практико-ориентированный проект



Отчёт о проекте учителя Коноваловой И.В.

Тип проекта: практико – ориентированный

Содержание этапа работы над проектом

Результат работы автора проекта на данном этапе

1

Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы

Первичным был заказ учителя русского языка и литературы: создание материала «Изобразительные средства языка». Личностный смысл для учащейся заключался в том, что материал даёт возможность подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе, где есть задания, связанные с нахождением изобразительных средств языка. Этот материал нельзя сесть и выучить за один день – ночь, нужна постоянная подготовка, чтобы глаз научился видеть эти средства в любом тексте.

Проблема: как нужно подать материал по теории литературы, чтобы он был доступен каждому ученику на каждом уроке?

2

Целеполагание

А) формулирование цели проекта

Цель: создать пособие по теории литературы. Оно поможет всем учащимся при выполнении традиционной работы «По тропЕ, ведущей к трОпам» быть, как говорится, «в теме».

Б) создание образа ожидаемого результата — проектного продукта

Если на каждой парте будут находиться заламинированные памятки с определениями изобразительных средств, наиболее часто встречающихся в кимах, примеры к ним, то можно будет в нужный момент воспользоваться этой информацией.

В) формулирование названия (темы) проекта.

«Изобразительные средства языка, или Так ли уж страшна баба ЕГЭ?»

3

Планирование

А) постановка задач, исходящих из цели

Найти материал об изобразительных средствах языка на лингвистических сайтах и сделать его доступным на уроке

Б) выбор способов работы

Сбор информации в Интернете, отбор информации и примеров для памятки.

В) определение последовательности предстоящих шагов и сроков

1.Найти материал об изобразительных средствах языка на лингвистических сайтах (1-2 дня), 2. Подобрать примеры из художественных произведений (1 неделя), 3. Найти иллюстрации, помогающие запоминанию понятий (2-3 дня), 4. Распечатать (1 день), 5. Заламинировать (1 день)

4

Реализация.

В ходе реализации проекта возникла проблема: что делать с памятками? — раздать эти памятки учащимся (а если кто-то забудет, как он справится на уроке?), — может быть, прикрепить памятки на учебные парты, но как? Скотчем? — А как быть с контрольными работами, когда ничем, кроме «головы», пользоваться нельзя?

В ходе совместного обсуждения с учителем отпала необходимость создания первоначально задуманных памяток, а потом плаката. Ученица приняла решение остановиться на создании стенда, который состоял бы из нескольких блоков: теория+ пример+ иллюстрация. Этот стенд должен будет находиться на задней стене класса, каждое изобразительное средство имеет свой цвет, материал распечатан крупным шрифтом, чтобы можно было, обернувшись, вспомнить нужное, для других учитель разрешит подойти к стенду.

Второй момент: совместно было решено изготовить несколько сменных блоков и менять их каждую четверть, чтобы материал «не приедался».

На этапе реализации неожиданно к работе подключились мальчики из класса, предложив свою помощь в изготовлении стенда: на старый стенд наклеили подложку под ламинат (оказывается, стоит очень дёшево и хорошо красится водоэмульсионкой), наклеили пластиковые уголки по краям стенда. Дёшево и эстетично!

В целом ученица 7 класса справилась с работой самостоятельно, от учителя потребовалась небольшая консультация.

5

Рефлексия

Умная, но немного стеснительная ученица «расправила плечи». Приняла помощь одноклассников. Самым трудным для неё было: из обилия информации отобрать нужную и дождаться готового проектного продукта. Стенд используется учащимися 6-9 классов постоянно, потому что работа с изобразительно – выразительными средствами ведётся регулярно и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Когда нужно посмотреть, слабовидящие учащиеся с первых парт тихонько, не поднимая руки, подходят к стенду и читают.

Так выглядят два из восьми блоков в октябре – ноябре:

Метафора (от греч. Metaphora-перенос) — употребление слова в пере-носном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Пример: «Все мы смешные актёры в театре Господа Бога». (Н.Гумилёв)

Метонимия (от греч. Metonymia-переименование)-троп, в основе которого лежит перенос значения по принципу смежности понятий, т.е. перенос названия одного предмета на другой на основании внешней или внутренней связи между ними. Пример: Весь класс сдал экзамены хорошо.

А так в декабре – январе:

Метонимия (от греч. Metonymia-переименование)-троп, в основе которого лежит перенос значения по принципу смежности понятий, т.е. перенос названия одного предмета на другой на основании внешней или внутренней связи между ними. Пример: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе. (А.Пушкин)

Метафора (от греч. Metaphora-перенос) — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Пример: «Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой». (Е.Евтушенко)

1.В ходе данного практико – ориентированного проекта у учащейся формируются следующие универсальные компетентности: информационная, мыслительная, коммуникативная, ведущая – деятельностная.

2. У обучающейся развиваются навыки:

организационные (планирование и организация деятельности),

интеллектуальные (навыки работы с информацией, отбор и классификация),

коммуникативные (умение кратко, понятно излагать свои мысли. Умение адаптироваться к обстоятельствам, умение слышать собеседника –учителя и встать на его точку зрения).

3.В ходе работы над проектом ученица научилась находить информацию по теории литературы (происхождение термина, его дословное обозначение, роль в тексте), сумела найти интересные примеры из художественной литературы (как из школьной программы, так и из стихов любимых поэтов), подобрать яркие иллюстрации, способствующие запоминанию терминов, совершенствовала свои навыки в опознавании языковых средств в тексте.

4. В целом ученица 7 класса справилась с работой самостоятельно, от учителя потребовалась небольшая консультация по стыковке художественных примеров и обсуждение с целесообразностью внешнего вида проекта (памятка-плакат-стенд).

5.Обучающейся нужно было помочь спланировать свою работу, обратить внимание на отдельные детали проектного продукта (большой шрифт, цвета различных изобразительных средств, наличие сменных блоков).

6. Я заняла роль учителя – консультанта, потому что девочка успевает на «4» и «5», умеет работать с компьютером и знает, как находить компетентные источники в Интернете, имеет художественный вкус. Помогла отобрать из большого количества нужные примеры, потому что с этой работой не всегда могут справиться даже некоторые 11-классники. Кроме того, посчитала ненужным вмешиваться, когда одноклассники предложили помощь по оформлению стенда, хотя это был проект одной ученицы, а не групповой.



sitemap
sitemap