проект Создание условий для гражданского становления духовно- нравственного и физическ



Содержание

I. Введение

II. Цели и задачи проекта

III. Процессуально — технологические основы духовно- нравственного воспитания на муниципальном уровне

IV. Основы организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

V.Проект «Муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Выселковском районе»»

Введение

Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно объектом и субъектом всей его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, зависит будущее страны в ближайшей исторической перспективе. Это закономерно требует постоянного и самого пристального внимания к молодежи со стороны государства и старших поколений общества. Отношение государства и общества к молодежи проявляется в содержании и характере реализации активной государственной молодежной политики, направленной на создание в обществе всех необходимых условий для успешной социализации различных категорий молодежи, ее самоорганизации и активного вовлечения в социальную жизнь и деятельность.

Молодежная политика выступает ключевым фактором решения стратегических задач в сфере обеспечения преемственности поколений, раскрытия и развития инновационного и созидательного потенциала молодежи, ее конкурентоспособности, что должно обеспечить становление гражданского общества и укрепление национальной безопасности России, дальнейшего поступательного развития страны и ее регионов.

Проект направлен на реализацию комплексных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в России на уровне муниципального образования и региона. В качестве основы для решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи предлагаю системный подход, основанный на традиционной для России цивилизационной модели культурно-социального развития и необходимости воссоздания адекватной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Суть проекта заключается в следующем: в качестве основы предлагаемой системы поддержки и развития программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию предполагается организовать работу по интеграции имеющихся разработок и опыта по вопросам воспитания и семьи ведущих ученых, педагогов и специалистов, а также размещенных в Интернете и на электронных носителях работ и видеоматериалов и сформировать единый хорошо структурированный электронный ресурс по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Проект включает также создание на этой основе раздела «Воспитание» на сайте общеобразовательных учреждений, объединяющего множество различных и подчас труднодоступных сайтов Интернета, наполнение его имеющимися разработками – методиками, программами, литературой, а также видеоматериалами, роликами и презентациями.

Другим элементом системы является организация подключения к порталу «Воспитание» всех основных участников программ. Это — духовно-просветительские центры, школы, а также индивидуальные пользователи – молодые семьи, родители и молодежь. На основе создаваемой сети планируется создание системы дистанционного обучения.

Ключевые понятия содержания работы: культура, духовность, образование, ценности, воспитание, муниципальная система образования, социальные проекты, системный подход, национально-государственная идеология, гражданское общество

Цели и задачи:

Основные цели проекта:

1.Создать условия для системного решения проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях социально-педагогической среды муниципалитета, ориентированной на традиционные отечественные культурные ценности.

2.Многократно повысить эффективность работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, обмену опытом, создать эффективную и непрерывную систему дополнительного образования и подготовки кадров.

3.Обеспечить развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из основных институтов гражданского общества.

Задачи:

1. Сформировать комплекс нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно нравственного воспитания детей и молодежи в районе.

2. Реализовать систему мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

3. Создать систему взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания и патриотического воспитания.

4.Создать эффективную информационную систему сопровождения комплексных программ и проектов в области духовно-нравственного воспитания, в том числе: создать интегрированный электронный ресурс в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, создать систему прямого и обеспеченного доступа к электронным ресурсам участников программ воспитания и образования, систему эффективного обмена опытом.

5.Провести мониторинг комплексной программы духовно-нравственного воспитания с целью формирования сетевых сообществ, участвующих в осуществлении комплексных программ, таких как: педагогов и специалистов, экспертов, родителей, детей и молодежи;

6. Организовать проведение общественного форума по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания;

7.Качественно улучшить координацию деятельности и программ общественных объединений, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также частных инициатив и проектов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Основные целевые группы

– педагоги, воспитатели, работающие в учреждениях образования;

– руководители органов образования, учреждений образования, работники органов образования и социальной сферы;

– родители;

– молодые семьи;

– широкие слои молодежи, в т.ч. учащиеся средних школ, подростки, студенты средних специальных и учебных заведений.

Процессуально — технологические основы духовно-

нравственного воспитания на муниципальном уровне

Сегодня перед структурами, заинтересованными в возрождении отечественной культурной и духовно-нравственной традиции, в основе которой лежат православные ценности, стоят следующие задачи:

– координация деятельности различных социальных институтов, государственных и общественных подразделений;

– концентрация ресурсов, выделяемых для духовно-нравственного оздоровления общества;

– обеспечение более эффективного использования этих ресурсов;

– интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в социальные, оздоровительные и педагогические программы.

Последовательное решение обозначенных задач неэффективно, необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Обозначим и кратко охарактеризуем основные аспекты системы духовно-нравственного воспитания.

Основные аспекты системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

1. Содержательный аспект системного подхода предполагает разработку методики подробного описания всех элементов и форм бытования православной культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования.

Научное осмысление, разработка содержания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге охватывает следующие направления:

– воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, науке и искусстве;

– интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;

– воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится в первую очередь системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования:

а) на уровне отдельного общеобразовательного учреждения (в виде «сквозной» составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное, дополнительное образование)

б) воспитание через средства массовой информации;

г) на уровне районных молодежных организаций

2. Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению для разных возрастных групп детей, подростков, молодёжи района.

3. Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Считаю целесообразным выделить приоритетное значение включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. На мой взгляд, семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребёнка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах её развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.

Институциональный уровень духовно-нравственного воспитания предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. По моему мнению, чрезвычайно значимо в этом отношении формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государства с Русской Православной Церковью, традиционными для России религиозными конфессиями, обеспечение активизации и поиск новых форм сотрудничества в процессе духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

4. Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.

5. Организационно-правовой аспект предполагает выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне, подготовку и реализацию нормативных правовых документов, комплексных муниципальных программ по духовно-нравственному воспитанию.

6. Информационный аспект предполагает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идей.

7. Экономический аспект дает возможность изыскания средств на реализацию комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию из различных источников, включая районный и местный бюджет, а также иные источники финансирования (привлечение спонсорских средств).

8. Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-

нравственного воспитания позволяет включить в процесс решения проблемы все

существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить

новые формы организации их взаимодействия.

Духовно-нравственное воспитание должно обладать высоким уровнем комплексности, охватывая своим воздействием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, правовую, педагогическую. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности региона, его социальных и государственных институтов.

Основы организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений региональной и муниципальной политик в области воспитательной деятельности.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07. 1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 16 февраля 2001 г. № 122-ФЗ, «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года № 25-ФЗ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг.», утверждённая постановлением Правительства РФ от 11.07.2005гю. № 477, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Кемеровской области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания.

Чтобы объединить усилия органов власти, различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью, нужна прежде всего единая региональная политика в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи и соответствующая этой политике муниципальная система духовно-нравственного воспитания и просвещения населения, способная организовать и координировать эту многоплановую работу.

Создание такой системы обязательно предполагает объединение деятельности всех органов исполнительной власти области, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения должна включать в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно- нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи района.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти района. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

Не могу не согласиться, что ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.

В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных различных союзных объединений, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви.

Я считаю, что система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах региона и района, Российской Федерации в целом.

Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики. Нормативно-правовое обеспечение включает:

– подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания населения в районе;

– заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий органов исполнительной власти области, органов управления образованием, здравоохранения, культуры и представителей Русской Православной церкви района;

– проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения района;

– создание группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию;

– анализ и обобщение муниципального опыта духовно-нравственного воспитания;

– создание исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания в районе;

– разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ. Реализация Программы предполагает:

–создание муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Выселковском районе» с содержанием действующих муниципальных программ социальной направленности;

– формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на муниципальном уровне гуманитарные программы и реализация этих предложений;

– создание базовых экспериментальных площадок в муниципальных образовательных учреждениях, а также родительских лекториев, «маминых школ», «семейных гостиных»;

– подготовка, создание и распространение брошюр и печатных материалов в серии «Семейное духовно-нравственное воспитание»;

– формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в районных и региональных средствах массовой информации;

– создание православно-ориентированных родительских общественных объединений, семейных клубов;

– организация церковных воскресных школ.

Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания – утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах жителей района; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, отдела по делам молодежи, комитета социальной защиты населения, епархии Выселковского района. Предполагается:

– разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации;

– организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации;

– организация и проведение Дней славянской письменности и культуры в районе;

– организация работы православного лектория в рамках Дней славянской письменности и культуры;

– проведение общественных чтений по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи;

– проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального и дополнительного образования;

– создание конкурса видеороликов о духовном возрождении района;

– создание православных отделов в библиотеках района;

– создание телевизионных и радиовещательных образовательных программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения;

– создание в муниципальных СМИ специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения;

– разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании.

Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение включает организацию исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обогащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, этического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастающего поколения, к духовно-нравственным ценностям, их духовного

освоения. Данная работа предполагает:

формирование научных коллективов по экспертизе и доработке

программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях среднего специального профессионального образования;

отбор и оценка степени применимости на уровне города имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дополнительного, среднего специального профессионального образования;

создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания;

организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам;

· создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию для различных уровней системы образования;

проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для специалистов разных уровней;

курирование работы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования;

проведение городской научно-практической конференции по вопросам духовно-нравственного воспитания в системе среднего специального профессионального образования;

разработка положений и проведение конкурсов творческих работ школьников, научных работ студентов по духовно-нравственной тематике;

разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала духовно-нравственного содержания;

организация и проведение городских конкурсов и олимпиад по православной культуре. Разработка подпрограммы проведения молодежных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества, поездки, экскурсии);

создание молодежной паломнической службы;

разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений системы дополнительного образования детей и т.д.

Обеспечение взаимодействия различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания в рамках муниципалитета предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения района.

Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти; руководителей и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи района, что предполагает:

проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения население района;

поддержка постоянно-действующих учебных курсов «Основы православной культуры»,

разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов учреждений среднего специального и высшего профессионального образования в районе (к примеру, «История христианства», «История мировых религий»);

проведение ежегодного «круглого стола» на тему: «Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания» с привлечением известных ученых, деятелей искусства, представителей духовенства;

проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов района;

организация в городе работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию;

проведение регулярных встреч педагогов области с духовенством;

организация паломнических поездок по святым местам.

Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации предполагаемой муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Выселковском районе», привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания населения города.

Создание этих условий будет способствовать совершенствованию управления системой духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне. .

Управление системой духовно-нравственного воспитания

Содержание управления системой духовно-нравственного воспитания и просвещения включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса духовно-нравственного воспитания в городе с учетом современных тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; обоснованное планирование духовно-нравственного воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование органов власти района о ходе реализации мер по духовно-нравственному воспитанию; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов духовно-нравственного воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.

Оценка результативности духовно-нравственного воспитания

Оценка результативности духовно-нравственного воспитания должна осуществляться на основе использования системы объективных критериев, которая включала бы в себя целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения района в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в городе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.

Основным инструментом реализации Концепции должно являться выполнение предполагаемой муниципальной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Выселковском районе», разработка и реализация ведомственных и муниципальных программ духовно-нравственного воспитания населения на последующие периоды.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач духовно-нравственного воспитания, повышения активности населения района к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.

В совершенствовании и развитии Концепции предполагается участие всех органов муниципальной власти раойна, общественных объединений, союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала детей, молодёжи и всего населения района посредством создания в нем социально-педагогической среды (системы условий жизни и деятельности), ориентированной на традиционные культурные ценности России.

Проект

«Муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Выселковском районе»»

Муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Выселковском районе » (далее именуется – Программа) основана на следующих документах:

Федеральным Законом от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005г. № 422,

Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», Законом Кемеровской области «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года

Основой для утверждения Программы должно являться решения объединенного заседания представителей власти МО Выселковский район, УО администрации МО Выселковский район, представителей различных союзных объединений, ветеранских молодежных и других общественных организаций, служб социальной защиты населения, представителей Русской Православной церки в Выселковском районе.

Реализация Программы должна способствовать снижению неблагоприятных показателей, преодолению кризисных явлений в социальной сфере, а также стабилизации духовно-нравственной ситуации в районе, обеспечению преемственности воспитательных мероприятий различных уровней системы образования и культуры, координации на муниципальном уровне педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и социальных учреждений, государственных и общественных структур, религиозных объединений.

В Программе будут определены основные пути развития муниципальной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения на муниципальном уровне различных социальных институтов. При уточнении и корректировке Программы необходимо учитывать имеющийся практический опыт внедрения программ по духовно-нравственному воспитанию в районе, а также культурно-исторические, социально-исторические особенности регионального и муниципального развития.

Обоснование необходимости решения проблемы духовно- нравственного воспитания программными методами



В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социо-культурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовно-нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось российское государство и создавалась великая русская культура.

За последние годы существенно деформировалась система духовного воспроизводства общества и, прежде всего, в результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования.

Просчеты государственной образовательной политики проявились не только в сокращении объемов финансирования образовательных учреждений, но, прежде всего, в непродуманной модификации целей и ценностей образования.

Осмысление противоречивого опыта реформ в России приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности страны, ибо без человека, его душевного здоровья, умственных и нравственных сил, само понятие «жизнь» теряет смысл.

Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема духовно-нравственного оздоровления общества: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями при условии системного подхода в рамках целевой региональной или муниципальной программы.

