программа экзамена Теория социальной работы



Теория социальной работы

Философские идеи и принципы и ценности социальной работы. Проблемы и ориентиры социальной работы в XXI веке

Теория социальной работы как наука. Объект и предмет изучения теории социальной работы. Основные компоненты теории социальной работы. Философские идеи и принципы, идеалы и ценности социальной работы. Отечественные и зарубежные тенденции институционализации теории социальной работы.

Категории, функции, структура социальной работы как науки

Понятие и категории социальной работы. Характеристика 3-х групп категорий курса. Функции социальной работы. Их характеристика. Структура социальной работы как науки. Специализации социальной работы. Теория социальной работы в системе других наук. Междисциплинарный, интегративный и комплексный характер социальной работы.

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе. Профессиональные знания и умения социального работника

Становление знания теории социальной работы и его специфика. Классификация знаний в социальной работе. Профессиональные, обще профессиональные, практические, специфические знания социальной работы: операциональные, имплицитные, процедурные знания.

Профессиональные умения социального работника. Тарифно-квалификационная характеристика социального работника. Требования к социальному работнику. Макро-, мезо- и микро- уровни социальной работы. Характеристика содержания социальной работы на каждом уровне. Субъекты социальной работы. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе.

Теоретические концепции и модели социальной работы. Их характеристика

Понятие о теории. Социолого-ориентированные теории: «модель жизни», марксистская модель, социально-радикальная модель, их характеристика. Психолого-ориентированные теории: психодинамическая теория, экзистенциональная модель, гуманистическая модель, их характеристика. Комплексно-ориентированные теории: ролевая терапия, социально-педагогическая модель, когнитивная модель. Их характеристика.

Становление теоретических основ социальной работы. Роль Д. Адамс, М. Э. Ричмонд в становлении научных школ социальной работы. Медицинская модель социальной работы: сущность содержание, методы. Диагностическая, функциональная научные школы социальной работы. Психосоциальный (Г. Гамильтон, Ф. Холлис), системно-теоретический подходы, модель решения проблем (Ф. Холлис), концепция социального действия (П. Кастнер, П. Кункель).

Становление научных школ социальной работы. Их вклад в развитие теории социальной работы

Парадигмы науки. Социальная работа в системе научного знания. Ньютоно-картезианская парадигма науки: история, принципы, методы. Теория познания социальной работы в контексте механистических подходов. Методология познавательного процесса теории социальной работы. Парадигма новой научной реальности. Пути познания в теории социальной работы: дедуктивный, индуктивно-эмпирический, диалектико-материалистический пути познания, психосоциальный диагноз.

Социальная защита населения. Принципы, функции и организационно-правовые формы социальной защиты населения

Понятие о системе социальной защите населения в РФ. Система социальной защиты как социальный институт. Факторы, влияющие на функционирование системы социальной защиты населения в РФ: политические, экономические, идеологические, нравственно–психологические, связанные с социальной работой, как видом профессиональной деятельности. Принципы и функции системы социальной защиты населения: социальной справедливости и гуманизма, системности и комплексности, превентивности, адресности, адаптивности, многосубъектности. Организационно-правовые формы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание населения РФ: нормативные основы и практика функционирования

Концепция социального обслуживания населения в РФ. Система социального обслуживания населения. Нормативно-правовые основы социального обслуживания. Принципы, виды социального обслуживания, их характеристика. Уровни социального обслуживания.

Понятие о социальной службе. Типы и виды социальных служб. Функции, цели, задачи, основные направления деятельности социальных служб.

Клиент как объект социальной работы. Феноменология понятия «клиент»

Понятие о личности клиента. Типология клиента. Подходы к определению типов клиента. Подходы к личности клиента в социальной работе: системный, традиционный, ролевой, биопсихосоциальный, гуманистический, психодинамический. Роль и задачи социального работника во взаимодействии с клиентом.

Феномен пола. Психосоциальные проблемы клиента – мужчины. Мужские модели поведения клиента: агрессия, суицид, алкоголизм, наркомания. Мужские стереотипы и сексуальность. Особенность социальной работы с клиентом-мужчиной. Женщина — клиент. Феминистические теории: либеральный, радикальный, марксистский, социалистический феминизм. Психолого-антропологический подход, психологические теории поло-ролевой идентичности. Психосоциальные проблемы клиента – женщины: алкоголизм, развод, психическое здоровье. Особенность социальной работы с клиентом-женщиной.

Фактор возраста клиента. Возраст и психосоциальные проблемы клиента. Социально-геронтологические теории старения: теория разъединения, теория активности, субкультуры, теория возрастной стратификации, психологические концепции людей престарелого возраста, теория интенциональности, эпигенетическая теория. Психосоциальные проблемы клиента – пожилого человека: насилие, алкоголь, одиночество, психопатологии, здоровье. Особенность социальной работы с клиентом-пожилым человеком.

Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы. Роль НКО в решении социальных проблем общества

Социальная работа как добровольческая деятельность. Основные виды благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность и ее нормативно-правовая основа. Типы благотворительных объединений: фонды, организации, учреждения; их цели, задачи, направления деятельности. Этапы развития благотворительных организаций. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы. Характеристика программ, направлений деятельности общественных и благотворительных организаций. Роль НКО в решении социальных проблем общества.

Развитие и становление профессионализма. Профессиональная Я-концепция социального работника



Профессиональная Я-концепция социального работника. Коммуникативные, диагностические, интеракциональные умения и навыки социального работника. Профессиональная деятельность как интеракциональный процесс. Проблемы эффективности в практике социальной работы. Принципы, определяющие профессиональную деятельность социального работника. Понятие о профессии и профессионализме. Признаки профессионализма. 5 стадий развития и формирования профессионализма (Э. Ф. Зеер): оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, профессиональное мастерство. Их характеристика. Профессиональное воспитание. Задачи и принципы. Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные качества социального работника. Проблемы профессионализма в социальной работе. Роли социального работника в учреждениях социального обслуживания. Классификация и типология ролей.

Профессиональные деформации и риски в социальной работе. Синдром эмоционального выгорания: сущность, причины, профилактика

Профессиональные деформации и риски: причины, источники, факторы. Виды стрессов: профессиональные, личностные, стрессы ответственности. Виды психической напряженности: перцептивная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, мотивационная. Условия труда, влияющие на профессиональные деформации личности.

Синдром эмоционального сгорания. Признаки синдрома. Факторы «эмоционального сгорания: личностный, ролевой, организационный. Приемы и меры предупреждения синдрома эмоционального сгорания.

Индивидуальная социальная работа со случаем. Технология управления случаем

Х. Перлман и ее определение понятия социальная работа со случаем. Концепция Л.Джонсон о процессе индивидуальной социальной работы. Контракт как механизм определения взаимоотношений с клиентом: предварительные, первичные и вторичные контракты.

Управление случаем: подходы к определению. Модели управления случаем. Этапы работы со случаем и их характеристика. Кейс-менеджер, его задачи и функции. Условия реализации технологии управления случаем.

Социальная работа с группой

Группы само и взаимопомощи в социальной работе. Общие характеристики работы с группой. Типология групп: по проблемам, технологиям решения проблем, по способу организации, по сферам и масштабам деятельности, по функциям. Социокультурные и терапевтические группы. Группы восстановления, образовательные группы, терапевтические группы. Принципы формирования группы. Модели социальной работы с группой. Группа как система изменения жизненного сценария клиента.

Участие специалистов по социальной работы в деятельности групп. Отличие групповой от индивидуальной работы с клиентом.

Эффективность социальной работы: сущность, показатели, методы оценки

Понятие об эффективности социальной работы. Характеристика компонентов эффективности социальной работы: затраты; результат; условия; нормы; нормативы; критерии; потребности; показатели. Требования к критериям оценки эффективности.

Методы и методики оценки эффективности социальной работы: метод факторов, метод выявления степени удовлетворения потребностей клиентов, параметрический метод, социологические методы. Методы: «задача-результат», «задача-результат-затраты», их характеристики.

Этика социального работника: основные цели и задачи. Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе

Этика социальной работы как учение о морально-нравственных основах профессиональной деятельности. Этика социальной работы — специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании. Основные цели и задачи этики социальной работы. Роль морали в становлении социальной работы. Морально-этические проблемы социальной работы. Этика социальной работы как философско-социологическое знание. Понятие профессионально-этического кодекса. Требования к содержанию. Структура кодекса. Условия легитимизации. Принципы и стандарты этического поведения социального работника. Значение кодексов в повседневной деятельности социально работника.

Профессионально-значимые качества личности социального работника. Требования к личности социального работника

Личностные характеристики социального работника: ценностные ориентации, интересы. Гуманистическая направленность личности. Личная и социальная ответственность. Развитость чувства добра, собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, эмоциональная устойчивость, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность. Личная адекватность. Социальный интеллект. Нравственная надежность личности. Личностно-нравственный образ социального работника. Профессиограмма социального работника. Методика составления профессиограммы. Профессиональный отбор социально работника. Роль допрофессионального, высшего и среднего профессионального образования в формировании личностно-нравственных и профессионально-значимых качеств социального работника.

Социальная политика: сущность, цели, задачи, функции, принципы социальной политики и приоритеты

Понятие социальной политики и социальной защиты. Цели, задачи и содержание социальной политики. Принципы и приоритеты социальной политики. Функции социальной политики. Президентские национальные социальные проекты. Социальная политика и социальная безопасность.








sitemap
sitemap