программа кружка Азбука общения_36327



Пояснительная записка

Программа кружка «Азбука общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » — Издательство Генезис Москва,2008.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

— умение адекватно вести себя в различных ситуациях

— умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

— способность справляться со страхами, обидами, гневом

— умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

— умение справляться с негативными эмоциями

— стремление к изучению своих возможностей и способностей

— успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни.

Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации :

Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

Личностные результаты:

Развивать творческие способности детей;

Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

извлекать необходимую информацию из текста

определять и формулировать цель в совместной работе

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

обогатить представление о собственных возможностях и способностях

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки

учиться толерантному отношению к другому мнению

учиться самостоятельно решать проблемы в общении

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

формулировать своё собственное мнение и позицию

учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы . Основной формой работы является психологический тренинг.

Содержание программы

Третий класс

Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (8 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

-из умения понять другого;

— из умения договориться;

— из умения уступить, если это нужно для дела;

—из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно этому научиться?

Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?

Тематическое планирование

№ темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Дата

По плану



По факту

Я-фантазер.

1

Я – третьеклассник. Я-фантазер.

1

Рисунок «Идеальная школа»

03.09

2

Я умею фантазировать.

1

Просмотр мультфильма «Фантазеры»



10.09

3

Мои сны.

1

Рисунок «Рисунок сна»

17.09

4

Я умею сочинять.

1

Рисунок к стих.Остера «Вредные советы»

24.09

5-6

Я-ученик .

2

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»

01.10

08.10

7

Мои мечты.

1

Сочинение «Мои мечты»

15.10

8

Фантазии и ложь.

1

22.10

9

Ложь большая и маленькая.

1

Занятие мини-диспут

29.10

Я и моя школа.

10

Я и моя школа.

1

06.11

11

Что такое лень?

1

Игра-драматизации

14.11

12-13

Я и мой учитель.

2

Сказка «О мальчике Вале»

19.11

26.11

14



Как справляться с «Немогучками»

1

10.12

Я и мои родители.

15

Я и мои родители.

1

Презентация «Моя семья»

17.12

16

Я умею просить прощения.

1

24.12

17

Почему родители наказывают детей?

1

14.01

Я и мои друзья.

18

Настоящий друг.

1

21.01

19

Умею ли я дружить?.

1

28.01

20

Трудности в отношениях с друзьями.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap