программа Комнатное цветоводство



Программа курса «Комнатное цветоводство»

п/п

Наименование разделов и их содержание

Кол-во

часов

Форма

проведения

1

Мир комнатных растений и их роль в жизни человека

Происхождение комнатных растений.

История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений .Их многообразие .Основные группы ,разновидности. Литература о комнатных растениях. Комнатные растения в зимних садах, теплицах, оранжереях ,школах.

6

Лекция,

беседа,

экскурсия

2

Работа по определению комнатных растений.

Некоторые приемы определения комнатных растений с использованием научно-популярной литературы и энциклопедии комнатных растений .Приемы составления этикеток и паспортов .Работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений.

4

Практиче

ская

работа

3

Биология и экология комнатных растений.

Дыхание комнатных растений .Питание. Фотосинтез. Требования к условиям жизни и в связи с этим- принципы расстановки комнатных растений. Уход за комнатными растениями .Ознакомление с основными видами ухода- систематическим и периодическим.



10

Лекции,

беседа,

практичес

кие

работы,

опыты

4

Работа по охранению и обогащению коллекции комнатных растений.

Посадка ,пересадка, перевалка растений. Ознакомление с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земляных смесей .Их заготовка. Подготовка растений к пересадке, перевалке. Работа с черенками, их посадка

8

Рассказ,

Практичес

кая

работа

5

Комнатное устройство и эстетика.

Искусство оранжировки цветов, растения в различных интерьерах .Искусство дарить цветы .Цветы и живопись. Легенды и предания о цветах. Комнатное цветоводство как хобби .Коллекционирование ,возможные направления коллекционирования комнатных растений. Значение таких увлечений для человека.

4

Беседа,

экскурсия,

встречи с любителя

ми-цвето-водами

6

Заключительное занятие .Подведение итогов работы за год.

2

Беседа,

Выступление

ребят, демонстра —

ция выра-

щенных объектов

Содержание программы курса «Комнатное цветоводство»

Цель программы-познакомить учащихся с многообразием комнатных растений ,историей их происхождения, основными физиологическими процессами ,приемами определения ,принципами размещения ;дать практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями.

В результате прохождения курса «Цветоводство» ученики должны

знать:

основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;

принципы размещения растений в помещении;

правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);

основные болезни комнатных растений;

правила составления зимних букетов и икебан;

уметь:

составлять паспорт растений, проекты оформления клумб и рабаток, зимние букеты и икебаны;

готовить почвенные смеси;

пересаживать и переваливать растения;

вносить удобрения и подкармливать растения;

размножать растения семенами и вегетативно;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель,



условия проведения и полученные результаты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;

размножения растений семенами и вегетативно: черенками, отводками, делением куста, дочерними луковицами-детками и т.д.

Пояснительная записка.

В программе объемом 34 часа, сначала приводятся основные блоки программы ,затем раскрывается содержание каждого блока или раздела, предлагается примерное количество часов ,основные формы и методы работы ,краткий план построения каждого конкретного занятия. Все это ,а так же список рекомендуемой литературы ,поможет обеспечить проведение занятий на достаточно высоком методическом уровне .Однако ,каждый учитель по своему усмотрению ,руководствуясь конкретными условиями ,может внести в программу изменения(например, поменять отдельные темы местами ,изменить продолжительность их изучения ,методы и приемы организации занятий и т.д)

Разработка тем:

-Мир комнатных растений и их роль в жизни человека

-Работа по определению комнатных растений

-Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений

-Комнатное цветоводство и эстетика



-Подведение итогов работы

В программе учащимся предоставляется возможность провести серию практических занятий ,опытов и наблюдений за процессами жизнедеятельности растений (рост ,газообмен ,фотосинтез, поглощение и испарение воды).Предлагается осмысление роли растений ,отношение людей к растениям и свое отношение к ним. Превосходный живой материал —круглый год, который можно использовать и для образования ,и для воспитания детей.

Источниками информации служат литература ,опыты ,практические работы и наблюдения учащихся.Формами организации познавательной деятельности являются :лаборанта, эколога ,ботаника, цветовода ,агронома и др.

Выраженный интерес учащихся к поиску дополнительной информации, проведению опытов ,практических работ и наблюдений можно считать показателями успешного освоения программы

Темы занятий с кратким планом их проведения.

Занятие 1. «Зеленые спутники человека то они?»

Цель -дать школьникам общее представление о комнатных растениях и их роли в жизни человека .Проводится в виде беседы. Речь идет в основном о том ,зачем люди выращивают комнатные растения, какую роль они играют в жизни человека (санитарно- гигиеническая экологическая, эстетическая),почему их называют «зелеными спутниками», «зелеными друзьями» и т.д.На этом занятии используются отрывки из научно-популярной литературы о комнатных растениях.

Занятие 2. «Откуда эти пришельцы?»

Цель познакомить учащихся с историей комнатного цветоводства .Занятие начинается мини-лекцией об истории возникновения этого увлечения людей. Затем- беседа о происхождении комнатных растений ,о тех странах и континентах, откуда они были в то или иное время завезены.Следует особо остановиться на истории возникновения комнатного цветоводства в России ,рассказать о состоянии комнатного цветоводства в наши дни .На занятии целесообразно использовать карту мира или глобус .На них булавками с крошечными флажками обозначить те места, откуда к нам были привезены «зеленые путешественники».

Занятие 3. «Многообразие комнатных растений»

Цель— познакомить учащихся с основными группами комнатных растений. Занятие желательно организовать в форме экскурсии. Местом проведения ее могут быть станция юных натуралистов, школьный кабинет биологии с достаточно большой коллекцией комнатных растений. Знакомить ребят лучше не с отдельными видами ,а с группами растений(такой подход не создает перегрузки памяти и более научен),например рассказать о всех имеющихся лилейных (амариллис ,лилия амазонская и др.),затем о бегониевых (красивоцветущая ,металлика ,голая ,лотосовидная и др.),кактусовых и т.д.На этом же занятии можно познакомить школьников с литературой по комнатному цветоводству ,выяснить ,какие издания есть у ребят дома ,что можно приобрести в книжных магазинах, взять в школьной и детских библиотеках для более детального изучения многообразия комнатных растений.

Занятие 4. «Как узнать в лицо «зеленого друга»?»

Цель -познакомить школьников с некоторыми приемами определения комнатных растений. Эта работа предполагает знакомство ребят со специальными определителями, используя научно-популярную литературу с хорошими цветными иллюстрациями ,наборы открыток по некоторым группам комнатных растений ,а так же справочники ,энциклопедии ,журналы «Цветоводство».В книгах учитель найдет достаточно подробное описание тех или иных растений ,их изображение. Это поможет ребятам лучше ориентироваться в мире комнатных растений, правильно запомнить название, делать необходимые записи в рабочей тетради. Руководителю следует найти подборку журнала «Цветоводство»,где печаталась специальная страничка «Энциклопедия комнатных растений».Этот справочный материал хорошо иллюстрирован и может помочь в определении растений.

Занятие 5. «Получите, друзья документы!»

Цель-провестипервичную работу по систематизации школьной коллекции комнатных растений. Занятие проводится в виде практической работы, для которой используются записи и зарисовки ,сделанные на предыдущем занятии ,а также названная выше литература .Учитель объясняет смысл работы, демонстрирует образцы этикеток и паспортов .Школьники используют необходимый для работы материал: бумагу ,фломастеры, карандаши, линейки и т.д.Учитель сообщает оптимальные размеры этикеток и паспортов ,определяет для каждого учащегося 2-3 растения ,которым тот должен выдать «документ».После выполнения этой работы обсуждаются способы крепления этикеток .Выполненные этикетки прикрепляются к соответствующим растениям .Работу с паспортами дети могут завершить дома.

Занятие 6. «Мы тоже живые!»

Цель— познакомить учащихся с основными физиологическими процессами ,происходящими в организме комнатного растения .Наиболее целесообразный метод проведения работы-микро-лекция с демонстрацией опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма. На занятии рассматриваются такие процессы, как дыхание, питание, испарение листьями воды ,фотосинтез. Надо подробно рассказать о значении этих процессов для самого растения, а также для человека. К закладке и демонстрации опытов привлекаются учащиеся.

Занятие 8. «Понемногу, но каждый день!»

Цель— дать учащимся представления о приемах систематического ухода за комнатными растениями .Основной метод проведения занятия- рассказ учителя с демонстрацией приемов ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы в горшке ,удаление сухих листьев, опрыскивание).После этой части занятия- практическая работа. Растения коллекции распределяются между детьми, и учащиеся выполняют все необходимые приемы.

Занятие 9. «Изредка, но обязательно!»

Цель -познакомить ребят с приемами периодического (или эпизодического) ухода за комнатными растениями .Построить занятие можно по тому же принципу, что и предыдущее :сначала рассказ с демонстрацией приемов ухода, а затем практическая работа учащихся.Учитель рассказывает о подкормке растений(как необходимости); «бане»,т.е.генеральной гигиенической обработке(еженедельно); очистке растений от вредителей(по мере необходимости),а так же обо всех работах по посадке ,пересадке и перевалке растений (1-2 раза в год ,весной и осенью).Все виды пересадок на этом занятии можно не демонстрировать.

Занятие 10. «Растениям тоже нужен доктор!»

Цель -рассказать юным цветоводам о возможных нарушениях нормальной жизнедеятельности растительного организма. Рассказ можно разделить на 2 части. В первой излагается материал о заболеваниях ,вызванных нарушениями в обмене веществ. Это чаще всего связано с неполным питанием, т.е.отсутствием в почве того или иного компонента (Ca,K и др.)Причину таких заболеваний обычно установить трудно ,а еще труднее устранить. Тем не менее основные причины таких заболеваний надо знать Вторая часть рассказа- о вредителях комнатных растений. Даются названия вредителей, описываются внешний вид, расселение ,наносимый вред, меры профилактики и способы устранения. После теоретической части идет практическая работа :осмотр коллекции выявление пораженных растений, их лечение и размещение в карантинном помещении .Обсуждаются причины заболевания, способы лечения. Можно пригласить на это занятие для консультации профессионального цветовода.

Занятие 11. «Как улучшить растениям условия жизни?»

Цель -подготовить учащихся к важной составной части ухода за комнатными растениями- полной или частичной смене почвы в цветочных зонах На данном занятии ребята знакомятся с существующими видами смены почвы -пересадкой и перевалкой, выясняют ,чем они отличаются между собой и какими показателями определяется вид работы .Рассказ учителя сопровождается демонстрацией основных приемов .Отдельно обсуждается способ посадки молодых побегов- черенков .Если к этому времени уже есть подготовленный материал, целесообразно показать приемы работы.

Занятие 12. «Откуда растения берут пищу?»

Цель-рассказать ребятам об основных видах почв ,используемых для комнатных растений, и способах подготовки земляных смесей. Метод работы рассказ с демонстрацией .Материал данного занятия для детей достаточно дети сами будут составлять земляные смеси для различных комнатных растений. Из наиболее важных для растений видов почв следует назвать перегной ,листовую и торфяную землю .Смеси можно составлять прямо на занятии ,используя информацию о требованиях к почве каждой группы растений из соответствующей литературы.

Занятие 13 и 14. «Переселим зеленых друзей!»

Цель— дать учащимся практические умения и навыки по одному из эпизодических видов ухода за комнатными растениями- пересадке .Основная форма проведения занятия- практическая работа .Она требует серьезной подготовки, которая состоит из нескольких этапов:1-домашняя работа с литературой(выписки о составах земляных смесей для конкретных групп растений),2-подготовка смесей в кабинете,3-осмотр коллекции и выявление растений, которым необходима пересадка или перевалка ,подбор соответствующей посуды,4-выполнение самого процесса пересадки. Посадку укоренившихся черенков можно провести на отдельном занятии.

Занятие 15. «Цветы и искусство»

Цель -эстетическое воспитание школьников .Форма проведения- беседа, сопровождающаяся различными демонстрациями, просмотр видеофильма .Содержание беседы зависит от выбора учителя .Можно провести беседу ,состоящую из трех частей:

1-побеседовать с ребятами о значении красоты вообще для человека и о том ,какое место в его жизни могут занимать цветы.

2-учитель вспоминает ,какие легенды и предания о цветах дошли до наших дней.

3-рассказ о цветах в живописи ,который иллюстрируется репродукциями известных картин или картинами местных художников .Здесь можно рассказать об искусстве дарить цветы и их аранжировке.

В заключении беседы демонстрируются отдельные приемы икебаны.

Занятие 16. «Цветоводство как хобби»

Цель— продолжить разговор о цветоводстве как источнике познания мира и эстетического наслаждения для человека .Конкретно разговор идет о комнатном цветоводстве как особом увлечении. Форма занятия, различная, желательно пригласить на встречу с ребятами местного цветовода –любителя ,который может рассказать о своем увлечении и показать какую-то часть своей коллекции. Еще интереснее, договорившись заранее ,провести занятие у цветовода дома ,где ребята не только увидят всю коллекцию ,но и зримо представят себе всю работу по комнатному цветоводству. И здесь совсем неважно ,чем увлекается цветовод -кактусами, фиалками или бегониями Дети должны уяснить, понять ,какую радость и наслаждение приносит человеку такая работа.

Занятие 17. «Подведем итоги….»

Цель— обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной работы. Построить занятие можно по-разному:

1-Предложить ребятам подготовить тематические рефераты, тогда итоговое занятие приобретет официальный характер и будет похоже на заключительную конференцию.

2-Провести его за чашкой чая, где в непринужденной обстановке поделиться своими впечатлениями, обсудить, что было самым интересным и запоминающимся, что понравилось не очень, чем еще можно было заняться в ходе работы с комнатными растениями.

3-Если ребята имели индивидуальные задания, то здесь они могут рассказать о том, что ими сделано за год, показать результаты своей работы, поделиться успехами и неудачами.

Лучшие работы следует отметить.

Высказанные детьми предложения учитываются в последующей работе, изменения вносятся в план.

Список литературы

1.Ван дер Неер .Всё о комнатных растениях .С-П СЗКЭО «Кристалл»,2004

2.Бескараваиная М.А. и др. Рабочие таблицы по уходу за цветочными культурами. М: Росагропромиздат,1989

3.Вредители и болезни цветочно-декоративных растений. М: Наука,1982

4.Дьяконов В.М. и др. Кактусы и суккуленты в комнатных условиях. Л: ЛГУ,1953

5.Карнеев И.Е. Культура оранжерейно-комнатных растений. М: Колос,1964

6.Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе.Ленинград, Агропромиздат,1990

7.Китаева Л.А. и др. Цветы для букета. Московский рабочий,1989

8.Левданская Г.И. Комнатные цветочные растения. Минск , Урожай,1967

9.Пронников В. Икебана или вселенная, запечатленная в цветке. М: Наука,1985

10.Родина В. Цветоводство в школе. М: Просвещение,1978

11.Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. М: Наука,1985

12.Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. Ленинград «Агропромиздат»,1990

13.Хен Рейнгардт Азбука цветов: как дарить цветы, составлять букеты и ухаживать за срезанными цветами. Берлин,1979

14.Шклярова М.М. и др. Лианы и ампельные растения для интерьера. М: Наука,1975








sitemap
sitemap