программа кружка дополнительного образования Ритмика



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово

«Рассмотрено»

Руководитель ШМОКР

______________ Клюкина О.В.

Протокол № ____ от

«____»______________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР МБОУ СОШ № 11 ______________Баринова С. Э.

«___»____________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 11 ___________________Н.В. Зайцева

Приказ № _______ от

«___»____________ 2012 г.

Программа кружка дополнительного образования

«Ритмика»

для учащихся 1-4 классов

срок реализации программы — 4 года

Учебная нагрузка – 1 ч. в неделю

Составила:

Норочкина Наталья Сергеевна

учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 11 г. Павлово

г. Павлово

2012г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Ритмика» составлена путем модификации программы «ТАНЕЦ — СОЮЗ ТВОРЧЕСТВА И ЭСТЕТИКИ» // Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / автор-составитель Е.Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель,2009год, стр.76-98. По характеру изменений модифицированная программа предполагает увеличение срока обучения на 1 год. Срок реализации модифицированной программы будет составлять 4 учебных года вместо 3-х лет обучения, предусмотренных базовой программой.. Программа кружка «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.

Творчество, его формирование и развитие — одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.

Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества.

Чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей является такой вид искусства, как танец. Танец как синтетический вид искусства сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность.

Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танце активно, что побуждает к танцевальному действию.

Создавать условия для творческой самореализации всех детей призваны учреждения дополнительного образования, при этом необходимо концентрировать внимание на индивидуальности каждого ребёнка.

В чём же заключается танцевальное творчество?

Формирование творческого воображения, интеллектуального и личностного развития ребёнка обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых импровизаций, игр-драматизаций, конструированием разных видов художественной деятельности.

В танце можно различить два вида творчества: исполнительское и композиционное. Детским исполнительским творчеством в танце называется выразительность (индивидуальная манера исполнения образов и движений).

Детским композиционным творчеством в танце называется создание новых образов, оригинальность сочетания, комбинирование известных движений своеобразной выразительной пластикой.

Творчество возвышает детей, даёт возможность эмоционального взлёта, самостоятельность, свободу, уверенность в себе и своих силах.

Программа кружка «Ритмика» ориентирована на развитие творческих способностей детей. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты — это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Образовательной областью данной программы является искусство. По своей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хореографии. А по тематической направленности — художественно-эстетическая.

Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, которая поможет ему овладеть определённым видом деятельности (танец) и знаниями в области этой сферы, если он пойдёт по ступеням данного образования.

Новизна программы состоит в индивидуальном и дифференцированном подходе к каждому ребёнку и личностно-ориентированном обучении.

Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.

Исходя из этого, можно выделить следующие цели и задачи программы:



воспитывать интерес к искусству танца;

формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии;

формировать практические хореографические навыки;

расширять общекультурный кругозор обучающихся;

сформировать целостное представление об искусстве танца;

овладеть практическими умениями и навыками в области хореографии;

развивать индивидуальные творческие способности обучающихся;

развивать творческое воображение;

развить коммуникативные качества личности.

Основной принцип программы — постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без неё обучающиеся не смогут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.

Основной формой работы является групповая, занятия проводятся 1 раз в неделю с нагрузкой 1час (36 часов в год) — модификация.

Численный состав групп 15 человек— модификация.

В программу введен раздел «Ритм-класс».

Для детей младшего школьного возраста характерны специфические психологические особенности (рассеянное внимание, утомляемость, быстрая усталость), поэтому ритмика, а это частое чередование одного движения с другим, смена музыкального темпа, настроения, делает занятия не скучными, а насыщенными и интересными.

Занятия «Ритм-класса» служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки ребенка, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания.

На занятиях «Ритм-класса» на первых этапах следует выделить движения ног, так как импульсы от ходьбы, бега, прыжков получает все тело.

Занятия «Ритм-класса» развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус.

Дети младшего школьного возраста из-за слабости мышц не могут долго держать корпус в натянутом состоянии и поэтому быстро устают. Партерные упражнения на ковриках способствуют раскрепощению и отвлекают внимание детей на занятия другого характера. В программном материале занятия «Ритм-класса» введены в первое полугодие первого года обучения детей.

Классический экзерсис.

Танцевальные особенности детей следует развивать в равной степени, работая над движениями рук, ног, головы, корпуса. Классический экзерсис способствует технической разработке каждого движения в отдельности, а затем и в их соединении.

В младших группах проучивание экзерсиса начинается в положении ребенка лицом к палке. Здесь закладывается основное развитие мускулов, эластичности связок. Обязательно надо следить за тем, чтобы дети не делали ничего машинально, а следили за музыкой и точностью отработки, а затем и исполнения конкретного движения. Экзерсис у станка является основой первоначальных движений танца.

Техническое мастерство исполнения достигается систематическим повторением одного движения значительное число раз. В средних и старших группах проделывается весь тот же экзерсис, что и в младших, но с учетом того, что техника исполнения уже лучше.

Темп берется значительно быстрее, усложняется комбинация. Классический станок способствует развитию устойчивости корпуса-стержня, т. е. умения держать мышцы спины.

Умение держать спину-стержень — это залог успеха в исполнении сложных танцевальных движений. В средних и старших группах экзерсис выносится на середину (частично) и комбинируется уже из выученных движений у станка. Когда у детей ноги правильно поставлены, развита и укреплена ступня, укреплены мышцы спины, можно приступить к разучиванию прыжков.

Достижение в классическом экзерсисе полной координации всех движений заставляет в дальнейшем воодушевлять движения танца настроением, т. е. придать им ту выразительность, которая называется артистичностью (А. Я. Ваганова).

Характерный экзерсис.

К движениям экзерсиса характерного танца можно приступать только после тренировочных упражнений по усвоению основ классического танца. Сочетать на одном занятии элементы классического и характерного экзерсиса не следует.

Экзерсис характерного танца требует наличия специальной сценической обуви на ногах у детей. Движения у станка строятся на комбинациях танцев разных народов (русский, венгерский, татарский и т. д.), выносы ноги на каблук, удары ноги в пол, дроби. Все это удобно делать только в сценических туфлях.

Педагог должен обязательно указать в расписании занятий, когда каким станком будут заниматься дети. В занятиях характерного танца особое внимание надо уделить правильной постановке рук. Дети должны четко различать положение рук в позиции (характерного экзерсиса или классического). В танце начинается у детей работа над образом, раскрывается их артистичность.

Когда руки и корпус ребенка поставлены, можно приступать к разучиванию круток диагональных и на середине, после того как они схематично были отработаны у станка.

Правильно выстроенное, интересное занятие у станка, растанцовки на середине, вариации разных круток с ускоренным темпом музыки поднимают эмоциональный настрой у детей, вызывают желание лучше работать.

Постановочная работа.

Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейно направленное, художественно ценное и т. д.).

Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива, каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна ориентироваться на формирование художественных взглядов и представлений участников.

Важнейшей задачей педагога в процессе постановочной работы является воспитание у участников творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.

Педагог должен уметь просто, доступно объяснить участникам свои требования, научить видеть перспективу.

Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.

Танцующие дети на сцене должны быть подобраны по внешнему виду, росту и техническому уровню исполнения.

Все движения должны быть осмыслены, танцующие должны понимать и раскрывать общий замысел постановки.

Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:

Дать общую характеристику танца:

а)рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);

б)рассказать сюжет танца.

Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).

Работа над образом: характер образа, специфики поз (руки, корпус, голова).

Разучивание движений танца.

При разучивании движений танца с детьми хорошие результаты дает метод, при котором они повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога и лишь затем исполняют движения самостоятельно. Движения не должны быть чисто техническими и исполняться механически, каждое движение должно «дышать», дыхание движения — это и есть выразительность и артистичность.

Танцевальная импровизация.

Развитию у ребенка творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствуют занятия на тему — т. е. танцевальная импровизация.

На занятиях по импровизации можно рассматривать две ситуации:

Педагог задает определенную тему.

Ребенок самостоятельно выбирает тему.

Педагог побуждает детей сочинять танцевальные характеристики сказочных или реальных персонажей в жанре народного, эстрадного или классического характера. Обучает детей сочинять танцевальные композиции на заданную музыкальную тему.

Задача педагога — побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.

Учебно-воспитательная работа.

Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами.

Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.

Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детях чувство ответственности и пунктуальности.

Коллектив должен работать в союзе: дети — педагог — родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.

Условия реализации программы.

Занятия групп проходят в спортивном и актовом залах.

Имеется комната для переодевания детей, хорошо проветриваемая.

В ходе кружковой работы проводятся теоретические и практические занятия.

Результативность обучения по данной программе отслеживается через участие обучающихся в школьных открытых уроках-концертах для родителей, концертных программах, районных конкурсах и фестивалях.

Ожидаемый результат 1-го года обучения, обучающийся должен

знать:

-основные правила этики, безопасности и гигиены;

-понятия «Классический танец», «экзерсис классического танца»;

— виды ходьбы, бега;

-технику правильного исполнения танцевальных шагов;

— позиции ног и рук;

— технику построения рисунков.

уметь:

— простукивать ритмические рисунки;

-ориентироваться в пространстве;

-выполнять требуемые позиции ног и рук;

-видоизменять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;

-перестраиваться с одного темпа на другой; строить рисунки.

Ожидаемый результат 2-го года обучения, обучающийся должен:

знать:

-технику исполнения проученных движений;

-понятия движений «деми рон де жамб», «ку де пье», «батман фраппе», «батман реливе лан на 45 градусов», батман тандю»;

— понятие «Характерный экзерсис»;

— технику прыжков.

уметь:

-правильно выполнять движения «деми рон де жамб», «ку де пье», «батман фраппе», «батман реливе лан на 45 градусов», батман тандю»;

— выполнять прыжки и мягко приземляться;

-выразительно исполнять движения;

-соединять движения в комбинации;

-составлять танцевальные композиции и импровизировать.

Ожидаемый результат 3- го обучения, обучающийся должен

знать:

— правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы;

-технику ранее изученных движений;

-позы классического танца;

уметь:

-выполнять движения классического танца;

-строить рисунки танца

-соединять движения в комбинации;

-составлять танцевальные композиции и импровизировать;

— соединять техническое исполнение с артистичностью.

Ожидаемый результат 4-го обучения, обучающийся должен

знать:

— правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы;

-технику ранее изученных движений;

-позы классического танца;

уметь:

-выполнять движения классического танца;

-строить рисунки танца

-соединять движения в комбинации;

-составлять танцевальные композиции и импровизировать;

— соединять техническое исполнение с артистичностью.

Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Ритмика»

Первый год обучения. Количество часов – 36

№ п/п

Содержание и виды работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Уроки «Ритм-класса»

8

1

7

2

Экзерсис классического танца

8

1

7

3

Репетиционная работа

6

1

5

4

Этюдная работа

5

1

4

5

Танцевальная импровизация под музыку

3

1

2

6

Организационная работа

2

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap