программа для НОУ археология и краеведение



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 гарабаша»

Программа внеурочной деятельности

(для Научного общества учащихся)

по краеведению и археологии.

Автор: Абдульманов П.Ш.

Пояснительная записка

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо небольшой территории, проводимое на научной основе. Объектом внимания краеведов могут быть историческое, культурное, социально-экономическое развитие или природа области, района, города, села и т.п. Краеведение всесторонне изучает малые территории, и в своих исследованиях краеведы используют данные многих наук: истории, географии, археологии, геологии, этнографии и др.

Клубная форма преподавания краеведения одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, способствующее углублению знаний, эстетическому, нравственному и физическому воспитанию учащихся, развитию их интересов и способностей. При правильной организации краеведческой работы у участников развиваются интерес и любовь не только к родной стране, но и к различным видам деятельности: фотографии, туризму, альпинизму, к разным наукам, крепнет товарищество и дружба. Дети получают теоретические знания, но при всей их важности для них, как правило, более интересна практическая деятельность: походы, экспедиции, экскурсии и пр.

Ведущая, решающая роль в организации краеведческой работы принадлежит ее организатору, руководителю. В зависимости от своих интересов, знаний, возможностей, но с учетом состава участников и местных условий руководитель выбирает теоретическое или практическое краеведение или сочетает оба вида деятельности, но при этом всегда и обязательно соблюдает все принципы дидактики. Хорошие результаты дает создание разновозрастных кружков и клубов, участие в походах и экспедициях ребят разного возраста. Краеведение это не только цель, но и средство воспитания, обучения.

Занятия с краеведами не должны быть похожими на уроки. Содержание занятий и заданий следует постепенно усложнять, а формы постоянно разнообразить; от осмотра памятников, памятных мест до выполнения заданий научных учреждений и музеев, содержащих поиск материалов. Приступая к краеведческой работе, руководитель должен познакомить участников с юридическими документами, с необходимыми правилами работы с источниками и требовать их неукоснительного соблюдения. Материалы походов и экспедиций обязательно должны быть обработаны.

Важно не замыкаться в работе и установить двусторонние связи с местными музеями, научными организациями и обществами, другими краеведами, участвовать в государственной программе охраны памятников, экологическом движении.

Занятия в клубе проводятся по модифицированной, профильной, профессионально-прикладной программе «Краеведение и археология». Программа рассчитана на два года работы, чтобы изучить родной край во всех его аспектах. Программа рассчитана на подростков 12 – 16 лет. Форма организации образовательного процесса – групповая. Уровень освоения – углубленный. В первый год занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Становление новой предметно-воспитательной области процесс сложный. Возникает множество проблем. Остановимся на наиболее важных:

1.Краеведению, на наш взгляд, не уделяется должного внимания. Непонимание сущности краеведения и его возможностей встречается повсюду. Отсюда проблемы с выделением часов в учебных планах, невозможность реализовать воспитательный, образовательный, развивающий потенциал краеведения.

Почему знакомство учащихся с жизнью своего края необходимо для развития современного российского общества? Важность изучения своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX в. Недооценка, принижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы. Краеведение, по образному выражению Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

Почему изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации? Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.



Почему краеведение обогащает процесс обучения? Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.

2.Методология научного краеведения находится в процессе становления. Разногласия при определении некоторых понятий неизбежны, но вариативность в подходах к изучению края, пожалуй, чрезмерна.

3.Важнейшая проблема современного краеведения отсутствие системы. Выработка системного подхода является сегодня важнейшей задачей.

Работа НОУ направлена на то, чтобы ребенок:

— понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

— осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

— осознавал проблемы окружающего его микромира;

— интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель программы работы НОУ способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Задачи программы

-создание психолого-педагогических условий для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка;

-активизация познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности в процессе выполнения программы;

— развитие навыков работы со специальной литературой;

— создание условий для физического труда и отдыха учащихся в ходе экспедиционной летней практики;

— приобщение учащихся к участию в охране памятников археологии, истории, культуры, природы и принципам рекультивации археологических объектов;

— воспитание самостоятельности и ответственности за порученное дело;

— воспитание умения жить и работать в коллективе;

— привитие интереса учащимся к истории и воспитание любви к прошлому родного края и отечества.

Содержание краеведческой работы

Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие». Она включает: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции духовных ценностей (музеи, библиотеки, и т. д.). Условно можно выделить следующие группы памятников:

— памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, влияют на некоторые условия жизни людей. Среди них — памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы и т. д.);

— памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды и сегодня напоминают об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами.

Памятники истории и культуры можно условно разделить на недвижимые и движимые. Недвижимые памятники это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами. Движимые это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).

Краеведческая работа в НОУ составная часть общей (школьной и внешкольной) краеведческой работы, поэтому необходима связь НОУ с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями. Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

сотрудничество с учреждениями общего образования;

участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

использование культурного потенциала края, города (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей городской администрации, молодежных движений, бюро трудоустройства), средств массовой информации;

вовлечение родителей в процесс краеведческой работы детей.

Тематическое планирование по часам и формам занятий

№ п/п

Тема занятия

Теоретичес-кие занятия

Практические занятия

Всего часов

Лаборатор-ные

Полевые

1 год обучения

1

Введение. Историческое краеведение. Предмет и методы исследований

2

2

Раздел 1. Источники знаний по истории края

26

6

10

42

2

Археологические источники краеведения

4

4

8

3

Этнография — как источник знания

4

4

4

Памятники архитектуры и искусства

4

6

10

5

Письменные источники

2

2

4

6

Устные источники знаний о малой родине

2

2

4

7

Ремесло историка. Вспомогательные исторические дисциплины

10



2

12

Раздел II. Основы археологии

66

34

100

8

История археологии

4

4

9

История изучения Урала

4

4

10

Происхождение человека

2

2

11

Каменный век

8

4

12

12

Бронзовый век

6

4

10

13

Ранний железный век

6

4

10

14

Великое переселение народов

4

4

8

15

Эпоха средневековья

6

4

10

16

Великие цивилизации

14

8

22

17

Методика археологических исследований

10

4

14

18

Нормативные акты, регулирующие археологическую деятельность

2

2

4

Итого за 1 год обучения:

94

44

6

144

2 год обучения

Раздел III. История Урала

60

30

90

Урал до русской колонизации края

4

2

8

Русская колонизация

4

2

6

Урал в XVIII веке

8

4

12

Казачество на Урале

4

2

6

Урал в XIX — начале XX века.

4

2

6

Урал в годы революций и гражданской войны

6

4

10

Урал в 20 — 30-е гг.

8

4

12



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap