праздник фольклора



Цель праздника: познакомить детей с основными моментами празднования Святок.

Задачи : прививать интерес к старинным праздникам, расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь и бережное отношение к своей родине с её традициями, обычаями.

Оборудование : маски, костюмы ряженых, макеты для гадания, народные костюмы для игр.

Ход праздника

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы с вами побываем на празднике фольклора. Слово «фольклор»(с английского языка) означает- народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Различают фольклор словесный( народно- поэтическое творчество), музцкальный, танцевальный и др.

К народным праздникам относятся: Масленница(проводы зимы), Пасха, Троица, Покров, Святки и т.д.

И сегодня мы расскажем вам о святках, покажем некоторые фрагменты проведения этого праздника.

Святки означает святые вечера, страшные вечера. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодёжи. Ёе игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По всей территории России был распространён обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:

Гуси- лебеди летели!

Мы малёшеньки

Колядовщички !

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

Ивану Иванычу житья сто лет!

Прасковьюшке всегда здравьице!

Всем детушкам, зятям, снохам, сыновьям, дочерям- боярышням!

Приходила коляда накануне рождества.

Кто даст пирога — тому полон хлев скота.

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Кто не даст пирога- тому куричья нога, пест да лопата,

корова горбата!

Благодаря хозяев за подаренное, колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье.

Угрозы в адрес скупых хозяев могли быть такими:

На Новый год

Осиновый гроб,



Кол да могилу

Ободрану кобылу!

После шумного, весёлого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку- съедали всё, чем их одарили односельчане.

В Забайкалье, к примеру, на рождественские посиделки, девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались. У русских, в Забайкалье, на святках проводилось восемь праздничных игрищ, и к каждому из них меняли сарафан и атлас (платок). Девушки , не имевшие большого числа сарафанов и шуб, занимали их у более богатых людей, а потом за это отрабатывали хозяевам, дававшим на время святочных игрищ. Не было посиделок без хороводов. (Звучит песня «Во поле берёза стояла», участники водят хоровод).

Ведущий 2: В Псковсой губернии на второй день святок принято было петь под тальянку припевки и частушки:

Если б не было погоды-

Не пошёл бы снег.

Если б не было милёнка-

Не пошла бы сюда ввек.

С горы камушек свалился

В быстру реченьку попал.

Мой милёночек женился,

Не богаче меня взял.

Сшей- ка, батюшка, сапожки-

Вдоль деревни мне ходить:

Накладу часты следочки-

Пускай миленький глядит.

Звучали весёлые озорные песни простарого мужа, просвёкра со свекровью.

(Звучит песня «Вот моя деревня»).

Та же ситуация «Старый муж и молодая жена» обыгрывались и на святочных играх.

Игра: Посреди избы , на скамье или чурбане, сидит старик. Молодая его жена в кокошнике и фате, ходит вокруг и жалуется на его дряхлость.

Ох ты горе моё, гореванье,

Ты тяжёлое моё воздыханье!

Жена подходит к мужу и посылает его пахать яровую пашню. Старик кашляет, стонет и дребезжащим голосом отвечает: «Моченьки нет!». Таким образом, пребираются все полевые работы, ина все приглашения сеять, пахать, косить, жать и прочие, старик отвечает словами «Моченьки нет!», разнообразя отказ прибаутками и оханьем. Наконец, жена говорит, что все добрые люди убрались с полей и принялись варить пиво, потом подходит к мужу и зовёт его к соседу «бражки испить». Старик проворно вскакивает, бодро отвечает: «Пойдём, матушка, пойдём»,- и бежит стариковской рысью, утаскивая за руку молодую жену.(Звучит песня «Вьюн над водой» в исполнении вокальной группы).

Ведущий 1: Песни, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженных. Любимыми масками ряженых были медведи, журавли. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу, в один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля и этим клювом ряженый бьёт присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назой-ливой птицы, бросают на землю орехи, конфеты, пряники, которые журавль подбирает.(Танец «Кадриль»).

Ведущий 2: А сейчас мы вам покажем одну из популярнейших святочных игр, которую с таким же успехом можно назвать и представлением.

Игра «В кузнеца».

В избу, нанятую для бесед, вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой- кузнец. Из одежды на нём только портки, а верхняя голая часть туловища, разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. В руках у кузнеца большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли пологом, под которым спрятано человек 5-6 ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать всё что угодно: замки, ножи, топоры, ухваты и сверх того умеет « старых на молодых переделывать»- «Не хочешь ли я тебя на молодую переделаю?»- обращается он к какой- нибудь девице не первой молодости. Та , разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков. «Ну-ка, ты, старый чёрт, полезай под наковальню, я тебя перекую!».Старик прячется под пологом, а кузнец бьёт молотом по скамейке и из под полога выскакивает подросток. Интерес игры состоит в том, что при каждом ударе у кузнеца сваливаются портки, и он остаётся совершенно голым. Когда всех стариков перекуют на молодых , екузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: « Тебе, красавица, что сковать? Тебе , умница, что сковать? И каждая девица должна что- нибудь заказать, а затем, выкупая приготовленный заказ, поцеловать кузнеца, который старается при этом как можно больше вымазать их физиономию.

(Звучит песня «Во кузнице»).

Ведущий 1: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Гадали во все дни святок, но наиболее важными и значительными считались гадания накануне Рождества, Нового года, и в особенности Крещения. На святках(обычно во второй половине их, в страшные вечера, между Новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много и по разному, ночи напролёт, меняя способы и формы испытания судьбы.

Гадания:

Ходили слушать за деревню на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака- туда и замуж идти.

Подслушивали под окнами: если ругаются- в плохой дом выйдешь, смеются- в хороший.

Сняв крест и не благословлясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая: Если выйду замуж, то оцепайте лошадей (т.е надевайте узду). Если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.

Очень распространённо было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу( на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнёт клевать в первую очередь: крупу- к богатству, хлеб- к урожаю, ножницы- суженый будет портной, золу- табачник, уголь- к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало- муж будет щеголем, если начнёт пить воду- быть мужу пьяницей и т.д.

На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется и его узнают по масти оставшихся волос.

«Богатый, бедный, вдовец, холостец» перечисляет девушка, считая колья в тыну.

Выдёргивали из стога колосок: если попадётся с зерном, замужем быть за богатым.

Страшным, но самым верным считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.

Ведущий 1: В «страшные вечера» по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши и закрывали досками трубы- при топке печи изба наполнялась дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

По деревне пройдём

Что нибудь да сделаем.

Дров поленицу рассыплем

Или двери закладём!

Нечистая сила настолько наглела, что являлась даже на посиделки. От поколения к поколению передавался с разными подробностями рассказ о том, как черти чуть не завладели девками. В Сибири такой рассказ был записан сравнительно недавно: «Вечерку делали черти. На Крещенье было это. Сделали вечерку, и черти омрачили девок. Девки с имя пляшут. А девчоночка за печкой сидела. Её не омрачили, не увидали её. Она взревела:

-Няня! Няня! Иди сюда!

Та подошла. Она:

— У них же конски копыты, а в роте огонь! У парней-то!

Девки- то выскочили, побежали. До бани добежали. Забежали и сидят, за скобу держатся. Перекрестили баню с нижнего бревна до верхнего. Ну, и потом петухи запели. Когда петухи запели, то оказалось, где была вечерка, там стало озеро. Говорят, что правда было всё это.

Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещенья толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным закоулкам с заклинанием, криком и визгом. Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисуют мелом кресты.

(звучит песня «Ой, да не вечер»)

Ведущий 2: Заканчиваются Святки с их весельем, гаданьем, ряжением, озорством на Крещение.

На этом наш праздник заканчивается . Мы показали лишь главные моменты проведения Святок. Теперь , когда наступят Святки, вы можете безошибочно знать и праздновать по всем правилам.








sitemap
sitemap