проект Интеллектуальная радуга



ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАДУГА»

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Исследовательская деятельность — естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление в нужное русло, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для школьника окружающий мир. И начинать эту работу надо уже в начальной школе.

Клуб интеллектуальных игр в нашей школе был создан в школе в 2008 году. Сегодня он объединяет учащихся 3-11 классов. Здесь занимаются талантливые и увлеченные ребята, которые умеют и, главное, любят мыслить, готовы сообща искать и находить эффективные способы решения различных задач. Программа клуба направлена на формирование целостного, четко структурированного поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся в образовательном пространстве, на воспитание в них нравственных начал, а также популяризации науки и культуры. Основная цель деятельности клуба – создание ученического коллектива (команды), вовлекающей школьников в интеллектуально-творческий процесс. В членах клуба воспитываются привычка к самоотдаче, потребность насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Занятия клуба проводятся небольшими группами, как правило, по параллелям. Основные формы работы — индивидуальная, групповая деятельность (тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная проработка вопросов и ответов, ассоциативные и психологические игры.

Одной из важнейших сторон работы клуба стала исследовательская деятельность младших школьников в кружке «Эрудит», которая способствует развитию творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к фундаментальным и прикладным наукам, знакомит с научной картиной мира. Интеллектуальный клуб — это не только дружный коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей с разнообразными интересами, но и совместное времяпрепровождение, которое никогда не бывает пустым и скучным. Это опыт работы в команде, быстрой адаптации к стрессовым ситуациям, столь важный в нашем динамично развивающемся мире.

К сожалению, современная школа далеко не всегда способна научить мыслить нестандартно, не по заданным схемам и алгоритмам, заложить основы творческого мышления. Игровые модели «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринга», «Своей игры» не являются новыми, но по-прежнему очень интересны учащимся всех возрастов и популярны среди молодёжи.

Временные рамки проекта

Данный проект предполагает внедрение в работу с сентября 2012 года по сентябрь 2014 года. В случае успешного старта проект будет продолжен.

Руководители и участники проекта

В рамках проекта начтут работу школьники, ученики 5-11 клссов, преподаватели – кураторы тренингов, Управление образованием МО «Правдинский район» (организация районных турниров).

Руководство проектом возьмут на себя администрация МБОУ СОШ п.Железнодорожный и её ученики, а именно: школьный орган ученического самоуправления Совет старшеклассников (Футчик Илья – куратор школьного интеллектуального движения)

Цели и задачи проекта:

Создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в МО «Правдинский район».

создание районного интеллектуального клуба для выявления и работы с одаренными детьми через проведение тренингов и различных мероприятий в сфере интеллектуальных игр.

Создание информационной газеты «Интеллектуальный поединок», в которой силами всех участников проекта будут отражены новости из жизни школьных клубов «Что? Где? Когда?», результаты районных и областных игр и задания для тренировки.

Привлечение школьных команд из всех школ района в участию с областных турнирах

Создание страницы клуба на школьном сайте www.zeleznodorozny.com

Организация видеотрансляции игр в школьной рекреации ( в

дальнейшем — организация видеотрансляции новостей, в том числе и

через сеть Интернет)

Формирование у учащихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном и творческом развитии;

Диагностика одаренности детей и подростков ( через систему портфолио)

Ранее раскрытие интересов и склонностей детей и подростков к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.

Материальные ресурсы, необходимые для реализации проекта:

Оборудование для создания видеотрансляции (компьютер, ЖК-экран, видеокамера)

Оборудование для проведения игр в формате «Брейн-ринг» (пульты)

Школьная мини-типография

Деятельность клуба — это не только игры, в которых ребята принимают участие, это также мастер-классы для них по организации и проведению интеллектуальных игр в школах и районе.

Для кого будет предназначен школьный интеллектуальный клуб?

К участию в играх клуба приглашаются ученики 5-11 классов. Команды предполагается привлечь к участию в ежемесячных турнирах районного Клуба знатоков. Победители турниров примут участие в областных играх.



Что, несомненно, будет интересно школьникам в клубе?

В первую очередь, конечно, внешняя сторона дела, — ведь они исполнят роль знатоков и все связанные с этим «ритуалы», которые они наблюдают по телевизору. В школьном интеллектуальном клубе играют только «господа знатоки» и каждому из них, хотя и в новинку, непривычно, но приятно слышать в свой адрес не «Серёжа» или «Тёма», а «господин Семёнов» и «господин Иванов». Немаловажным фактором в привлечении интереса детей служит и постоянно создаваемая ситуация успеха: уж один-два вопроса за игру удаётся выиграть практически каждой команде и это осознание того, что ты сам, ни откуда не списывая, не смотря в учебники и тетради, смог ответить на вопрос, окрыляет юных знатоков.

Можно ли считать «Что? Где? Когда?», вернее, её подобие игрой обучающей и воспитывающей?

Вопрос скорее риторический. Любая игра может стать эффективным средством обучения и воспитания школьников… Игры формата «Что? Где? Когда?» представляют собой готовое пособие для обучения приобретению знаний, анализу полученной информации и другим логическим операциям.

Хочу предложить вашему вниманию вопрос, который традиционно лежит на игровом столе в первой игре начинающих знатоков: «В 1891 году англичанин Броуди – рыбак из Ливерпуля – взял патент на своё изобретение, впрямую касающееся футбола. Что он запатентовал?»  За одну минуту знатокам нужно найти ответ на этот вопрос, который, как вы можете убедиться, не касается напрямую содержания ни одного из школьных предметов и вместе с тем служит подспорьем для каждого из них, развивая мышление ребёнка. Как правило, знатокам удаётся вычленить из формулировки главные слова: 1891 год трансформируется у них просто в «давно», «рыбак», «запатентовал», «изобретение, касающееся футбола». Но только совсем неопытные игроки могут ответить «мяч». Чаще «рыбака» знатокам удавалось связать с главным орудием его труда – сетью, затем игроки доходили до правильного ответа – «сетки для футбольных ворот».

Конечно, само по себе знание того, что в 1891 году запатентовал ливерпульский рыбак Броуди, никому не нужно. Ценен сам навык получения информации, и со временем этот навык при должной тренировке превращается прямо-таки в искусство.

Ожидаемые результаты:

увеличение числа талантливых детей в районе

повышение качества образования в целом

увеличение количества учащихся с высокими результатами сдачи ЕГЭ

увеличение числа участников конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций

увеличение количества участников и призёров муниципальных и региональных олимпиад и конкурсов.

увеличение числа учащихся – стипендиатов Губернатора Калининградской области и Главы МО «Правдинский район»

повышение престижа знаний среди учащихся

формирование целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности

повышение уровня профессионального мастерства и квалификации педагогов

увеличение количества совместных проектов, исследовательских работ учащихся, педагогов, родителей.

создание сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования области, района и посёлка в частности.

Какова воспитательная ценность Клуба знатоков и проекта в частности?

Может показаться, что за обучающей стороной игры мы забыли не менее важный аспект – воспитательный. Но здесь даже не требуется, на мой взгляд, особых доказательств. Шесть человек из одного, а часто и из разных классов и школ, с разными характерами и манерой общения сходятся за одним столом и обсуждают всего вопросы, которые никогда не приходили им в голову ранее…

Трудно представить ситуацию, в которой ярче бы проявлялись все человеческие качества. Знатоки должны суметь найти общий язык, работать сообща, научиться приводить убедительные доводы в защиту своего мнения, уметь сделать логические выводы из предположения, выбрать единственный правильный ответ из массы правдоподобных. Игра выдвигает лидера из стройной, казалось бы, команды и снова проблема: как не загордиться лидеру? и как остальным научиться прислушиваться к нему? И этим игра также очень интересна.

Формы подведения итогов реализации проекта:

Участие знатоков в различных конкурсах

Проведение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и тренингов пор подготовке к ним

Создание и апробация школьного видеопортала

Ведение Интернет-страницы на школьном сайте

Выпуск газеты «Интеллектуальный поединок» своими силами

Создание базы данных по качеству образования

Подведение итогов года и награждение победителей конкурсов








sitemap
sitemap