Масштаб муниципального образования, муниципальной социально-территориальной единицы является оптимальным в осуществлении всего комплекса мер по духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Именно на уровне муниципалитета сочетаются властные полномочия, организационные и средовые факторы и возможности, благодаря которым он становится основным звеном системного решения любой социальной, социально-просветительской, социально-педагогической задачи.

Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных институтов и возрастных групп населения.

В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, детям раннего, дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.

Верное понимание процесса духовно-нравственного воспитания предполагает также соблюдение принципа разделения светского и религиозного, а также объединение усилий представителей всех традиционных религий в восстановлении духовно-нравственного потенциала общества. Учитывая же исключительную роль Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становление духовно-нравственного потенциала России, необходимо особо тесное сотрудничество государства и Церкви в решении программных задач духовного и нравственного возрождения России.

Цель, задачи и основные направления Программы

Целью Программы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в рамках муниципального образования социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

— формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в городе;

— осуществление комплекса мер по просвещению населения города в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;

— интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие гуманитарные программы, осуществляемые на муниципальном уровне;

— разработка муниципальных подпрограмм духовно-нравственного содержания по сопровождению семьи и воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, школах, интернатах, детских домах, учреждениях системы дополнительного образования детей;

— реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

— реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного воспитания;

— охрана, восстановление, развитие исторического и культурного наследия района;

— реализация комплекса мер по профилактике правонарушений в подростковой и молодежной среде.

Основные направления Программы

1. Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания.

2. Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.

3. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

4. Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие на муниципальном уровне социально-гуманитарные программы.

5. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

6. Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.

7. Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании.

8. Социальное служение и благотворительные акции.

9. Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров (система образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы) по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.

10. Подготовка молодежи к воинской службе, попечение о воинах, забота о ветеранах войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов.

11. Противодействие распространению и негативному влиянию на подрастающее поколение тоталитарных сект, иностранных религиозных миссионеров.

Система программных мероприятий

1.Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации Программы.

В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие нормативных документов, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, заключение Соглашений о сотрудничестве органов образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи с благочинием Выселковского района, представителей Русской Православной церкви.

Предполагается разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи субъектов духовно-нравственного воспитания в районе, определение места, роли, статуса, задач и функций каждого органа и организации как элементов единой системы духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.

Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ духовно-нравственного воспитания. Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала ученых, учителей и воспитателей на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем духовно-нравственного воспитания, разработку методических материалов и рекомендаций с обоснованием оптимальных путей приобщения детей и молодежи к духовно-нравственным ценностям, формированию позитивного поведения и отношения к миру.



Системой организационных мер по обеспечению реализации Программы предполагается создание в городе Координационного совета по настоящей муниципальной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Выселковском районе», а также научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию в структуре управления образования администрации района.



Силами Координационного совета и научно-методического центра предполагается осуществление аналитической работы, уточнение и доработка содержания, а также управление Программой.

2. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

Программа предполагает систему мер по пропаганде в средствах массовой информации традиционных духовно-нравственных ценностей добродетельного образа жизни. Предполагается также широкая информационно-просветительская деятельность по ознакомлению населения района с самой программой «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», ее целями, задачами, содержанием и ходом реализации.

В числе просветительских мероприятий намечается: организация постоянно действующих рубрик в городских СМИ, создание специальных телевизионных и радиовещательных программ по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению с привлечением к обсуждению проблем авторитетных общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, врачей, священнослужителей, представителей общественности.

Предполагается активное участие в реализации Программы средств массовой информации, организующих регулярный показ на местном телевидении православных документальных фильмов,. Планируется издание серии брошюр, справочников по духовному краеведению, календарей, сувенирной продукции с изображением местных святынь, памятников духовной культуры.

Культурно-просветительское направление Программы предполагает систематическое проведение мероприятий и праздничных акций духовно-нравственной направленности в муниципальных учреждениях культуры, образования. Примерами такой работы может служить проведение общественных духовно-нравственных чтений, целевой показ в кинотеатре документальных, научно-популярных и художественных фильмов духовно-нравственного, патриотического содержания, организация лекториев, проведение Дней православной культуры в районе.

Планируется осуществление специальной просветительской работы силами городских библиотек, создание центральной православной видеотеки и аудиотеки.

3. Интеграция духовно-нравственного содержания в действующие на муниципальном уровне социальные и гуманитарные программы.

Обозначенное направление Программы предполагает оценку возможности интеграции духовно-нравственного содержания в действующие на районном уровне социальные программы, а также региональные программы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap