прогнозируемые результаты II ступени (2 класс)

воспитание чувства гордости, любви к родному краю;

повышение интереса к исследовательской деятельности;

проявление уважительного отношения к страшим;

расширение кругозора;

активное участие родителей в жизни класса, школы;

Личностные результаты – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на занятии Учиться отличать верно выполненное задние или не верно Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учи теля Делать предварительный отбор информации. Добывать новые знания:находить ответы на вопросы. Используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения по жанрам, по выразительным средствам Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания

Коммуникативные УУД Уметь пользоваться правилами тимуровского отряда Донести свои мысли до собеседника уметь слушать и понимать высказывания собеседников совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и внеклассных занятиях учиться согласованно работать в группах

а) учиться планировать работу в группах б) учиться распределять работу межу участниками проекта

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера. исполнителя,

План реализации программы на 2012-2013учебный год

Изучаемый раздел, тема изучаемого материала.

Кол

час.

Кал.

срок

Факт.

сроки

Планируемый результат

Знания, умения

УУД

1

Изучение законов, правил

1

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Личностные результаты – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие

РегулятивныеПроговаривать последовательность действий на занятии Учиться отличать верно. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учи теля

Коммуникативные УУД Уметь пользоваться правилами тимуровского отряда Донести свои мысли до

2-3

Подари ребенку радость (оказание посильной помощи детскому саду)

2

4-6

Тимуровские десанты (помощь дому — интернату)

3

7

Кл. час «Протяни руку сверстнику».

1

8-9

Подготовка к праздничному концерту

2

10

Праздничный концерт, посвященный Дню пожилых людей

1

11

Кл. час «Никто не забыт…» Поздравление людей старшего возраста комплекса.

1

12

Встреча с ветеранами и оказание посильной помощи.

1

Знать духовно-нравственные качества, как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность;

13

Акция «В помощь ветерану»

1

Личностные, «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задние или не верно.

Познавательные УУД Делать предварительный отбор информации.

14

А.П. Гайдар «Тиму и его команда» чтение книги

1

15

Дискуссия . Характеристика героя.

1

16

Просмотр и обсуждение к/ф «Тимур и его команда»

1

17-18

Изготовление подарков для младших сверстников

2

Уметь пополнят свои интересы социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений;



19

Посещение школы для слабослышащих

1

20

Акция «Спешите творить добро»

1

21

Кл. час младших «Содружество независимых государств»

1

22-23

Работа с интернет ресурсами. Герои наших дней.

2

Уметь осуществлять волонтёрскую деятельность.

Личностные»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии..



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap