применение зачётной системы в 10-11 классах_86515



Практико-ориентированная работа

По теме «применение при обучении физике зачётной системы в 10-11 классах, её планирование и организация, методика проведения»

Форма работы: программа с дидактическими материалами.

выполнила

Пискун Светлана Вячеславовна

учитель физики

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо устранить стереотипность в обучении и воспитании, совершенствовать систему учета знаний учащихся. В этой связи все более широкое распространение в школе получают зачетные формы организации контроля знаний учащихся.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случае отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Действительно, обязательные результаты обучения — это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований Поэтому при проверке учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне. Иными словами, здесь наиболее естественной является альтернативная оценка: «достиг (да)» — «не достиг (нет)». С другой стороны, мало констатировать, что какой-то конкретный ученик не достиг уровня обязательной подготовки. Цель учителя — добиться того, чтобы каждый овладел важнейшими умениями и навыками. Поэтому, если ученик не справился с зачетом, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.

Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки .

К зачету должна проводиться всесторонняя подготовка. Цель зачета — добиться свободного владения школьниками различными методами, изученными в курсе, укрепить внутрипредметные связи. Для выполнения этой цели нужна как тщательная отработка усвоения содержания каждой отдельной темы, так и опыт объединения изученного в одно целое. Этой цели служат коллоквиумы, опросы, циклы. Этому должны быть посвящены специальные уроки и консультации.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня, составляющие собственно содержание зачета, могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику, сдавшему зачет, дополнительно выставляется одна из двух отметок — “4” или “5”. Таким способом во время зачета можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне. Это позволит объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.

Итоговое оценивание знаний школьника (за четверть, полугодие, год) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если всё зачеты за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого-либо ученика “5”, но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выставлена положительная отметка в четверти. В то же время если ученик сдал все зачеты, то он независимо от текущих отметок имеет право на положительную оценку в четверти.

Понятно, что ученик может не сдать тот или иной зачет по разным причинам. Это могут быть случайные, косвенные особенности, или по своим индивидуальным особенностям ученик медленнее других овладевает материалом и т. д. Поэтому на практике целесообразно ввести еще одно условие. Если четверть закончена, а ученику необходимо пересдать какие-либо зачеты, то в случае можно предусмотреть «отложенную» итоговую

оценку. Иными словами, ученик не аттестовывается до тех пор, пока не ликвидирует все долги.

Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставится задача как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе.

Может возникнуть вопрос: должен ли сильный ученик сдавать зачет — ведь он, как правило, справляется со значительно более сложными задачами? Конечно, от учителя зависит, принимать или не принимать то или иное положение зачетной системы, сформулированное выше. Однако опыт применения этой системы на практике убеждает нас в том, что через зачёт должны пройти все школьники. Во-первых, обязательно участие в зачете всех учащихся делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков. Во-вторых, так как результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, было бы неправильно освобождать кого-то от зачетов и тем самым ставить учеников в неравные условия. В-третьих, у сильных учеников бывают, и нередко, пробелы именно в основных, фундаментальных умениях. Сосредоточив свое внимание на более интересных для них вопросах, они часто излишне легкомысленно относятся к элементарным опорным задачам. Соответствующие недоработки всплывают именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на них внимание. И, наконец, ученик, уверенно владеющий опорными умениями, не потратит много времени на выполнение задач обязательного уровня. Поэтому у него есть возможность в ходе этого же зачетного урока проявить себя в решении более сложных заданий и получить одну из повышенных отметок.

Выделим основные компоненты зачетного урока:

1) уровневая дифференциация заданий;

2) оценочная деятельность учителя;

3) диагностика результата;

4) коррекция знаний и умений.

Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается, нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки учащегося, а во-вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий.



Дидактические функции проверки и учета знаний и умений обучающихся.

Знания и понимания дидактических функций проверки, их конкретизация к учебному предмету – физике позволит учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил строить проверку, достигать должного эффекта.

Обычно выделяют следующие функции проверки:

Контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения

Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации обучающихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными обучающимися и классом в целом.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании следующих черт – честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как учебному предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном заостряется внимание школьников. На данном этапе проверки учитель не только отрабатывает знания школьников, но и учит их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить “сортировку” материала. В процессе выявляется структура учебного материала. По мере постановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.

Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, обучающиеся будут по разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочнение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий – сравнения, обобщения, классификация, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления обучающихся. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы обучающихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.

Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений обучающихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания обучающихся по проверяемым вопросам программы.

Как показывают наблюдения, полнота проверки часто учителями не осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированности этого умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках физики явлений, дает экономию времени на изучение сходных физических явлений. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все обучающиеся классы обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, итак как к моменту проверки формирование знаний не завершено, что обусловлено как возрастным и индивидуальными особенностями обучающихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п. ), так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.

За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи обучающихся.

Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения проявляются в разной степени.

Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т. д. можно строить по-разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты приводятся в конце изучения темы и

направлены на проверку усвоении ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала. Оба вида зачетов можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком вопросов и заданий. Применения зачетов разного вида имеют свои достоинства. Применение системы текущих зачетов дает возможность в ходе формирования основных умений получать своевременную информацию об их овладении учащимися и вовремя устранять возникающие пробелы. Кроме того, некоторым ученикам легче сдавать материал небольшими порциями. Вместе с тем текущие зачеты не дают объективной итоговой информации об усвоении темы, не нацелены на проверку прочности овладения материалом. Хотя каждый отдельный зачет не требует большого времени на его проведение, но их система, охватывающая весь изучаемый материал, достаточно громоздка и требует большой дополнительной работы учителя, например, организации пересдачи для учеников, не справившихся с работой.

Эти недостатки несвойственны для тематического зачета. Поскольку число тематических зачетов в каждом классе за год невелико, то учитель может потратить на проведение каждого необходимое ему время и организовать в ходе зачета тщательную проверку подготовки учащихся. Есть и еще аргументы в пользу тематических зачетов. Зачет такого вида представляет собой итоговую тематическую проверку, в ходе которой учащиеся могут продемонстрировать результаты усвоения темы в целом. Показать, насколько осмысленно и систематично овладели они изученным материалом.

Кроме того, для каждого ученика в силу его индивидуальных особенностей характерен определенный темп овладения учебным материалом: одни ученики быстро усваивают и перерабатывают информацию, другим для этого нужно больше времени. В силу этого дробный текущий контроль не дает объективной информации об усвоении программного материала многими учащимися, фиксируя только промежуточные, часто заниженные по сравнению с конечными результаты. Тематический зачет позволяет проверить знания при завершении изучения темы, когда новая информация «улеглась» и ученики установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами.

Большинство учителей отдают предпочтение тематическому зачету. В то же время есть учителя, которые в силу своего стиля работы применяют текущие зачеты и добиваются хороших результатов. Некоторые преподаватели считают, что текущие зачеты удобны для очень слабых учеников, которым легче сдавать тему по частям. Применяя во всем классе тематический зачет, они выделяют небольшое число таких учащихся и разрешают им отчитываться практически по каждому умению отдельно. Причем опытные учителя в таких случаях доверяют ученику самостоятельно определять свою готовность к зачету и устанавливать тем самым сроки его проведения. Конечно, нет гарантии, что при таком подходе этот ученик усваивает материал прочно. Однако основная цель здесь состоит в том, чтобы заставить «неблагополучного» ученика учиться, предложив ему посильную для него работу. И эта цель в большинстве случаев достигается. И даже если весь сданный учащимися материал приходится заново повторять перед итоговой проверкой (за год, за четверть), это повторение строится уже не на пустом месте и его подготовка пусть немного, но все же улучшается

Зачет может проводиться в письменной или устной форме. Если он проводится письменно, то его организация напоминает обычную контрольную работу: ученик получает задание, выполняет его в отведенное время, сдает учителю, который проверяет работу во внеурочное время и затем раздает учащимся, анализируя с ними результаты

выполнения. Отличие зачета от контрольной работы состоит лишь в содержании и необходимости по пересдачи. Поэтому на методике проведения такого зачета мы подробнее не останавливаемся.

При устной форме зачета учащийся, как на устном экзамене, получив задание, некоторое время готовится к ответу по нему. Ученик делает все необходимые записи, но в этих записях не требуется полное письменное оформление работы, как это принято и письменных контрольных работах. Например, при решении задачи ученик может сделать рисунок и провести необходимые вычисления; все доказательные рассуждения он будет проводить устно. Проверка работы учащихся проводится в ходе урока по мере выполнения ими контрольных заданий. При этом учитель имеет возможность по мере необходимости задать ученику вопросы, уточнить в ходе беседы его подготовку.

При смешанной форме зачета часть учащихся класса можно опросить устно, а остальным предложить выполнить задание письменно и сдать учителю на проверку.

Практика показала, что при любой форме проведения зачетов наиболее эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачета или непосредственно после его сдачи узнает результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать. Поэтому заслуживает внимания опыт учителей, которые разработали методику проведения зачетов, позволяющую проводить проверку выполнения учеником обязательных заданий в процессе проведения зачетов.

В ходе такого зачета каждый ученик работает в индивидуальном темпе. Учитель, проходя по классу, или заглядываем и работу то одного, то другого учащегося, или ученики, выполнив задания обязательной части, по очереди подходят к учителю для проверки. Одновременно учитель либо отмечает в тетрадях учеников верное решение задачи знаком «+», либо указывает на необходимость исправления неверного решения.

При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на такую пересдачу нетрудно выделить непосредственно на уроках. Например, ученику, не сдавшему зачет, на последующих уроках во время проведения опроса или во время самостоятельной работы может быть предложена индивидуальная карточка-задание, содержащая задачи, в которых им были допущены ошибки. В другом случае при устном опросе такой ученик получит задачу из зачета в качестве дополнительного задания. Опытные учителя большое внимание уделяют анализу результатов зачета. В результате анализа зачетных работ устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы и недочеты следует устранить. Теперь можно наметить, какой материал нужно повторить, какие дополнительные упражнения выполнить с классом, с частью класса, с отдельными учениками и на каких уроках.

Хотелось бы остановиться на том как я на своих уроках применяю зачётную систему.

Во-первых, зачёты проводятся мной только в старших классах: 10 и 11 классы.

Система зачётов разработана мной по всем разделам курса 10-11 класс.

Это скорее система тестов и контрольных работ.

Так вот, вернёмся к зачётной системе.

Мной разработан перечень вопросов по всем разделам курса физики 10-11 классов.

Количество вопросов, конечно же, разное, но в пределах 20-25 вопросов.

Ниже я прилагаю этот перечень вопросов по разделам.

Практическая часть, используемая мной это готовые тесты

И.А.Иродова «Физика ,сборник заданий и тестов 10-11 класс» издательство «Владос» 2006 год.

Методом проб и ошибок я остановилась на данном методическом пособии ,так как по моему мнению задания ,содержащиеся в данном издании соответствуют материалам изучаемым нашими учениками в соответствии с программой обучения по физике.

Задание теста не очень сложны и вполне по силам каждому ученику.

Данное методическое пособие очень хорошо сочетается с учебным комплектом

Мякишев Г.Я. ,Буховцев Б.Б. ,Сотский Н.Н. ,который я использую на своих уроках.

Также в данном издании есть дополнительная часть-набор задач ,выполненных с расширенным .подробным решением. Данную часть я предлагаю ученикам более сильным.

Зачёт проводится по окончании изучения раздела. Форма зачёта частично открытая.

А именно ,перед началом или в процессе изучения раздела я вывешиваю перечень вопросов и у учеников есть возможность очень хорошо подготовиться к этой части зачёта.

Содержание практической части теста и задач ученики узнают непосредственно на уроке.

Зачёт проводится полностью в письменной форме из-за дефицита времени.

Два часа изучения физики в неделю не позволяют сделать зачёт более интересным и открытым. То есть проверяю одновременно всех учеников.

Задания теоретические и практические каждый ученик получает индивидуально.

Мной разрабатывается маршрутная карта перечень заданий и вопросов каждому отдельному ученику в зависимости от уровня подготовленности.

Более слабые ученики получают 5-8 вопросов теоретической части и практическую часть из 10 заданий в виде теста.

Более сильным ученикам и ученикам , нацеленным на сдачу ЕГЭ по физике предлагается полностью весь перечень вопросов теории и практическая часть из 15 заданий: тест и задачи с развёрнутым ответом.

Конечно это большой объём , но если не хватило времени на уроке ,я предлагаю им доделать на перемене или после уроков.

Если ученик не готов к зачёту: проболел или ещё есть какая-либо уважительная причина ,то зачёт можно пересдать на другом уроке.

Оценка отлично не зависит от маршрутной карты для данного ученика.

Оценка «5» может быть выставлена и более слабому ученику и выставляется только по объёму сделанной работы.

Обычно за данный вид деятельности каждый ученик получает две оценки :

За теоретическую часть и практическую часть.

По моему мнению ,система зачётов позволяет

1.Осуществлять контроль и проверку знаний учащихся.

2.Способствует хорошей наполняемости оценок, т.к. каждый ученик получает 2 оценки за раздел помимо текущей работы на уроках.

3.И самая главная по моему мнению , это воспитывающая и организующая роль зачётной системы.

Ученики привыкают к систематической подготовке, к отчётности в нужное время, за результат своего обучения.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

кинематика

Что изучает механика, кинематика.

Определение механического движения.

Основная задача механики.

Материальная точка.

Способы задания положения тела: координатный и радиус-векторный.

Вектор . Действия над векторами.

Проекция вектора, радиус-вектора на координатную ось.

Система отсчёта. Определение и назначение.

Траектория, путь, перемещение. Проекция вектора перемещения, перемещение при радиус-векторном способе.



Равномерное движение. Определение и примеры.

Скорость. Определение. Формула. Единицы измерения. График зависимости скорости от времени.

Уравнение координаты и радиус-вектора. График зависимости координаты от времени.

Перемещение. Формула. Единицы измерения. График зависимости перемещения от времени.

Относительность движения. Формула сложения скоростей.

Неравномерное движение. Определение и примеры.

Средняя скорость. Определение. Формула.

Мгновенная скорость. Физический смысл. Определение.

Ускорение. Физический смысл. Формула. Единицы измерения.

Равноускоренное и равнозамедленное движение. Определение. Графическое изображение скорости и ускорения.

Формула мгновенной скорости.

Графики зависимости скорости от времени.

Две формулы перемещения.

Уравнение координаты.

Графики зависимости координаты от времени.

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Формула.

Прямолинейное движение под действием силы тяжести вертикально вверх и вниз. Рисунок и формулы.

Криволинейное движение под действием силы тяжести: тело брошено под углом к горизонту и тело брошено с горизонтальной скоростью с некоторой высоты.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Физический смысл. Формула. Период и частота. Определение и формулы.

Поступательное движение тел.

Вращательное движение тел.

Угловая и линейная скорости при вращательном движении. Формула угловой скорости.

Связь угловой и линейной скорости. Формула.

динамика, законы сохранения импульса и энергии.

Что изучает динамика.

Первый закон Ньютона. Примеры.

Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта. Определение. Примеры.

Сила. Связь силы и ускорения.

Второй закон Ньютона. Примеры.

Третий закон Ньютона. Примеры.

Формула зависимости масс и ускорений для двух тел.

Силы в природе.

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Формула.

Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Формула.

Первая космическая скорость. Определение и формула.

Вес тела. Невесомость. Случаи изменения веса тела.

Сила упругости . Причины возникновения. Закон Гука. График зависимости силы упругости от деформации.

Сила трения. Причины возникновения. Виды сил трения и их сравнительная характеристика.

Сила сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. Зависимость силы трения от скорости движения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Второй закон Ньютона в импульсном виде.

Реактивное движение. Определение и примеры.

Работа силы. Определение и формула. Работа положительная, отрицательная, равная нулю.

Мощность. Определение и формула.

Кинетическая энергия. Формула и определение. Теорема о кинетической энергии.

Потенциальная энергия. Формула и определение.

Работа силы тяжести. Рисунок и формула.

Работа силы упругости. Рисунок и формула. Потенциальная энергия пружины. Формула.

Закон сохранения энергии. Формулировка и формулы. Примеры.

Консервативные и неконсервативные силы. Определения и примеры.

Статика. Что изучает. Момент силы. Правило моментов. Условия равновесия тел.

молекулярная физика

1. Сформулировать основные положения МКТ.

2. Перечислить прямые и косвенные доказательства I положения МКТ.

3—6. Что называется относительной атомной массой, количеством вещества, молем, молярной массой?

7. Как найти молярную массу вещества, имея таблицу Менделеева? В чем она измеряется?

8. Как доказать, что молекулы движутся?

9. Чем объяснить, что два рядом расположенных атома притягиваются друг к другу? Отталкиваются?

10. Приведите примеры, свидетельствующие о наличии сил отталкивания и притяжения между атомами.

11. Нарисовать график взаимодействия атомов.

12. Что такое идеальный газ?

13. Уравнение Клаузиуса и Больцмана.

14. Какое соотношение между ťС и К? Почему нельзя достичь абсолютного нуля температур?

15. Уравнение Менделеева—Клапейрона и Клапейрона.

16. Формулировка и формула закона Бойля—Мариотта. Какому процессу он соответствует?

17. То же о законе Гей— Люссака.

18. То же о законе Шарля.

термодинамика

1.Что называется внутренней энергией? Чему равна внутренняя энергия одноатомного газа?

2. Какие вы знаете способы изменения внутренней энергии?

3. Как найти количество теплоты при нагревании тела, сгорании топлива, плавлении, парообразовании?

4. Как найти количество теплоты при охлаждении, отвердевании, конденсации?

5. Как в термодинамике найти работу газа при изобарном процессе? при других процессах?

6. Формула I закона термодинамики. В каких случаях каждая из величин, входящих в формулу, положительная? отрицательная? равна нулю?

7. Что такое тепловой двигатель? Какие виды тепловых двигателей бывают? Из каких основных частей состоят?

8. Почему КПД теплового двигателя не может быть 100%? Чему равен КПД идеального теплового двигателя?

9. Какие бывают два вида парообразования и чем они в принципе отличаются?

10. Что такое насыщенный и ненасыщенный пар?

11. Как зависит температура кипения от внешнего давления и почему?

12. Что называется абсолютной и относительной влажностью воздуха?

13. Почему знание абсолютной влажности недостаточно? Как называются приборы, служащие для определения влажности?

14. Перечислить свойства кристаллических и аморфных тел.

15. Что называется полиморфизмом? Привести пример.

16. Что называется анизотропией? Привести пример.

электростатика

1. Что называется электрическим зарядом?

2. Какие элементарные частицы обусловливают наличие заряда у тела? Как они заряжены? Как они взаимодействуют друг с другом?

3. Что такое электризация? Как ее осуществить?

4. Что значит: тело заряжено положительно? отрицательно?

5. Сформулировать закон сохранения заряда.

6. Формулировка и формула закона Кулона.

7. Чему равен коэффициент k? Что такое ε?

8. Свойства электростатического поля.

9. Что называется напряженностью электрического поля? Единица напряженности. Куда направлен вектор Е ?

10. Формула напряженности поля, созданного точечным зарядом, шаром.

11. Определение и свойства линий напряженности (силовых линий) электрического поля.

12. В чем заключается принцип суперпозиции полей?

13. Что называется потенциальным полем? Примеры потенциальных полей.

14. Определение, формула и единица потенциала.

15. Определение, формула и единица разности потенциалов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap