программа дополнительного образования детей Обереги своими руками_36233



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНОТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИМ.Б.Б.ПРОТАСОВА»

Рассмотрено Утверждаю:

на методическом совете ЦДО Директор МАОУДОД

Протокол №____ _____________А.А.Мамбетов

«____»_____________________ «____»_____________________

Образовательная программа

«Обереги своими руками»

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей – 7-14 лет

Год разработки – 2013

Автор-составитель:

Ванькова Т.А.-

педагог дополнительного образования

г. Красновишерск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Обереги своими руками» разработана в соответствии с законом об Образовании, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», с учетом требований «Примерных программ по социализации и воспитанию для начальной школы в рамках ФГОС». Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особенностями культуры других народов, что способствует формированию толерантной личности.

Практическая значимость состоит в формировании у детей представлений о декоративно-прикладном творчестве разных народов, истоках современных видов дизайна и рукоделия. Учащиеся овладевают приемами изготовления сувениров и декорирования изделий , изготовления кукол-оберегов.

Данная программа способствует исследовательской и проектной деятельности и связана с такими предметами школьной программы как история, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, технология, изобразительное искусство.

Программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 2 года обучения – 128 часов в год, 4 часа в неделю.

Цель программы – приобщение детей к истокам народного творчества, культурное самоопределение и самореализация личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

обучающие

-развитие познавательного интереса к декоративно-оформительскому искусству и желание реализовать свой потенциал через разные виды прикладного творчества;

— приобщение детей к традиционной русской обрядовой культуре;

-формирование общего представления о многообразии и неповторимой самобытности культуры разных народов;

— приобретение навыков изготовления поделок и сувениров из бумаги, ткани, ниток, шерсти, соломы и рогоза.

воспитательные

— воспитывать бережное отношение к культуре своего народа и толерантно-уважительное по отношению к другим;

— развитие навыков социального общения, умения работать в коллективе, толерантности

развивающие

— развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, усидчивости и аккуратности, ответственности;

— развитие творческого воображения и творческой активности

Ведущие педагогические принципы, положенные в основу программы:

— учета возрастных особенностей

— природосообразности – развитие природных склонностей ребенка и его способностей

— креативности – развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах

— культуросообразности — содержание программы строится на основе этнографического и национально-культурного материала

— толерантности – взаимоуважение, терпимость к чужим обычаям, мнениям и т.д.

— добровольности – самоопределение и выбор ребенком вида деятельности.

Особенности программы

Познание истоков возникновения оберегов, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.

Включение детей в различные виды творчества: ручное и машинное шитье, частично-поисковую деятельность, — способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка, позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества при изготовлении изделий. Данный вид деятельности доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитать уверенность в своих силах. В образовательный процесс включена как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность.

Особенностью данной программы является и материальный аспект. Экономические возможности семей и материальная база большинства учреждений заставляет ориентироваться на доступность и дешевизну материалов. Изготовление оберегов не требует больших финансовых затрат, все очень просто и доступно.

Партнерами в реализации данной программы становятся дети, педагоги, родители и люди старшего поколения.

Возрастные особенности обучающихся

Данная образовательная программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Дети 7-11 летнего возраста достаточно осознанно делают выбор предметной сферы для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив, интересуются историей и культурой своей страны.

Именно в этом возрасте у детей вырабатывается умение планировать свой труд, развивается логическое мышление, индивидуальность, самостоятельность, прививается чувство личной ответственности и уверенности в своих силах и любви к народному творчеству. Все эти качества позволяют детям успешно заниматься данным видом творчества. Очень важно в этот момент развития научить их грамотно организовать свой умственный и ручной труд.

Группы детей третьего, четвёртого и пятого годов обучения, в случае положительной мотивации, отличаются сравнительно высоким уровнем аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели позволяют участвовать в выставках и конкурсах разного уровня.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся четыре раза в неделю по одному часу.

Наполняемость групп – 10-15 человек. Это позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка, а затем в зависимости от качества усвоения материала, вносить коррективы в программу.

Программа предусматривает проведение разнообразных форм занятий: бесед, традиционных занятий, лекций, практических работ с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся. Хорошие результаты дает использование нестандартных форм занятий: выставки, выставки-продажи, экскурсии, конкурсы.

При изучении тем, связанных с символикой оберегов, занятия проводятся не только в помещении, но и на природе. Эта работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережному отношению к ней.

Приемы и методы

Используются следующие методы обучения:

— объяснительно – иллюстративный;

— репродуктивный,

— проблемный;

— частично поисковый или эвристический;

— исследовательский.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изученному материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

В ходе реализации программы применяется интегративный подход в обобщении и применении полученных знаний на таких предметах школьной программы, как математика, история, изобразительное искусство, технология, биология. Это обуславливает межпредметные связи при освоении программы обучающимися.

На занятиях широко применяются разнообразные наглядные пособия: плакаты, буклеты, памятки, коллекции фотографий и др.

В обучении применяются технические средства: магнитофон, компьютер.

Для качественного проведения занятий в кабине имеются:

— образцы практических работ;

— журналы, книги, буклеты, фотографии;

— инструкционные карты;

— шаблоны и лекала.

Ожидаемые результаты:

После освоения данной программы обучающиеся

Знают:

— исторические сведения о традициях, связанных с оберегами;

— способы изготовления оберегов;

— сведения о материалах и приспособлениях для изготовления оберегов;

— сведения о знаках и символах оберегов;

— о цветовом сочетании в изделиях;

— русские народные праздники.

Умеют:

— самостоятельно изготавливать обереги;

— разбираться в чертежах;

— работать по шаблону;

— в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

— ориентироваться на качество изделий;

— правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.

Формы подведения итогов реализации программы

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Оценочные формы детских работ:

— оценка педагога;

-оценка учащихся;

— самооценка своей работы;

— отбор работы на выставки;

— участие в конкурсах.

Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.

Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.

Домашние задания отсутствуют. Однако, инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне занятия, поощряются.



В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают универсальные умения и навыки, позволяющие им развивать свои способности и возможности. В той или иной мере используются все виды контроля:

— устный контроль;

— практический контроль;

— дидактические тесты;

— наблюдение.

Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.

Условия реализации программы

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Оценочные формы детских работ:

— оценка педагога;



-оценка учащихся;

— самооценка своей работы;

— отбор работы на выставки;

— участие в конкурсах.

Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.

Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.

В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. В той или иной мере используются все виды контроля:

— устный контроль;

— практический контроль;

— дидактические тесты;

— наблюдение.

Для успешной реализации программы на вводном занятии проводится анкетирование с целью выявления у детей представлений о декоративно-прикладном искусстве, русском народном творчестве; навыков по работе с тканью и бумагой; определения уровня развития личности. На основании обработанных данных корректируется программа, составляется календарно-тематический план, план работы по воспитанию нравственных и эстетических качеств личности воспитанников, определяются основные направления работы с детьми, методы и средства, педагогические технологии.

Критериями оценивания полученных результатов являются:

— рост художественного уровня авторских работ (оригинальность и фантазия, проявляющиеся при выполнении работ, техническая чистота выполнения); — участие в коллективных работах и мероприятиях, проявление организаторской инициативы;

— уровень нравственного сознания, готовность осуществлять нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.

Итогом реализации программы является организация и проведение выставок-конкурсов и творческих отчетов на уровне образовательного учреждения, участие в районных, окружных и краевых выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.

Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулирование деятельности детей: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.

Материально-техническая база.

— кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, гладильной доской и пр.).

-индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;

— технологические карты;

— альбомы с образцами, фотографиями и схемами,

— библиотека по прикладному творчеству,

— методическая литература по предмету;

— материалы, инструменты, приспособления;

— рабочий материал.

Внешние условия реализации программы:

посещение выставок;

— участие в выставках;

— наличие методической литературы по предмету.

Определение уровня овладения учащимися умениями и навыками

0-й уровень (0) – не владеет

Низкий уровень (Н) – знакомы с характером данного действия, но умеют выполнять при непосредственной помощи педагога.

Ниже среднего (Н/с) – умеют выполнять самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога, сверстника

Средний уровень (С) – умеют действовать свободно, выполнять действия, познавая каждый шаг.

Высокий уровень(В) – автоматизировано, безошибочно выполняет действия

Гр. №__________ Название творческого объединения_________________________

ФИО педагога___________________________

№п/п

ФИ учащихся

Год обучения

Входящий контроль

Итоги за I полугодие

Итоги за II полугодие

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

Итоговая таблица результатов

определения уровня овладения учащимися умениями и навыками

Уровень

(всего)

Входящий контроль

I полугодие

II полугодие

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

0

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

Тематическое планирование занятий

1 год

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap