программа для дистанционного обучения



«Согласовано»

НМС протокол

№ 1 от 06.09.2011



______________

«Утверждаю»

07.09.2011 г.

_______________

Директор Г.М. Карпенко

Программа дистанционного курса по биологии

для 11 класса

Тема «История эволюционных идей. Современное эволюционное учение»

Автор:

Фролова Галина Николаевна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории

заместитель директора по УВР

Саратов 2011

Пояснительная записка

Дистанционный курс предназначен для обучающихся 11 классов, изучающих биологию на базовом уровне по авторской программе И.В. Сонин и др. УМК: В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова. Изучение раздела «История эволюционных идей. Современное эволюционное учение». Курс рассчитан на 19 занятий.

Цели курса:

организация дистанционного обучения биологии;

популяризация биологии, науки и инноваций в педагогике с учетом современных образовательных технологий, способствующего интенсификации, оптимизации и дифференциации учебного процесса

повышенная мотивация получения знаний обучающимися

широкий кругозор, творческий потенциал и активная жизненная позиция обучающихся

сотрудничество и сотворчество обучающихся и учителя

копилка педагогического опыта, профессиональный диалог педагогов

эффективное использование ИТ в образовательном процессе и при повышении квалификации учителей.

Участники:

Обучающиеся 11 класса

Учитель биологии

В связи с быстрым развитием науки и общества возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека, независимо от сферы его деятельности. Наука постоянно развивается, и ее достижения внедряются в различные сферы нашей жизни. Поэтому знания основ науки и способов деятельности необходимы для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям.

Данный курс способствует:

оказанию действенной помощи детям-инвалидам, тем обучающимся, которые находятся на домашнем обучении или по болезни вынуждены пропускать занятия;

развитию коммуникативных способностей детей в процессе общения с учителем и другими обучающимися через средства удаленной связи;

развитие умений и навыков обучающихся пользования сетевыми технологиями

Дистанционный курс размешен в сети Интернет по адресу http://moemesto.ru/frolovagn

Разделы курса:

1. Теоретический – базовый, содержащий информацию по теме.

2. Задания для обучающихся по темам данного раздела.

3. Контроль знаний обучающихся

4. Учебно-методический комплект

5.Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся.

Страничка учителя для обратной связи с обучающимся: электронная почта [email protected]// что дает возможностьj, обучающимся задать учителю вопрос или переслать по интернет-почте свою работу с выполненным заданием (кейс-технология). Таким образом, осуществляется обратная связь, что является главным принципом дистанционного обучения.

ПРОГРАММА РАЗДЕЛА 1,2,3

«История эволюционных идей. Современное эволюционное учение»»

Тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Эволюционная теория Ч.Дарвина

Вид: критерии и структура

Популяция как структурная единица вида



Популяция как единица эволюции

Факторы эволюции

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Видообразование как результат эволюции

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

Тестовое задание: (выберите три правильных ответа из шести)

тема «Ароморфозы»

Доказательства эволюции органического мира

Раздел 3

Контроль знаний обучающихся:

15

Тест №1

Вид и его критерии. Популяция.

16

Тест №2

Образование новых видов. Способы видообразования.

17

Тест №3

Учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции.

18

Тест №4

Результат эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер, многообразие видов, доказательства эволюции живой природы

19

Тест №5

Эволюция органического мира. Направления и пути эволюции.

Раздел 4. Учебно – методический комплект по биологии

Учебник по биологии

В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень»М.Дрофа, 2007

Программа по биологии

Авторская программа по биологии. Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов «Программа среднего ( полного) общего образования по биологии. 10-11 классы»

литература

Козлова Т.А., Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» Москва, изд. Дрофа, 2006

Сонин Н.И., Козлова Т.А. «Рабочая тетрадь для учителя. Биология. Общая Биология. 10-11 классы»М., Дрофа 2001 В двух частях

Ловкова Т.А. « Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы.» М,Айрис – пресс,2007

Ващенко О.Л. «Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы» Волгоград, Учитель, 2007

Пименова И.И, Пименов А.В. «Лекции по общей биологии: учебное пособие» Саратов, Лицей,2003

Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы» Волгоград, Учитель, 2007

Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы» Волгоград, Учитель, 2007

Лернер Г.И. «Биология: словарь – справочник для школьников, абитуриентов и учителей» М., ООО « 5 за знаниями» 2006

Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. «Биология в экзаменационных вопросах и ответах» М., Рольф, 2002

Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. « Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы» Ростов- на – Дону, изд. Феникс, 2002

Шустанова Т.А. «Пособие – репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии» Ростов – на – Дону изд. Феникс,2010

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. «Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008

Лемеза Н.А. «Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие» Минск ООО»Юнипресс» 2008

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. , Козлова Т.А. «Основы биологии: Курс для самообразования» М., Просвещение 2000

Ярыгин В.Н. «Биология для поступающих в ВУЗы» М, Высшая школа,2004

Раздел 5. Обучающиеся должны:

знать /понимать

основные положения синтетической теории эволюции, учения о путях и направлениях эволюции.

сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания,

современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; причины эволюции видов

устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

решать задачи разной сложности по биологии;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных

сравнивать формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

грамотного оформления результатов биологических исследований;

Раздел 1.

Додарвиновский период в развитии биологии

С установлением христианского мировоззрения в Европе была распространена официальная точка зрения о возникновении живой природы: все живое создано Богом и остается неизменным (креационизм). В этот период Средневековья было много попыток систематизировать накопленный биологический материал. Наиболее совершенную систематику того времени удалось создать шведскому естествоиспытателю К. Линнею. В основу систематики он положил принцип иерархичности таксонов — систематических единиц. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры для обозначения видов и ввел латинские названия видов. Принципы этой классификации сохраняются и в наше время.

C XVII века распространяется новая система представлений о живой природе — трансформизм, допускающий возможность изменчивости видов под воздействием внешних условий. Ее последователями были Р. Гук, Д. Дидро и др. Открытие микроскопа, развитие эмбриологии и палеонтологии привело к созданию первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка. В труде «Философия зоологии» (1809 г.) он приводит многочисленные доказательства изменяемости видов и пытается раскрыть причины эволюционных процессов. Ламарк впервые включает в теорию фактор времени и условия внешней среды. Движущими силами эволюции он считал стремление организмов к совершенству и прямое влияние внешней среды на наследование признаков, приобретенных в течение жизни.

Ж. Кювье, исследуя строение органов позвоночных животных, установил, что все органы животного представляют собой части одной целостной системы и ни одна часть тела не может измениться без изменения других частей. Это явление он назвал принципом корреляции. Кювье также выдвинул теорию катастроф, согласно которой причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожавшие на больших территориях животных и растения.

Множество крупных открытий в естествознании, накопленный экспедиционный материал послужили предпосылками создания эволюционного учения английским ученым Ч. Дарвиным. Он изложил свои взгляды на эту проблему в своем труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.).

Эволюционное учение Дарвина

Движущие силы эволюции

Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды. Различают борьбу внутривидовую (между особями одного вида), межвидовую (между особями разных видов) и борьбу с неблагоприятными условиями. Внутривидовая борьба является наиболее острой, так как особи одного вида имеют сходные потребности для выживания.

Естественный отбор — процесс избирательного воспроизведения организмов, происходящий в природе, в результате которого в популяции возрастает доля особей с полезными для вида признаками и свойствами в конкретных условиях среды. Творческая роль отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида.

Наследственная изменчивость (мутационная или генотипическая) связана с изменением генотипа особи, поэтому возникающие изменения наследуются. Она является материалом для естественного отбора. Ч. Дарвин назвал эту наследственность неопределенной. Источником наследственной изменчивости являются мутации.

Образование новых видов начинается в популяциях, насыщенных постоянно возникающими мутациями, которые при свободном скрещивании приводят к изменениям генотипов и фенотипов. Изменение условий существования ведет к расхождению признаков среди особей данной популяции, к дивергенции. Исходная популяция образует группу форм, имеющих различную степень отклонений признаков. Отдельные организмы с измененными признаками способны осваивать новые места обитания, увеличивать свою численность. При движущем отборе наибольшие возможности выжить и оставить плодовитое потомство имеют особи с крайними, контрастными отклонениями. Промежуточные формы больше контактируют и быстрее вымирают. Так, в исходной популяции возникают новые группы особей, из которых вначале образуются новые популяции, а затем, при последующей дивергенции, новые подвиды и виды. Принцип дивергенции объясняет происхождение многообразия жизненных форм.

Вид

Вид — это группа особей, сходных по строению, происхождению и характеру физиологических процессов; свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Особи одного вида имеют одинаковые приспособления к жизни в определенных условиях. Любой вид, состоящий из одной или нескольких популяций, представляет собой единое целое. Целостность достигается связями между особями вида: заботой о потомстве, общением через различные сигналы, совместной защитой от врагов, скрещиванием. Целостность достигается и биологической изоляцией — обособленностью от других видов (особи разных видов, как правило, не скрещиваются). Все это характеризует вид как надорганизменную систему.

Критерии вида

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения особей.

Физиологический — сходство процессов жизнедеятельности, сроков размножения.

Географический — занимаемый особями вида ареал (территория) характерен для всех особей вида. Он может быть большим или маленьким, прерывистым или сплошным

Экологический — ниша, занимаемая особями одного вида внутри ареала, обусловленная определенными экологическими условиями (влажностью, температурой и т.д.).

Генетический — главный критерий. Это характерный для каждого вида набор хромосом, их определённое число, размеры и форма. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом и поэтому не могут скрещиваться, т. к. невозможна конъюгация при мейозе.

При установлении видовой принадлежности правильно характеризует вид вся совокупность критериев.

Приспособленность организмов к среде обитания

Что такое приспособленность

Приспособленность — соответствие признаков организма (внутреннего и внешнего строения, физиологических процессов, поведения) среде обитания, позволяющее выжить и дать потомство. Например, водные животные имеют обтекаемую форму тела; лягушку делает незаметной на фоне растений зеленая окраска спины; ярусное расположение растений в биогеоценозе дает возможность эффективно использовать солнечную энергию дя фотосинтеза. Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием движущих сил эволюции. Но и в этих условиях она относительна. Белая куропатка в солнечный день выдает себя тенью. Заяц-беляк, незаметный на снегу, хорошо виден на фоне темных стволов.

Приспособленность организмов к среде обитания

Видообразование

Видообразование — начальный этап эволюции органического мира, заключающийся в появлении новых видов на основе существовавших ранее.

Географическое (аллопатрическое) видообразование происходит в результате расширения ареала исходного вида или расчленения его ареала на изолированные части естественными преградами (гора, реки и т.д.). В этом случае популяции встречаются с новыми условиями среды и сообществами организмов. На популяцию в природе действует мутационный процесс, происходят колебания численности особей, действует естественный отбор. Со временем генный состав популяции изменяется, она приобретает отличия от других популяций этого же вида. Например, сибирская лиственница расселилась от Урала до Байкала и оказалась в разных условиях, что привело к возникновению даурской лиственницы.

Экологическое видообразование относится к симпатрическому, происходит в тех случаях, когда популяции одного вида остаются в пределах своего ареала, но условия обитания у них оказываются различными. Под влиянием движущих сил эволюции изменяется их генный состав. Через ряд поколений в результате различий генофондов возникает биологическая изоляция. Например, один вид традесканции сформировался на скалистых вершинах, другой — в тенистых лесах; сезонные расы погремка большого дают семена до скашивания, либо после него и, обитая на одной территории, не имеют возможности скрещиваться; популяции форели в озере Севан различаются по срокам нереста.

Особенностью экологического видообразования является то, что оно приводит к образованию новых видов, морфологически близких к исходному виду.

Сходство видообразований: происходят под действием движущих сил эволюции.

Различия: причины расхождения признаков у популяций различны: географическое видообразование связано с расширением ареала и возникновением изолированных популяций, а экологическое с заселением особями одного вида разных экологических ниш в пределах одного ареала.

Приспособленность организмов к среде обитания

Биологический прогресс

Биологический прогресс — это результат успеха в борьбе за существование, показатель приспособленности вида, рода, класса. Его признаки: высокая численность, широкий ареал и увеличение числа систематических групп. Например, из млекопитающих прогресс испытывают заяц-русак (около 20 подвидов), паразитические черви из типа Круглые. Биологический прогресс является наиболее общим путем биологической эволюции и имеет следующие разновидности: арогенез — приобретение организмами ароморфозов; аллогенез — приобретение особями идиоадаптаций.

Биологический регресс

Биологический регресс — отсутствие необходимого уровня приспособленности, приводящее к уменьшению численности, сужению ареала, снижению числа соподчиненных систематических групп. Биологический регресс может привести к вымиранию. Например, на грани вымирания находятся уссурийский тигр, соболь. Причина регресса: отставание в темпах эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Деятельность человека часто приводит к сокращению численности популяций многих видов.

Ароморфоз

Классическая схема, изображающая основные формы эволюционного процесса по А. Н. Северцову: ароморфоз , идиоадаптацию и общую дегенерацию

Ароморфоз — это изменения в организме, повышающие общий уровень организации и жизнедеятельности особей, способствующие переходу в новую среду обитания. Ароморфоз — это основное направление эволюции, которое приводит к образованию новых систематических групп — классов, типов, отрядов. Приобретенные ароморфозы всегда сохраняются у организмов в ходе эволюции и ведут к постепенному усложнению строения организмов.

Идиоадаптация

Идиоадаптация — направление эволюции, в основе которого лежат изменения в организме, способствующие приспособлению к конкретным условиям окружающей среды и не повышающие общего уровня организации особей. Примером идиоадаптаций могут служить покровительственная, маскирующая или предупреждающая окраска, поведение во время размножения, мечение территории, совместная защита от врагов.

Естественная система строится на сходстве в

Генетика и теория эволюции

Мутации составляют основу наследственной изменчивости. Особи с различными мутациями, скрещиваясь между собой, обретают новые сочетания генов. Мутационная изменчивость дает первичный материал для естественного отбора, ведущего к образованию новых видов. Основной формой существования видов является популяция. В генетике популяций наблюдаются закономерности, которые выражаются в законе Харди-Вайнберга: в популяциях из поколения в поколение при свободном скрещивании относительные частоты генов и генотипов не меняются. Закон справедлив при соблюдении следующих условий: популяция должна быть достаточно велика, чтобы обеспечить случайное сочетание генов; должен отсутствовать отбор, благоприятствующий и неблагоприятствующий определенным генам; не должно возникать новых мутаций, не должно происходить миграций особей с иными генотипами из соседних популяций данного вида. В природе эти условия не соблюдаются, что приводит к нарушению равновесия генов в популяции.

Природные популяции при их относительной фенотипической однородности насыщены разнообразными рецессивными мутациями, которые не проявляются до тех пор, пока остаются гетерозиготными. По достижении достаточно высокой концентрации мутаций рецессивные мутации могут перейти в гомозиготное состояние. Они проявятся фенотипически и попадут под влияние естественного отбора. Каждой популяции характерен свой генофонд (совокупность генов популяции), который дает возможность для быстрого изменения в соответствии с направлением отбора.

Различают несколько форм отбора.

Движущий отбор — такая форма, при которой действие отбора направлено в определенную сторону, что приводит к сдвигу нормы реакции в одну сторону.

Стабилизирующий отбор — форма, ведущая к меньшей изменчивости в постоянных условиях среды. В этом случае отсекаются мутации, расширяющие норму реакции.

Обе эти формы отбора тесно связаны друг с другом. Движущий отбор преобразует виды в меняющихся условиях среды, стабилизирующий отбор закрепляет признаки, полезные в относительно постоянных условиях среды.

Раздел 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМАМ КУРСА

Тема: Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея

Задание 1. Закончите предложения:

1.Впервые описал и систематизировал виды_______________________

2.Интерес к биологии возрос в 15 веке – в эпоху _____________________________

3. Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется __________

4.Система, в которой организмы располагаются в определенном порядке по существенным признакам, называется _______________________________

5. Структурным элементом классификации является __________________________

6. Таксоном самого высокого ранга по классификации К.Линнея является __________________

7. как правильно сказать: род- одуванчик, вид – лекарственный или вид – одуванчик лекарственный

8. Линней считал, что виды _________________________________

9. Естественная система строится на сходстве в ___________________________________

Задание 2 Соотнесите термины и их смысл

термин

Смысл термина

1.идеализм

А.направление в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным.

2. идеалист

Б.последователь метафизической философии

3. материализм

В.философское учение, утверждающее неизменчивость раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира

4. метафизика

Г.философское направление, утверждающее , в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материалистичность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость

5. метафизик

Д.последователь идеалистической теории

6. креационизм

Е.философское направление, утверждающее в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей.

Задание 3. Выберите три верных ответа из шести:

В чем основная заслуга К.Линнея?

В 1735 году издал труд «Система природы», в котором описал основные принципы систематики



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap