проект Домбровской Роль звукописи и цветописи в поэзии СЕсенина



Проектная работа

на тему

«Цветопись и звукопись в творчестве С.А.Есенина»

ученицы 11 «Б» класса

МБОУ « Гимназия № 4»

Домбровской Регины

Проблема: в современном обществе растёт интерес к поэзии и особенно к творчеству С.Есенина. Гуманизация образования способствует развитию интереса к поэтическому слову Есенина, усвоению особенностей лингвистического анализа поэтического текста.



Цель: исследование поэтического текста, развитие творческого воображения, изучение изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур.

Задачи: изучение творчества С.Есенина, формирование умений лингвистического анализа текста, исследование особенностей использования звукописи и цветописи в стихотворениях Есенина.

Вывод: работа над данной темой помогла увидеть и почувствовать не только образную сторону произведений, но и красоту поэтического слова, проникнуть в «секрет» обаяния стихотворений Есенина.

План:

Знакомство с понятиями цветописи и звукописи в поэзии Сергея Есенина;

Анализ стихотворения С.А.Есенина о природе;

Исследование философской темы в лирике Есенина;

Цветопись и звукопись в стихотворении Есенина «Осень»;

Воспоминания о Сергее Александровиче;

Вот оно, глупое счастье,С белыми окнами в сад!По пруду лебедем краснымПлавает тихо закат.Здравствуй, златое затишье,С тенью березы в воде!Галочья стая на крышеСлужит вечерню звезде.Где-то за садом несмело,Там, где калина цвететНежная девушка в беломНежную песню поет.Стелется синею рясойС поля ночной холодок…Глупое, милое счастье,Свежая розовость щек!

Главный хулиган и романтик начала двадцатого века, который крал и крадёт сердца самых неприступных красавиц, из года в год становится всё только известнее, популярнее. Про белую берёзу под его окном, наверное, слышал абсолютно каждый. Вопрос в другом – знали ли все, что это стихотворение из учебника начальной школы написано Сергеем Александровичем Есениным?

Есенин писал настолько разнообразные стихи, что я всё время удивляюсь, как один человек мог затрагивать столько тем? Ведь повелось как – какой-то автор прославился стихами о любви, а кто-то – о войне или просто о Родине. Но я благодарна жизни за то, что свела меня однажды с творчеством этого замечательного поэта, который умел становиться неизвестным ему читателем таким близким и родным, что когда читаешь его произведения, кажется, что вот – он сидит напротив тебя и декламирует их вслух! Я думаю, что Есенин найдёт своё место в сердце каждого из нас. Кому-то понравятся стихи о любви – счастливой и не очень, кто-то полюбит стихи о Родине или просто о разных сторонах жизни.

Самое главное то, что Сергей Александрович писал свои стихотворения с такой искренностью, которой нам с вами стоит ещё поучиться. Внимательно изучая томик его стихов, я заметила, что его творения объединены в циклы. В начале своего творческого пути Сергей Есенин рифмовал неповторимые строки, воспевая любовь к России, к своей Родине. А также есть очень интересный цикл «Москва кабацкая» — о его жизни, о жизни московского хулигана, который умеет не только скандалить, но и любить, любить всем сердцем.

Все, абсолютно все стихотворения Сергея Есенина объединены своей красотой слов, слогов и рифм, но особое внимание я хочу уделить цветописи и звукописи в его творчестве. Сам автор не обделял эти термины в создании всё новых и новых стихотворений. Известно, что любимые цвета Сергея Александровича – это голубой, золотой и белый, и он раскрашивал в эти цвета листья, снег, берёзы и даже пожар (Заметался пожар голубой!). Автор, как и многие поэты, очень любил осень и, не стесняясь масштабности этой темы в поэзии, писал – «Отговорила роща золотая» или же «Закружилась листва золотой». Цвет чистоты – белый тоже имел большое значении в написании новых шедевров. Не считая «белой берёзы под окном», белыми были и яблони (Всё пройдёт, как с белых яблонь дым), и окна (Вот оно, глупое счастье, с белыми окнами в сад!), и одеяние девушки (Нежная девушка в белом). Исследуя его стихи подробно, я могу привести в пример много «цветных» стихотворений, но тогда придётся читать наизусть практически каждое стихотворение, на что не хватит ни памяти, ни времени – останется только лишь одно желание!

Звукопись в творчестве Есенина – это, конечно же, повтор гласных звуков, которые так красиво звучали в устах самого поэта с его рязанским акцентом – это выделение гласной буквы «а». «Не жалею, не зову, не плачу!» — только представьте, как читал эти строки Есенин – нараспев, красиво, нежно!

Я подробно исследовала циклы стихотворений Сергея Александровича и причины их появления, что нельзя оставить без внимания. Например, стихи о Родине считаются ранними в его творчестве, но это совсем не значит, что родину он любил только тогда – нет, любовь к России тонкой нитью прошита сквозь всю, пусть и недолгую жизнь поэта. Хулиганский цикл «Москва кабацкая» пришёлся на интересный период в его жизни. Это был период разгульной жизни, период драк и скандалов, но Есенин зачастую преувеличивал тот образ хулигана, в котором представал его лирический герой. В душе поэт всегда оставался ранимым, романтичным и никогда не забывал о любви в своей жизни. Любимых женщин в его жизни было много, много было и стихов, посвящённых им, ведь разве можно совсем не писать о любви, когда она витает вокруг, когда всё в мире приводит к романтическим мыслям… Также Есенин посвящал стихи своей маме, которую он очень любил, любил нежно – так, как только может любить сын.

Исследуя другое, всем известное стихотворение, мы можем проследить настроение поэта при помощи цветописи и звукописи. Все мы знаем стихотворение, которое начинается со строчек:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Первые две строки представляют собой некую картину поздней осени в представлении Сергея Есенина. И какое же настроение скрывается в этих строках? Скорее всего, грустное, тоскливое, но при этом стоит представить себя в таком же осеннем лесу и свои ощущение, когда мы там находимся.

И если быть внимательным, то можно заметить, что Сергей Александрович использует существительные в прямом значении, он просто перечисляет всё, что видит: нивы, рощи, туман, река, сырость, и все эти слова непоэтичные, общеупотребительные. При помощи двух простых нераспространённых предложений, построенных одинаково, — в первой строке и неполное – во второй вместе с непоэтичными словами создают приземлённую интонацию. И мы, читатели, любители поэзии, следуя за автором, чувствуете, как и он, что всё вокруг буднично, серо и уныло.

Однако в третьей и четвёртой строках появляется сравнение – Есенин сравнивает солнце с колесом, которое скатилось за горы, и здесь возникают эпитеты – горы – сини, солнце – тихое. Здесь можно проследить небольшой, даже скрытый фрагмент цветописи – поэт описывает солнце, которое нам привычно видеть в привычном цвете – золотом, который так любит сам автор. Здесь и предложение построено по-другому. Оно становится распространённым и разворачивается на две строки и создаёт другое настроение с помощью отличной от прежней интонации – спокойной и плавной. Причём поэт будто бы раскрашивает картину, мы видим синие горы и красное солнце, и тогда в унылом осеннем пейзаже проступает определённая, своеобразная красота, и настроение читателя начинает меняться.

Движемся дальше. Читаем вторую строфу и тут же замечаем, что дорога оживает, хоть и дремлет. И ей примечталось – на явление природы переносятся чувства, свойственные человеку, и всем, конечно же, известно, что такой художественный приём принято называть олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы, а значит, что всё движется вперёд, жизнь не стоит на месте, и создаётся предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Тут же меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью, а не перечислительной параллельной, как в первой строфе, и занимает уже три строки, и от этого интонация становится более плавной, вдумчивой, медленной. И состояние унылой безнадёжности постепенно уходит…

Продвигаясь дальше, мы видим небывалые, волшебные перемены в поэтической картине: уже не только будущее сулит перемены, а само настоящее становится другим. Проследим это с помощью синонимов. Были рощи голы – стала чаща звонкая. И мы можем почувствовать, как те же самые предметы – чёрные деревья, сбросившие листву, приобрели совсем другую эмоциональную окраску. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой прекрасной волшебной тайной теперь окутана чаща! В таком чудном тумане может привидеться вообще нечто фантастическое и невероятное: будто «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сени». Тут всё совершенно неожиданно: и эпитет, и сравнение, и олицетворение – и мы чувствуем, какой близкой и родной стала нам природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребёнка – это уже не что-то чуждое, невиданное и далёкое, а своё, привычное для простой деревенской жизни. И теперь картина представляется нам как единое целое благодаря тому, что на этот раз предложение занимает всю строфу. И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало. Сперва это произведение могло показаться нам серым и безликим, но постепенно там появляются любимые цвета поэта – синие горы, седая зима и рыжий жеребёнок.

Таким образом ,Есенин помогает нам увидеть красоту в неприметной картине поздней осени. Волшебной и мастерской силой слова он превратил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, нелюбимые нами туман и сырость – в таинственную дымку. Вы будто взглянули ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали и осознали, что мир полон чудес, фантазий, что природа нам близка, что мы с ней связаны будто кровным родством, у неё те же мечты, те же радости и печали.

И каждый из нас, читая это стихотворение и замечая переход от прямых и непоэтичных слов к тропам, а так же изменения характера синтаксиса, ощутит и красоту, и гармонию мира, в котором всё обращено к нам, людям. Более того, мы почувствуем, что человек не просто частичка великой природы, а нечто особое, наделённое духовностью – стремлением к идеалу и творческому осмыслению явлений. Мы осознаем, что слово может не только запечатлевать, но и преобразовывать действительность.

Собственно говоря, об этом и твердит вся лирическая поэзия, она помогает нам увидеть прекрасное в обыденных, будничных явлениях и событиях.

Стихотворение о любви мы уже рассмотрели и исследовали, о красоте русской природы – тоже, и теперь я и хочу рассказать о цветописи и звукописи в творчестве Сергея Александровича Есенина на примере грустного, вдумчивого стихотворения, содержащего и воспоминания о разгульной жизни поэта, и о Родине, «Мне осталась одна забава…».

В первых двух строфах мы не увидим красок, зато увидим особенности звукописи. Большое количество гласного звука «а» создаёт особое настроение, и мы можем представить, как мог читать это стихотворение сам его создатель. «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист». Открытые звуки позволяют нам прочитать это произведение нараспев, и это придаст ему ещё большую печаль и философское осмысление. «Ах! Какая смешная потеря!» — в этом восклицании, так же насыщенном гласными звуками, совсем нет ничего смешного, это и метафора, и эпитет, и мы должны представлять, с какой сильной, непреодолимой горечью и печалью будет произнесена эта строка. «Много в жизни смешных потерь.» — здесь уже нет восклицания, интонация будто бы приземлённая и даже безликая или же безнадёжная. Автор будто бы подвёл итог, печальный итог в своей жизни, что многое он сделал бы не так, что многое ему хотелось бы изменить, но всё безвозвратно утеряно. Последующие две строки говорят нам о том, о чём жалеет поэт. Он не верил в Бога, но и сейчас в него не верит, от чего ему ещё печальнее.

В третьей строфе появляется долгожданная цветопись – золотые дали. И снова золотой цвет как любимый цвет Есенина. «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть» — с помощью метафоры в этих строках тоже проявляется цвет – оттенок ярко горящего пламени, с которым сравнивает себя лирический герой.

В четвёртой строфе мы можем наблюдать сочетание несовместимого с помощью двух противоположных цветов: «Розу белую с чёрною жабой я хотел на земле повенчать». С помощью этого приёма создаётся ощущение безысходной невозможностью, которую ничем и никак исправить уже нельзя.

Далее, в следующей строфе, мы тоже видим краску. На этот раз розового цвета – «Пусть не сладились, пусть не сбылись эти помыслы розовых дней». Здесь розовый цвет как нечто светлое, чистое и невинное, доброе и всепрощающее, и герой уже смирился с тем, что всё то, что он хотел исполнить в жизни, не сбылось, не свершилось, не получилось.

Поэт кается за то, что он сделал и за то, что сделать не успел, это стихотворение напоминает нам жанр исповеди. И в финале лирический герой просить положить его «в русской рубашке под иконами умирать», будто бы напоминая этими строками о том, что всю жизнь он любил и ценил свою Родину.

Также я исследовала небольшое, но очень ёмкое, живое и красочное стихотворение «Осень»:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Первая строка первой строфы представляет нам простое односоставное предложение, которое мы прочитаем спокойно, с должной паузой в конце, мы будто поставим точку с помощью нашей интонации. Но именно со второй строки заиграют краски, которые будут тянуться, меняясь в палитре, до конца этого небольшого осеннего произведения. Сергей Александрович ловко и легко сравнивает золотую русскую осень с рыжей кобылой, которая чешет гриву. Настолько талантливая метафора, перекликающаяся с олицетворением, показывает нам, что осень разгулялась по всем родным просторам, охватывая каждый краешек родимых земель.

Далее автор сравнивает реки с лязгом подков, причём лязг этот, как и сами осенние реки, синий. И мы невольно начинаем представлять перед своими глазами картину, которую изображает Есенин. Нашему воображению представляется золотой ковёр из сухих осенних листьев, синие реки, окаймлённые бескрайними берегами. И когда мы увидим эту целостную картину, то сразу же услышим мерный, успокаивающий шум воды, и нам непременно захочется оказаться на одном из таких тихих берегов и смотреть на воду, как на нечто вечное, бесконечное и красивое. И душа наша найдёт покой, сердце будет улыбаться тому, что глаза наши видят такую красоту нашей природы.

Во второй строфе с лёгкой руки поэта оживает ветер, который осторожно шагает, сминая лиственный покров и целуя «на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу». И благодаря этому олицетворению, когда природные явления наделены человеческими чувствами, я увидела этот ветер, который в принципе по своим физическим свойствам невидим. Но в моём представлении он будто бы тонким дымным шлейфом тянулся по опавшим листьям, по веточкам рябины, осторожно теребя их своей нежной и аккуратной ладонью.

Благодаря этому стихотворению я научилась понимать, что картину нарисовать не только с помощью красок, а ещё и с помощью искусства слова, и таким искусством может владеть далеко не каждый, но Сергей Есенин один из тех людей, кто сумел родиться с таким невероятным, чудесным талантом. Создавая такие прекрасные стихотворения о природе, как «Осень», он рисовал прекрасные пейзажи, которые будут жить в сердцах почитателей творчества Сергея Александровича всю жизнь. Когда я оказываюсь в окружении осенних листьев, я непременно вспоминаю его поэзию, красоту его слогов, яркость и палитру оттенков, которую он так умело и незабываемо использует.

Одна из ярчайших, на мой взгляд, поэтических картин, созданных Есениным, называется «Синий май. Заревая теплынь». В этом стихотворении сочетаются все любимые краски поэта, и сочетаются настолько ярко, что надолго отпечатываются в нашем подсознании. Уже с самого начала, с первого слова мы встречаем синий цвет, в который окрашен май. С помощью этого эпитета мы чувствуем насыщенность этого предлетнего месяца, поры, предвещающей скорое тепло. И месяц этот пресыщен солнцем, тёплым воздухом и хорошим настроением. Далее мы представляем белые цветы черёмухи: «Спит черёмуха в белой накидке». Дерево наделено человеческими способностями, оно оживает, хоть и спит, и поэтому создаётся ощущение, будто бы всё вокруг замерло из-за этой самой спящей черёмухи, будто нам воспрещено её разбудить, нарушить её покой, словно вокруг ни ветерка, и всё настолько спокойно, что даже вздохнуть страшно. Дальше в этой чудесной вечерней картине появляется холодная жёлтая луна, которая «вяжет на полу кружевные узоры». Вряд ли кто бы догадался, настолько тонко и аккуратно обыграть простой свет этой ночной богини, назвав его кружевными узорами, но как только я прочитала эти строки, я представила себе ночной пейзаж в квартире перед окном, чуть приоткрытые шторы и причудливый, непрямой свет, проходящий сквозь окна и ткань, в действительности образуя неземной красоты узоры.

Лирическому герою очень нравится такой вечер, нравится настолько, что ему «в этот вечер вся жизнь мила». Его переполняют все самые лучшие чувства, ему нравится и этот синий май, и белая черёмуха, и узоры желтоликой луны. Всё это перед ним предстаёт чудесным, и он, возможно, смотрит в окно с замиранием сердца, боясь нарушить эту природную тишину. Вечер этот настолько приятен, что он сравнивает его с приятной памятью о друге. Ведь наверняка у всех нас есть или был такой друг, о котором мы вспоминаем с радостью или же с тёплой, приятной грустью, перед нашими глазами проплывают картины совместных удач и горестей, но всё в целом это представляет такое неведомое счастье, что мы не знаем, как его передать, как выразить. Так и этот вечер… Настолько приятный, настолько радостный, что героя будто бы разрывают все самые лучшие чувства в мире!..

Многие современники по-разному отзывались о творчестве Сергея Есенина, но все они сходились в одном – Сергей Александрович был предметом восхищения и уважения.

А.Б.Гатов помнил, что «Есенин никогда не расставался с книгами».

И.И.Старцев вспоминал, что «из стихов Пушкина любил декламировать «Деревню» и добавлять всегда после чтения, щёлкая пальцами – Видишь, как он!».

А.К.Вронский однажды увидел Есенина вылезающим из саней; на нём был цилиндр и пушкинская крылатка, свисающая с плеч почти до земли. Она расползалась, и Есенин старательно закутывался в неё. Он был ещё трезв, и, поражённый таким необыкновением, Вронский спросил: Сергей Александрович, что всё это означает и зачем такой маскарад? И тогда поэт улыбнулся рассеянной, немного озорной улыбкой, просто и наивно ответил: Хочу походить на Пушкина, лучшего поэта в мире.

А.Л.Миклашевская заметила, что «он очень хорошо знал литературу. С большой любовью говорил о Лескове, о его замечательном русском языке. Взволнованно говорил о засорении русского языка, о страшной небрежности к нему в те годы. Он был очень образованным человеком, и мне было непонятно, когда и как он стал таким. Несмотря на сумбурную жизнь, много стихов и даже прозу знал наизусть».

И.И.Шнейдер сделал вывод, что «главное было в другом: ведь Есенина, собственно говоря, не уберегли…».

Список использованной литературы:

Собрание стихотворений Есенина, «ЭНИ», Москва, 1926-1927 гг;

Ю.Прокушев Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г.

А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г.

Русская литература XX века, 11 класс, «Дрофа», Москва, 2005 г;

Газета «За партой», 2010 год, Москва.








sitemap
sitemap