проект Карманные расходы



Введение

Моя работа посвящена проблеме «карманные» деньги.

Это исследование началось с поездки на Новогоднее представление в декабре 2012 года в Бурятский Государственный Академический театр Драмы. Одноклассники долго готовились к поездке, поэтому у каждого из них оказалась определенная сумма денег для того, чтобы купить что-то себе или своим родным. Меня удивило то, что многие мои друзья даже не знали, какую сумму денег они имеют, некоторые тратили их не задумываясь. Совершив покупку, радовались, если получали сдачу и вновь занимали очередь… и так до последней копейки. А когда зашли в кафе, у некоторых не оказалось денег, чтобы поесть. Возник вопрос: умеют ли дети использовать деньги.

Предмет исследования: личные сбережения учащихся

Объект исследования: умения использования денег школьниками

Цель исследования: выяснить на примере школы, имеют ли учащиеся деньги на личные расходы; определить источники и размеры имеющихся сумм у детей разных возрастов, выработать рекомендации по разумному расходованию сбережений для младших школьников

Гипотеза:

все дети школьного возраста имеют некоторую сумму денег на личные расходы

если дети будут сами зарабатывать деньги, то они разумно будут их тратить;

если родители дают деньги своим детям, значит, они считают их самостоятельными

Задачи исследования:

Выяснить источники получения денег учащимися нашей школы;

Определить размеры денежных сумм, имеющихся у школьников разных возрастов ежедневно;

Убедиться в том, что старшеклассники могут заработать деньги на личные расходы

Изучить традиции иностранцев, связанные с личными сбережениями;

Встретиться со специалистами Центра занятости населения и узнать, какие условия создаются для трудоустройства уч-ся, достигших 14 лет

Побывать в магазинах, торговых точках с целью наблюдения за школьниками и выяснить, с какого возраста хозяева торговых точек имели личные сбережения

Методы исследования:

Информационный метод (изучение проблемы в литературе и в интернете)

Метод опроса

Аналитический метод

Проблемно-поисковый метод

План исследования:

Постановка проблемы.

Источники появления денег у детей разных возрастов.

Выяснить размеры сумм «на каждый день» у разных категорий учащихся.

Эксперимент по изучению желания самостоятельно заработать деньги на собственные нужды.

Как умение обращаться с деньгами может повлиять на нашу дальнейшую жизнь.

Составление рекомендаций для учащихся начальной школы по разумному использованию личных сбережений

Научно – исследовательская деятельность.

Я решил выяснить у родителей, какие суммы получали они от взрослых в детстве. Оказывается, пару десятилетий назад наличие у детей «карманных» денег не приветствовалось. Деньги давали только, чтобы сходить в школьный буфет. Цены в магазинах были везде одинаковые. Если родители отправляли в магазин, то точно было известно на что и сколько уйдёт денег.

Мне захотелось узнать, каков размер и источники получения денег современными учащимися. На какие нужды ребята расходуют доверенные им средства?

Я провел анкетирование со 2 — 11 классы. Было опрошено 103 человека в начальном, среднем и старшем звене. Источники получения денег оказались самыми разнообразными (см. приложение 1.)

Я выяснил, что во 2-4 классах некоторые учащиеся не имеют личных денег, а начиная с 5 класса, все дети имеют некую сумму на личные расходы. Причем, почти все родители выделяют денежную сумму добровольно. Во 2-4 классах вынуждены просить деньги у родителей 36 учеников, в среднем звене – 26, в старшем-14. Интересно, что дети и родители неоднозначно оценивают сумму, которая выделяется школьникам ежедневно.

На диаграмме видно, что 85(82,5%) учащихся устраивает размер выделяемой суммы. Родителей же устраивает 56 (68%) из 82 (см. приложение 2.)

Какой же должна быть сумма, чтобы она удовлетворяла детей? Обработав анкеты, сделали вывод: «Растут дети и подрастают их потребности». До 50 рублей хотят иметь: 39(90%) учащихся начального звена, до 100 рублей – 25(59%) учащихся среднего звена, 7 (38%) учащихся старшего звена.

Большая половина родителей склоняется к этой же сумме, и хотели бы, чтобы часть своих денег дети тратили на питание в столовой и сладости, а остальные откладывали бы на дорогостоящую вещь. А дети с ними не согласны, 16% опрошенных учащихся планируют потратить деньги на одежду, 33% — на компьютерную игру или телефон, 14% — будут копить и лишь 37% – на питание.

Причем, в начальных классах только два человека предпочитает копить деньги.

Также я расспросил работников школьной столовой и продавцов магазина «Спектр», это наиболее посещаемое детьми нашей школы торговая точка. По их словам, дети, которые приходят в магазин или в столовую, как правило, располагают небольшими денежными суммами – обычно от 20 до 30 руб. Долго прицениваются к товару, долго выбирают, имеющиеся деньги тратят до конца. Покупают мороженое, сладости, соки. Когда имеют при себе большие суммы — это значит, их за покупкой для семьи направили родители. Сдачу считают — не хватит ли этой сдачи еще на что-нибудь. Если приходит компания детей: смотрят — что купил каждый, могут несколько раз встать в очередь (приложение 3).

Об особенностях такого поведения младших школьников я прочитал в Интернете. Ученые проводили исследование и доказали, что распоряжаться деньгами дети учатся у родителей — наблюдают, делают выводы. Они должны принимать участие в обсуждении семейных финансовых проблем, планировании покупок. В США принято уже в 2-3 года маленьким детям давать монетки, чтобы они складывали в копилку, приучая к бережливости. В Германии, если родители не выделяют своим детям так называемые, «карманные» деньги, их могут оштрафовать. В Англии ребенок может подрабатывать с 8 лет. А в России официально разрешено работать только с 14 лет.

В народе говорят: «Запасливый лучше богатого», «Копейка рубль бережет». А как же отношение к деньгам может повлиять на дальнейшую нашу жизнь?

Я встретился с индивидуальными предпринимателями, у которых складывается успешный бизнес и взял у них интервью (см. приложение 4).

На этом я планировал завершить свою исследовательскую работу. Моё мнение таково — очень трудно распоряжаться деньгами «виртуально», т.е. не имея их в кармане. Из своего (пусть не очень богатого опыта) я могу сказать, что мои мысли в тот период, когда у меня не было «карманных» денег и когда они появились – они совершенно разные. Сейчас, когда мне выделяют некоторые суммы — я уже рассчитываю, на что мне может хватить имеющейся суммы, могу ли я обойтись без нее, выбрать что-то одно из множества вариантов. До 14 лет осталось совсем немного. И я решил продолжить исследование с нашими старшеклассниками.

Как же зарабатывают наши старшеклассники, ведь 3 человека из 42 хотят иметь от 200 и более рублей для похода в магазин? Мне необходимо было выяснить, почему из 13 учащихся 11 классов (в прошлом году 10 класс) устроились на работу через Центр занятости только 6 человек. Я выяснил, что старшеклассники все хотели бы иметь достаточные средства на личные расходы, но заработать их пожелали только 6 старшеклассников вожатыми в лагере дневного пребывания. Я встретился с инспектором I категории Центра занятости населения Иволгинского района Сункуевой Ириной Сергеевной, чтобы уточнить, как предоставляются рабочие места для учащихся школы. Ирина Сергеевна обстоятельно рассказала нам о трудоустройстве несовершеннолетних в нашем районе (см. приложение фото 2, 3, 4).

Мы решились на эксперимент.

Организовав встречу с одиннадцатиклассниками, я решил подробно изучить актуальные для молодежи источники заработка. Выяснилось, что самым распространенным видом заработка среди старшеклассников является работа от Центра занятости.

Работа от Центра занятости населения

Работа через Интернет

Официант

Помощь пожилым, соседям, знакомым

Быть в няньках у детей

Записывать музыку

Работать подсобником, реализатором, разнорабочим

Я сообщил им о том, что, изучив результаты анкетирования, выяснилось желание старшеклассников иметь личные сбережения и предложил им заведомо ложную для нас информацию о том, что, учитывая занятость десятиклассников в учебные дни, библиотека предлагает работу в свободное от учебы время. Желающие заработать 100 рублей за 2 часа, могут поработать в книжном фонде и сразу получить расчет. Из 28 присутствующих выразили желание заработать 5 человек. Это 18% . Когда предложил поработать по благоустройству территории, 4 человека сказали, что лучше в библиотеке, чем территорию убирать.

Значит, можно сделать вывод:

Старшеклассники хотят быть самостоятельными, не зависящими от средств родителей, иметь возможность накопить некоторую сумму на одежду или какую-либо покупку

Почти все старшеклассники хотят заработать 100 и более рублей в день

У учащихся преобладает желание иметь быстрый заработок, даже если это будет не очень большая сумма.

Работа, которая не требует больших физических усилий, привлекает детей в большей степени.

Как старшие, так и младшие школьники могут тратить деньги лишь для того, чтобы что-нибудь купить. (Деньги руки жгут) Это происходит потому, что малыши еще не имеют достаточного опыта обращения с деньгами, а на старших сильное влияние оказывает пример родителей

Заключение.

Итак, предположение, что если дети будут знать «цену» заработанным деньгам, то они разумно будут их тратить, подтвердилось. Оказалось, что родители дают деньги своим детям, не потому, что они считают их самостоятельными, а для того, чтобы готовить их к взрослой жизни. Используя опыт англичан, необходимо советовать родителям уже с 3-х лет давать монетки детям, учить складывать их в копилку. Тогда в школьной столовой и в торговых точках эти дети не дадут себя в обиду и вообще научаться правильно распределять «карманные» расходы. На классном собрании родителей я рассказал о результатах исследования, дал рекомендации по обращению с личными сбережениями.

Сейчас я планирую выпустить стенгазету, в которой размещу материалы моего исследования и советы по правильному и разумному использованию денежных средств.

Список использованной литературы

Глухих Н. Стоит ли давать детям карманные деньги? //Журнал «Консультант». М.: Просвещение, 2010.

Интернет – ресурсы: http://www.detochka.ru.

Интернет – ресурсы: http://www.psychologos.ru

Приложение.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Индивидуальный предприниматель С., владеет строительной фирмой 47 лет:

В детстве мне всегда деньги давал отец на карманные расходы (он работал в банке), и сумма была всегда больше, чем у одноклассников. В младших классах деньги тратил на походы в кино, на сладости. В старших классах копил на нужную вещь. Своему ребенку карманные деньги выделяю, но в последнее время провожу мысль о том, что деньги на дороге не валяются. Если нужна определенная сумма, надо ее заработать. Дети (15, 12 лет) это понимают, в свободное от учебы время помогают мне торговать в магазине.

Индивидуальный предприниматель В., владелец медицинского центра, 52 года:

В детстве у родителей денег не брали (нас в семье было 5). Жили тяжело, но сытно. Мама работала дояркой на молочно-товарной ферме, была передовиком, а папа возил на молоковозке молоко в райцентр и сдавал. Мы всегда помогали родителям, знали цену каждой копейки. Если появлялись деньги, тратила вдумчиво, на нужные вещи. Цену деньгам знала. Своим детям выделяла деньги на карманные расходы, сейчас они взрослые. Считаю, что надо постепенно ребенка приучать к бережливости.



sitemap
sitemap