программа для кружковой работы по изобразительному искусству



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа » с. Визинга

Просмотрена

_________________________”______” ______________ 20 __ г.

Утверждаю

Директор школы С.В.Унгефуг

”______” ______________ 2013г.

Рекомендована

_________________________

Протокол № ______

От _____ _____________ 2013 г.

Дополнительная образовательная программа

«Мы и искусство»

Направленность художественно- эстетическая

Для кружковых занятий

Срок реализации: 4 года

Составитель: Некрасова Светлана Владиславовна _________________________________________________________

Должность: Учитель изобразительного искусства

2013 год

Пояснительная записка по программе «Мы и искусство»

Актуальность. Общее школьное образование предполагает реализацию в общеобразовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное). Содержание занятия формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей.

Программа рассчитана на четыре года обучения. Возраст учащихся 7- 10 лет. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по одному часу.

Данная программа является логическим продолжением программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе, по которой проводятся основные уроки изобразительного искусства.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно- нравственное воспитание, развитие художественных способностей и творческого потенциала воспитанника.

Программа является целостным, интегрированным курсом, который включает в себя все виды изобразительной деятельности: рисунок, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно- прикладное искусство и дизайн. Они изучаются в контексте взаимодействия с жизнью общества и человека. Программа направленна на ознакомление учащихся с основными формами художественного освоения окружающей действительности- изобразительной, конструктивной, декоративной.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно- творческой деятельности, что поможет воспитанникам и станет основой в отношениях растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.

В начальную школу дети приходят с «мифологическим» сознанием. Смена ведущих видов деятельности на занятиях приводит к тому, что воспитанники начинают познавать окружающий мир, используя возможности своего мышления. И здесь на смену мифу приходит сказка. В данной программе введена игровая драматургия. Слушая на занятиях сказки, играя и сочиняя их, учащиеся «проживают» очередную ступень своего развития. Она помогает эмоционально подготовить учащихся к восприятию материала, настроить на творческую работу, сформировать основы научного, художественного, экологического и культурологического знаний. Сказка- игра незаменимый источник и стимул детского творчества, поэтому является важным компонентом педагогического процесса в начальной школе.

Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и особенностей в создании выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Программа дополнена этнокультурным содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников; развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам

Цель курса:

-Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса и творческого воображения. Воспитание интереса и любви к искусству в целом и формирование духовно- нравственной культуры личности.

Задачи курса:

— Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в своих творческих работах отношения к окружающему миру.

— Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

— Освоение художественных знаний в пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, дизайне и их роли в жизни человека и общества.

— Овладение художественной грамотой: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Технологии организации образовательного процесса:

— личностно- деятельностная

— проблемно- диалогическая

— коллективная

— проектная

Результативность реализации программы:

Планируемые результаты

Способ оценки достижения планируемых результатов

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Анкетирование

Учебно- познавательный интерес, на уровне реакции на новизну и ситуативно учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

Наблюдение

Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности

Беседа

Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Беседа

Принимать и сохранять учебную задачу

Наблюдение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Наблюдение

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Наблюдение

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей , товарищей и других людей

Наблюдение

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе и в интернете

Беседа

Строить суждения в форме связи простых суждений об изображаемом объекте

Беседа

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Наблюдение

Формулировать собственное мнение и позицию

Беседа

Задавать вопросы

Беседа

Способы отслеживания эффективности реализации программы:

Методами и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

По способу проверки: — устный (беседы, контрольные вопросы)

— практический (итоговая практическая работа в конце разделов)

По обхвату учащихся: — индивидуальный (раздаточный проверочный материал)

— групповой (игра-викторина)

Умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству можно выявить по учебной работе, по творческому отношению и качеству выполнения творческой задумки. В какой- то мере по изображению можно определить и объем усвоенных знаний. Так же формой подведения итогов программы является организация выставок, обсуждение картин, участие в школьных и районных конкурсах.

Можно выделить следующие требования к проверочным заданиям по изобразительному искусству:

-Соответствие между содержанием обучения и объемом контроля за усвоением этого содержания.

— Соответствие данной образовательной программе.

— Соответствие механизма передачи и проверки знаний.

— Наличие визуального ряда и информационной техники для показа.

-Возможность творческого решения задания.

— Соответствие возрасту учеников.

Выбранная система проверки знаний эффективно организовывает процесс приобщения учащихся к изобразительному искусству и художественному творчеству.

Содержание программы. Первый год обучения.

Тема: «Учимся изображать, украшать, строить»

Раздел 1 : «Гномыч Изображения помогает видеть, учит рассматривать» (8 часов)

Понятия: коллективная работа, фантазирование, сказка; художественный образ, пропорции фигуры человека; пейзаж, цветоведение, изображение животных, сочинение сказки, смешивание цветов.

Раздел 2 : «Гномыч Украшения учит украшать» (7 часов)

Понятия: графика, узор, орнамент, художественный образ, композиция, ритм, движение, основы дизайна, фантазирование.

Раздел 3: «Гномыч Постройки учит строить» ( 5 часов)

Понятия: конструирование из бумаги, оригами, архитектура, художественный образ, фантазирование, композиция.

Раздел 4: «Королева Композиция сказочной страны» (14 часов)

Понятия: изображение с натуры и по памяти; формат листа горизонтальный и вертикальный; соразмерность в изображении; плановость в пейзаже; равновесие в картине; ритм и движение; фантазирование и художественный образ.

Содержание программы. Второй год обучения.

Тема: «О чем и как говорит искусство»

Раздел 1: « Чем и как работают художники» (8 часов)

Понятия: различные техники в изобразительном искусстве; цветоведение, композиция, графика, отпечаток, аппликация, оригами, художественный образ.

Раздел 2: «Декоративно- прикладное искусство и основы дизайна» (10 часов)

Понятия: геометрические фигуры, геометрический орнамент, узор, Гжельская роспись, Городецкая роспись, пропорции фигуры человека, основы дизайна одежды.

Раздел 3: «Реалистическое изображение в искусстве» (7 часов)

Понятия: анималистический жанр, правила изображения с натуры, пропорции, композиция, цветоведение.

Раздел 4: «Как говорит искусство» (9 часов)

Понятия: теплые и холодные цвета, контраст, цветоведение, мазки, художественный образ, графика.

Содержание программы. Третий год обучения.

Тема: «Искусство в жизни человека»

Раздел 1: «Искусство в твоем доме» (8 часов)

Понятия: узор, украшение, орнамент ,натюрморт, изображение с натуры, натюрморт настроения, цветоведение, графика, коллаж, аппликация, цветовой контраст, геометрические фигуры, объем, основы перспективы, изображение комнаты, фантазирование, художественный образ.

Раздел 2: «Искусство на улице» (5 часов)

Понятия: экскурсия, памятники архитектуры, изображение с фотографии, художественный образ, фантазирование сказочного города.

Раздел 3: «Основы цветоведения и композиции» ( 13 часов)

Понятия: цветоведение, приближенные и контрастные цвета, зимний пейзаж; доисторический мир, фантазирование, динозавры, композиция; тайны космоса, планеты солнечной системы, инопланетная жизнь, художественный образ; разные виды мазков, морской пейзаж, закат; весенний пейзаж, весенние цвета.

Раздел 4: « В музеях хранятся натюрморты, пейзажи, портреты» ( 8 часов)

Понятия: композиция в натюрморте, натюрморт- автопортрет, цветоведение, портрет, автопортрет, бытовой жанр, летний пейзаж.

Содержание программы. Четвертый год обучения.

Раздел 1: « Художественная культура коми- края» ( 11 часов)

Понятия: пленэр, построение коми- избы, лепка в объеме, предметы народного быта, натюрморт, орнамент, узор, легенды коми- народа, изображение животных с натуры, композиция в картине.

Раздел 2: « Сказка о снежной бабе» ( 4 часа)

Понятия: цветоведение, зимний пейзаж, какого цвета снег, композиция, изложение в картине.

Раздел 3: «Различные техники в ИЗО» ( 11 часов)

Понятия: техника японской живописи, по- сырому, выдувание их трубочки, ИЗО- нить, монотипие, графика, натюрморт в перспективе.

Раздел 4: «Патриотические ,жизненные темы в изобразительном искусстве» (8 часов)

Понятия: коллективное панно, художники в Великую Отечественную войну, композиция, цветоведение.

Учебно- тематический план.

Первый год обучения

Раздел

Количество часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

Проверочные работы

«Гномыч Изображения помогает видеть, учит рассматривать»

8 часов

8

1

1

«Гномыч Украшения любит все украшать»

7 часов

7

2

«Гномыч Постройки учит строить»

5 часов

5

«Королева Композиция сказочной страны»

14 часов

14

4

2

Второй год обучения

Раздел

Количество часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

Проверочные работы

«Чем и как работают художники»

8 часов

8

4

«Декоративно- прикладное искусство и основы дизайна»

10 часов

10

«Реалистическое изображение в искусстве»

7 часов

7

4

1

«Как говорит искусство»

9 часов

9

1

1

Третий год обучения

Раздел

Количество часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

Проверочные работы

«Искусство в твоем доме»

8

8

2

«Искусство на улице»

5

5

2

«Цветоведение»

13



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap