программа Бумажная сказка



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙБАГАНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрена и одобрена Утверждаю

На заседании педагогического Директор ДДТ

Совета ДДТ

Протокол № Н.А. Степанчук

Дополнительная образовательная программа

художественно- эстетической направленности

« Бумажная сказка»

для детей 7-11 лет

(курс обучения 2 года)

Автор:

Тукка Елена Андреевна

Педагог дополнительного образования

Первой квалификационной категории

БАГАН

2013



Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Бумажная сказка» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. В основу данной программы легла программа из раздела Бумажная пластика Коротеевой Е.И. «Смотрю на мир глазами художника»\ Примерные программы внеурочной деятельности начальное и основное образование. –М.: Просвещение 2010, стр.23

Актуальность данной программы состоит в том, что она нацелена на развитие у детей пространственного воображения, умения читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.

Занятия по программе «Бумажная сказка»

учат детей работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.

Позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Помогают обучению детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Развивают у детей у детей способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Учат концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомят детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивают пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивают художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствуют созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствуют трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание при обучение по данной программе уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении изготовления игрушек из бумаги способствует применению детьми знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами работы с различными видами бумаги, через изучение художественного способа конструирования.

Задачи программы:

Обучающие

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Отличительные особенности данной программы

Программа «Бумажная сказка» включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные из разнообразных видов бумаги и в различных техниках.

Образовательная программа « Бумажная сказка» разработана с учетом требований к стандартам второго поколения для начальной школы (ФГОС).

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа «Бумажная сказка» рассчитана на 2 года обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. В год 134 часа. В группе занимаются 8 человек.

Формы и методы обучения

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

— исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Способы фиксации результатов

• Проведение аттестации учащихся

в начале и конце года

• Составление диагностической карты

«Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся в Доме творчества.

Критерии оценок

3-учащийся при изготовлении поделки повторяет все операции за педагогом, делает всё аккуратно, но не всегда правильно или не аккуратно, но правильно.

4-учащийся при изготовлении поделки повторяет все операции после показа педагогом и делает всё правильно, чётко, аккуратно. Оформляет игрушку по образцу.

5- учащийся при изготовлении поделки повторяет все операции после показа педагогом и делает всё правильно, чётко и аккуратно. Простые схемы может прочитать самостоятельно, знает названия базовых форм. При оформлении поделки проявляет творческую фантазию.

Уровни отслеживания результативности

реализации образовательной программы «Бумажная сказка »

Допустимый уровень(1-1,5) –воспитанник

не знает правила работы с ножницами, правила изготовления поделок.

Не умеет ориентироваться на листе бумаги, выполнять основные сгибы.

Достаточный уровень (1.6-2.3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, но не достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные базовые формы.

Оптимальный уровень (2.4-3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные сгибы, владеет творческими приёмами оформления поделки.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Бумажная сказка» является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Метапредметными  результатами изучения курса «Бумажная сказка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий на уроке;

с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; пользоваться памятками, схемами;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в Доме творчества и следовать им.

Предметными результатами изучения программы «Бумажная сказка» является формирование следующих знаний и умений.

знать

основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

условные обозначения к схемам;

названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

способы разметки: сгибанием;

способы соединения с помощью стиплера, клея ПВА;

виды оформления: раскрашиванием и с помощью аппликации

 уметь

под контролем педагога организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

использовать различные приемы работы с бумагой;

следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

создавать композиции с использованием изделий, выполненных в технике оригами;

 реализовывать творческий замысел в контексте с художественно-творческой и трудовой деятельностью.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

На первый год обучения

Наименование базовых тем

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения в Доме творчества, в объединении.

1

1

2

2. Знакомство с различными видами бумаг, инструментами.

1

1

2

3. Виды аппликаций. Аппликация «Ёжик» цветная и глянцевая бумага.

2

2

4

4. Аппликация «Сельский дворик»

2

2

4

5. Базовая форма «Воздушный змей».

5

5

10

6. Базовая форма «Блин».

5

5

10

7. Базовая форма «Рыба».

5

5

10

8. Базовая форма «Дом».

-пилотка и портмоне

-говорящая лиса

5

5

10

9. Базовая форма «Катамаран».

5

5

10



10. Базовая форма «Водяная бомбочка».

5

5

10

11. Базовая форма «Птица».

5

5

10

12. Базовые формы «Прямоугольник» и «Треугольник».

5

5

10

13.Базовая форма «Книжка»

14. Композиции.

8

8

16

15. Итоговый урок.

1

1

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap