презентация к уроку биологии 8 класс Орган зрения



Подробный конспект урока.

Тема урока

«Орган зрения и зрительный анализатор».

Предмет

Биология.

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Маликова Светлана Юрьевна. Учитель

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 23

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Южный ФО. Волгоградская область

Республика/край

Город/поселение

Волжский

Методическая информация

Тип урока

комбинированный.

Цели урока

Образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи.

Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека; продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Задачи урока

Задачи:

-создание позитивного эмоционального состояния, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива определяемые моральными нормами и интересами.

— формировать умение высказывать свои мысли; уметь раскрывать взаимодействие анализаторов.

— формировать умений и навыков находить взаимосвязь строения и функции этого органа.

— формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знания о строении анализатора и органа зрения.

Умения раскрывать взаимодействие анализаторов, находить взаимосвязь в строении и функциях органа.

Навыки работы в индивидуально, в парах, в коллективе, с учебником.

Необходимое оборудование и материалы

таблица «Зрительный анализатор», компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиапрезентация, видеофрагмент «работа зрительного анализатора», видеофрагмент «Гимнастика для глаз», дидактические материалы: раздаточные карточки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы; опорный конспект урока.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Приобретение новых знаний. Бережное отношение к своему здоровью.

Ход и содержание урока

1.Организационный момент. — Здравствуйте, ребята. Проверили наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку. Садитесь, пожалуйста.

Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом.

Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?

Как объяснить слепому,

Слепому как ночь,

С рожденья

Буйство весенних красот

Радуги наважденье.

Ю. Друнина.

Первичная рефлексия.

Для чего нужно знать, осознать то о чем мы будем сегодня говорить?

С каким настроением мы начинаем изучение темы?

2.Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.

Ребята, сейчас мы с Вами проверим как прошло усвоение ранее изученной темы «Координация и регуляция».

I. Несколько человек получают карточки с заданиями.

Карточка № 1. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органа чувств?

Карточка № 2.Осмысли факт: «Американка Е.Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

О каких свойствах анализаторов говорит этот факт?

Карточка № 3. Заполни таблицу:

Органы чувств человека

НазваниеМестоположение

рецептораФункция

-Задания, ребятами, получены, они работают над своими заданиями, а мы продолжим беседу.

Какие системы регуляции есть в организме человека?

Что такое рефлекс?

Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса?

Дайте определение анализатора.

А теперь один из Вас пойдет к доске и составит схему частей анализатора.

Через документ-камеру смотрим задание уровня В (ЕГЭ).

-Молодцы!

3.Изучение нового материала.

Открываем учебник на странице 244 параграф 49. В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока.

Рассмотрим зрительный анализатор по таблице и рисунку 105 в учебнике.

Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор).Согласно трехкомпонентной теории цвета М. В .Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра.

Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.

Физминутка.

А сейчас мы будем смотреть видеоматериал «гимнастика для глаз» и делать вместе с ведущей. Это необходимо, чтобы дать глазам расслабиться от напряжения.

http://www.tvigle.ru/category/lifestyle/gym?video=590

Как устроен глаз и где на нем располагаются рецепторы? Рассказываю с использованием разборной модели глаза.

(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат.Вспомо¬гательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слез¬ные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные со¬суды.Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобо¬ждение от продуктов распада, иннервацию).

-Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника.

Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.

Оболочки: наружная — фиброзная; средняя — сосудистая; внут¬ренняя — сетчатка.

Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.

Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).

За зрачком располагается двояковыпуклая линза — хрусталик.

Сетчатка = палочки + колбочки.

Палочки и колбочки — рецепторы глаза. Палочки способны раз¬личать предметы в сумерках; колбочки — реагировать на цвета.

Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, — желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, — слепое пятно, так как этой частью сет-чатки не воспринимаются световые сигналы.

Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

4.Закрепление учебного материала.

Далее, ребята, мы с Вами посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом и поищем ошибки которые допускает ученик при работе.

Теперь Вам предстоит провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод. Работа проводится в парах.

— Молодцы! Хорошо справились.

А сейчас закрепим наш успех.

Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем об оболочках и оптической части глаза.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем полученные знания об оболочках и оптической части глаза.

Посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом проявим умение находить ошибки которые допускает ученик при работе.

Умение провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод.

Навыки индивидуальной работы и работы в парах.

Рефлексия деятельности на уроке

В начале урока после определения цели и постановки проблемы высказывают свое мнение о значимости познания нового материала.

В конце урока высказывают свое мнение о значимости изученного материала.

Делятся полученным настроение посредством смайликов.

Домашнее задание

изучить параграф 47; закончить заполнение таблицы.

Дополнительное задание (по желанию) сообщения о заболеваниях глаз; о влиянии компьютера на зрение; об академике В. Н. Филатове.

Дополнительная необходимая информация

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Учебник. . Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс.

Методичка. Е.А.Резанова. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах.

Интернет

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Содержание урока неразрывно связаны мультимедиа компонентом, так как тема важна не только содержанием, а также наглядностью, для изучения, но и сохранения здоровья школьников

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке необходима актуализация знаний по ранее изученному материалу, так как речь пойдет о нарушения зрения.

Другое



sitemap
sitemap