программа кружка Родничок_36352



Пояснительная записка

Программа кружка «Родничок» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011), которая обеспечена учебником (Чутко Н.Я. «Я — гражданин России (Я — моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009) и методическими пояснениями к курсу (Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я — гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006.

Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я — гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

— содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

— оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

— обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере — в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени. В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации — все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России. Содержание учебных пособий «Я — гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы — уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Обучащийся научится:

— понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

— ориентироваться в историческом времени;

— определять на карте границы и крупные города России;

— рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

— различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

— уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

— уважительно относиться к защитникам Родины;

— читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

— различать художественную и научно-популярную литературу;

— анализировать ответы товарищей;

— осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.



Содержание курса

Я – моя страна – мой мир

(34 часа)

Раздел I. Я живу в России (8 часов)

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство — люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Россия — многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные — на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)

Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

Раздел IV. Россия и мир (11 часов)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»

(искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран).

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Россия – моя Родина.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

Тематическое планирование

№ темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Дата

По плану

Факт

Я живу в России (8 часов)

1

От Москвы и до окраин. Здесь я родился.

1

Здесь я родился . Моя малая Родина.. Известные люди нашего города.

05.09

2

Здесь я учусь. Гимназическая математика.

1

Участие в общешкольном мероприятии, посвященном 100-летнему юбилею. Решение задач «Гимназическая математика»

12.09

3

Педагоги гимназии.

1

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»

19.09

4

Известные люди нашего города.

1

Посещение выставки картин А.Веприкова, Н.Карташова (гимназия)

26.09

5

Достижения человека.

1

Знакомство с районной «Доской почета» . Беседа о бабушке Н. Свининой, тете Д. Кочергиной, завуче гимназии Ибраевой Л.Е.

03.10

6

Известные люди моей малой родины. Художник В.М. Васнецов «Здесь я родился»

1

Поездка в с. Лопьял в музей В.М. Васнецова.

17.10

7-8

Здесь я учусь.

2

Проект «Гимназическая азбука. Буква «К». Компьютерный класс»

24.10

31.10

Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)

9

Самое необычное на Земле

1

Достижения человека. Посещение выставки работ М. Рязановой «Как прекрасен этот мир»

07.11

10

Как настоящее связано с прошлым

1

Исследование «Старинные предметы в современном доме»

14.11

11-12

Наука о происхождении и становлении человека

2

Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ

«Как появился человек?»

21.11

28.11

13-15

Религиозно- мифологические представления о мире и человеке

3

Беседа с преподавателем Церковной Воскресной школы Л.Ю.Крупка.

12.12

19.12

26.12

16-17

Библейские представления о происхождении мира и человека.

2

Чтение статей из книги «Детская библия»

09.01

16.01

Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

18

Как воскресить прошлое. Археология

1

Посещение краеведческого музея. Зал «Наша старина»

23.01

19

Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика

1

Рисунки на тему «Как жили наши предки»

30.01

20-21

Имена и фамилии

2

Исследовательская работа «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная»

06.02

13.02

22

Письменность

1

Посещение городской детской библиотеки. Беседа «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг»

27.02

23

Время и пространство в истории

1

Коллективная работа «Лента времени»

06.03

Россия и мир (11 часов)

24

Мы все разные

1

Выставка фотографий «Здравствуй, мир. Это я»

13.03

25

Чудеса света

1

Презентация «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире»

20.03

26-28

Сохранить прекрасное, вечное

3

Презентация «География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем»

27.03

03.04

17.04

29-30

Общечеловеческие проблемы.

Сохранить мир

2

Памятные места Великой Отечественной войны. Встреча с участником Великой Отечественной войны «Рассказ ветерана».

24.04

08.05

31-32

Общечеловеческие проблемы.

Здоровье людей и природа

2

Встреча с инспектором по охране природы Вахрушевым Е.А. «Природа родного края. Экологическая обстановка»

15.05

23.05

33



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap