программа духовно-нравственного воспитания Азбука православной культуры для младших шко_36265



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

Азбука православной культуры для младших школьников

(рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся начальных классов)

Козаченко Валентина Ивановна, учитель начальных классов

с.Куйбышево

2012 год

Содержание

Пояснительная записка——————————————————-3

Содержание программы—————————————————— 8

Тематическое планирование 1 года обучения—————————11

Тематическое планирование 2 года обучения————————-15

Список литературы———————————————————— 22

Приложения———————————————————————23

Приложение 1——————————————————————-23

Приложение 2——————————————————————-24

Приложение 3——————————————————————-27

Приложение 4——————————————————————-29

Приложение 5——————————————————————-41

Приложение 6——————————————————————-48

Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Об этом свидетельствует поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009–2011 годах стало одним из важных моментов впринятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования. Процессу воспитанию уделяется большое внимание в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Содержание ФГОС направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Эта программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках внеурочной деятельности через ФГОС.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников», которая рассчитана на 2 года обучения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.

В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности младшего школьника на примере приобщение их к духу и культуре родного народа.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

В соответствии со спецификой программы задачи программы конкретизированы.

Задачи духовно-нравственного образования:

-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;

-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;

-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Программа внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» составлена на основе ФГОС основного и общего образования.

Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:

– духовно-нравственное;

– научно-познавательное;

– художественно-эстетическое;

– общественно-полезная деятельность;

-проектно-исследовательская деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

– игровая;

– познавательная;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная (досуговое общение);

– художественное творчество;

– краеведческая.

Формы внеурочной деятельности:

– сюжетно-ролевые игры;

– лекции-беседы;

– посещение выставочных храмов, воскресной школы, историко-культурных и природных музеев-заповедников;

– встречи с интересными людьми;

праздники, фестивали;

– творческие мастерские,

– викторина;

– устный журнал;

– слайд-презентация;

– чтение жития святых.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Дети должны усвоить:

— основные положительные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость);

важные категории и понятия этики:(добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида) ;

— общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим).

Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

правильно вести себя в общественных местах (храме, школе, театре, кино, музее и т.д.), друг с другом, в семье;

быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими, заботиться о родителях;

уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

выглядеть опрятно и аккуратно;

осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Формы учета оценки достижения планируемых результатов:

– опрос;

– наблюдение;

– беседа;

– анкетирование учащихся.

Содержание программы «Азбука православной культуры для младших школьников» позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире. Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Программа внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» включает в себя 66-68 занятий, по 1 занятию в неделю, рассчитана на 2 года (классы по выбору учителя) обучения и является частью общей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке

материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.

Изучение курса завершается итоговым занятием, который включает защиту проектной деятельности учащихся, проведение фестивалей православной культуры. Результаты проектной деятельности учащихся в 1-м классе находят практическое применение во 2 и 3(4)-х классах, так тема проектных работ предполагают написание сценариев праздников Рождество Христово и Пасха и проведение фестивалей.

Для реализации некоторых разделов программы возможно привлечение священнослужителей храмов, местных поэтов. Учитель проводит занятия во внеурочное время 1 раз в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся 10–15 человек.

Занятия должны быть эмоциональными, соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура».

Отбор содержания осуществлен на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении ее понятий. В качестве ведущей выделена задача раскрытия сотериологического смысла богословского ядра содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.

На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры: «Красота(Бог)=Любовь(Бог)=Милость(Бог)».

«Милость =блаженство (счастье, радость)»

«Милость=преображение человека (Царство Небесное)

Эта идея заложена в содержание по 2-м годам обучения.

На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями с опорой на изучение церковно-славянской азбуки, как одного из примеров православной культуры русского народа.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 2 интегративных блока тем, соответствующих годам обучения:

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

2 год обучения. Радостный мир православной культуры. Добродетели в окружающем мире.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет.

Реализация программы рассчитана на 2 года обучения в начальной школе.

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:

1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:

-актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

-развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;

-увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

-формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.

Все занятие и введение новых для детей понятий опирается на знакомство с буквами церковно-славянской азбуки.

Тематическое планирование 1 года обучения.

Тема занятия

Задачи занятия

понятия

Вид деятельности

1

Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый. Красота мира.

1

-развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое

Символ веры

Ангел

Добро и зло

Сочинение сказки « Что я вижу», буквицаАзъраскрашивание

2

Бог-творец красивого мира. Сотворение мира и человека.

1

-объяснить взаимосвязь понятий «любовь, доброта, красота»

Бог Божье Слово Адам Ева

Рисунки Аппликации «Сотворение мира», Буки раскрашивание

3

Как люди покинули Рай. За что были наказаны люди.

1

-осмысление понятий прощение, злоба, гордость, непослушание

грех

Рисунки «Печаль», «Радость»

4

Как Бог простил людей.

1

— связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Милосердие

любовь

Творческая работа

5

Богородица. В ожидании праздника

1

-связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Рождество Пресвятой Богородицы

Рисунки на тему «Доброе и злое в цвете»

6

Благовещение. Прощение и спасение.

-связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Пречистая Дева

Аппликации «Благовещение»

7

Вседержитель(икона). Добро и зло окружающего мира.

1

-знание о нормах поведения(введение заповеди «Не убий»)

благочестие, красота, грех, печаль, смерть

Рисование радуги, Веди-раскрашивание

8

Повторение. Региональный компонент.

1

-систематизировать приобретенные знания и умения детей

Коллективная творческая работа

9-10

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова.

2

-духовно-нравственное воспитание

Вифлеем

Сын Божий

Спаситель



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap