программа кружка школьная газета



Пояснительная записка

Информационные процессы в российском образовании сегодня проходят в русле глобальных образовательных тенденций. Возрастающая доступность образовательных ресурсов стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Поэтому успех современного человека зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, его инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания. Соответственно, и образовательная деятельность ориентируется на активное освоение человеком способов добывания новой информации.

Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.

Задачи:

1. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

2. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

3. Развить творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

4 Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

5. Развитие навыков установления межпредметных связей.

6. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.

7. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.

8. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

9. Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

10. Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.

11. Формирование активной жизненной позиции.

12. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

13. Формирование эстетических навыков.

14. Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.

15. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:

коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),

познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),

информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),

общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),

ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)

личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и

интеллектуального саморазвития).

Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков.

Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.

Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, информатика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание ученической газеты.

Программа рассчитана на 35 часов.

Программа включает в себя:

изучение основ истории журналистики;

обзор современных средств массовой информации;

знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

изучение методов сбора и обработки информации;

изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

освоение методов работы со словом.

К концу обучения журналистике учащиеся должны уметь:

выявлять интересные события повседневной жизни;

собирать информацию из разных источников и работать с ней;

различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих

жанрах;

общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.

Занятия в кружке проводятся в форме круглого стола, сюжетно-ролевой игры, практической работы.

Формы работы: групповые, индивидуальные консультации.

Методы и приёмы:

словесные;

наглядные;

игровой;

анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

практический (создание, издание и распространение школьной газеты);

проблемный;

диалоговый;

лабораторные работы;

экскурсии.

Редакционные обязанности.

Главный редактор осуществляет контроль, планирует, рецензирует, корректирует и подвергает цензуре поступающие материалы.

Дизайнер проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

Журналисты: в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь.

Фотокорреспонденты

Верстальщики: важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.

Ожидаемые результаты:

регулярный выпуск номеров школьной газеты, успешное участие в городских и областных конкурсах.

Активизация органов самоуправления, позитивного отношения к миру учащихся школы.

Создание банка творческих работ учащихся.

Тематический план программы кружка

«Школьная газета»

1. Возникновение и развитие журналистики. Знакомство с журналистикой как профессией; профессиональные качества журналиста.2ч

2. Детская пресса Понятие «детская пресса». Особенности периодических изданий для детей. Современные детские СМИ. Школьные издания. 2ч.

3. Периодические издания нашего города Знакомство с историей городской газеты. Классификация СМИ. 1ч.

4. Газетно-журнальные жанры. 3ч.

5. Мастерская жанров. Информационные, аналитические, публицистические жанры. 2ч.

6. Информация, ее основные черты. Типы информации. Правила построения информации. 3 ч.

7. Заметка, её основные черты. 2ч.

8. Интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. 3 ч.

9. Пресс-релиз. 1ч.

10. Статья. Виды статей. Приемы написания статей. 3ч.

11. Верстка, основные правила. Виды верстки. Форма текста, размер материала. Первая страница, её типы. 3ч.

12. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. 2ч.

13. Роль и функция фотоиллюстраций. Заголовок и его основные функции. 4ч.

14. Виды фотографий. Шрифт и его значение. 3ч.

15. Итоговое занятие. 1ч.

Всего 35 часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Мыслительные умения и навыки:

• анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе;

• выделять главное для выявления системы понятий и свертывания информации с помощью

• правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

• составление моделей сравнения;

• делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; обобщать данные, полученные в процессе сравнения;

• понимать предложенную проблему;

• оценивать проблемную ситуацию;

• формулировать проблему, аналогичную данной;

• на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу:

• осуществлять доказательство сформулированной гипотезы: строить план решения задачи:

• комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные

• альтернативы;

• сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых:

• переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем П.Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:

• самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники;

• выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов;

• устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;

• использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;

• умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;

• владение приемами доказательства;

• умение определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);

• использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики):

• писать рецензии на книгу, фильм, спектакль

Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:

• анализировать смысл и характер вопросов:

• развивать мысль в логике поставленного вопроса;

• аргументировать свою позицию:

• умение строить доказательство и опровержение;

• применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;

• логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО. записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;

• рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);34. критически

• воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;

• делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле и радиопередач);

• готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов:

• писать сочинения разных видов: тексты, доклады, рефераты, рецензии, аннотации к книге, фильмам, теле- и радиопередачам;

• делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом; вести записи за докладчиком, учителем, лектором;

• пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица,

• диаграмма);

• редактировать свой и чужой текст;

• составлять заявление, расписку, автобиографию

Культурологические:

• понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;

• знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизаци

• уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

• уметь логично в реферативной форме (письменно и устно) излагать культурологическую проблематику;

• оценивать своеобразие, ценность и уникальность всякой культуры;

• ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.

Коммуникативно-речевые умения:

• Умение вести диалог, брать интервью.

• Редактирование статьи, очерка и т.п.

• Приобретение элементарных дизайнерских навыков.

• Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

• Развитие устной и письменной речи учащихся.

• Отстаивать свою точку зрения.

• Сопоставлять различные точки зрения.

• Работать с различными источниками информации

Литература:

Журналистика.

Газетный дизайн /Тим Харроуэр

Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2004 год – 368 с.

Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» — М.: РИП – холдинг, 2003 – 222 с.

Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») – 160 с.

Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» — М.: Сент – Пол, 1997

Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский

Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 1985 г.

Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2003

Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский – М.: Мысль, 1978 – 168 с.

Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.

Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2001г.

Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2000 г.

Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. /С.А. Муратов – М.: Искусство, 1983 – 159 с.

Основы паблик – рилейшнз/М.: Рефл – бук, 2001 г – 528 с.

Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2003 год – 95 с.

Ради единого слова/ В.А. Аграновский

Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак – М.: РИП – холдинг, 2001 – 137 с.

Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год – 72 с.

Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский – М.: Высшая школа, 2002 год – 180 с.

Универсальный журналист/перевод с английского А. Порьяза под редакцией В.Харитонова

Учебник желтой прессы/ Илья Стогофф

Основы журналистики./ Л.Ф. Чигрянская.

Фото – литература.

Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович – СПб.: Питер, 2006 – 320 с.

Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович– СПб.: Питер, 2005 – 144 с.



sitemap
sitemap