практические+вопросы к экзамену



Практическое занятие №2

Тема: Принципы анализа литературного произведения

Художественное произведение как диалектическое единство содержания и выражающей его формы. Структура художественного произведения. Условность деления произведения на содержание и форму, структурный характер соотношения между ними. Определяющая роль содержания в произведении, функции художественной формы. Понятие содержательной формы.

Современное литературоведение о проблеме текста. Соотношение терминов «текст» и «содержание».

Художественное содержание как единство субъективного и объективного. Структурные элементы содержания. Темы и тематика (вечные и конкретно-исторические). Проблематика. Идея и идейная направленность. Пафос художественного произведения. Типология видов пафоса (героический, трагический, сентиментальный, инвективный). Комический пафос и его разновидности.

Художественная форма и ее компоненты. Изображенный мир. Портрет, пейзаж, мир вещей как форма литературной изобразительности. Художественная деталь, ее разновидности. Образ человека и способы его создания. Изображение внутреннего мира человека в литературе. Психологизм, его формы. Композиция литературного произведения, ее функции, виды (простая, сложная, монтаж). Сюжет, его типы. Соотношение сюжета и фабулы, сюжета и композиции. Художественная речь, ее функции. Образ повествователя. Разновидность повествовательных манер (сказ, иносказательность).

Понятие о целостном и выборочных видах анализа литературного произведения.

Интерпретация художественного произведения. Анализ и интерпретация. Герменевтика как наука о вживании в произведение.

Практическая часть:

1. Подготовьте интерпретацию небольшого лирического произведения. Расскажите о технологии и методике интерпретации, использованной вами при анализе произведения.

2. Примените принципы целостного анализа к выбранному вами произведению.

Литература:

Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984.

М.М. Гиршман Литературное произведение: теория и практика анализа.-М., 1991.

Егорова Л.П. Пути интерпретации поэтического текста // Текст как объект многоаспектного исследования. — Санкт-Петербург; Ставрополь, 1998.-4.1.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. — М, 1998.

КолотаевВ.А. Современные аспекты анализа произведения художественной литературы ( теория и практика): Учебное пособие. — Ставрополь, 1999.

Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа: Учебник для филол. спец. вузов. — М., 1999.

МайминЕ.А.. Слонина Э.А. Теория и практика литературоведческого анализа.-М., 1984.

Теория и практика литературного произведения. — М.. 1981.

ШтайнК.Э. Принципы анализа поэтического текста. Учебное пособие. — Санкт-Петербург; Ставрополь, 1993.

Практическое занятие №3

Тема: Категория пространства — времени как

литературоведческая проблема

1. Категория времени в литературоведении. Время как объект и субъект повествования.

2. Категория пространства в литературоведении.

3. Специфические формы выражения пространства и времени в ее историческом развитии до XIX века.

4. Проблема художественного пространства и времени в ХIХ-ХХ веках.



Практическая часть:

1. Проанализируйте хронотоп и специфические формы выражения времени и пространства в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия».

Научная литература:

Белоусец А. Интерес к бесконечности: Категория времени и пространства в современной художественной прозе. Новый мир. — 1986, №3.

Володин Э. Специфика художественного времени. Вопросы философии. — 1978, №8., с. 132-141.

Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения. Контекст. -1974, МГУ.-М., 1975.

Ивашева В.В. Категория времени — пространства в литературах мира. Вестник МГУ. Филология. 1978, № 2.

Корсан М. Время в литературе. Литературная учеба. 1979, №3.

Марков В., Осипова 3. Художественный мир: пространственно- временные структуры. Рига, 1984, № 1.

Ржевская Н. Концепция художественного времени в современном романе. Филологические науки. 1970, № 4, с.28-40.

Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Он же. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

Мотылева Т. Время реальное и романтическое // Зарубежный роман сегодня. -М., 1966.

Шкловский В.Б. Время в романе // Художественная проза. Размышления и разборы. — М., 1961.

Элиаде М. Космос и история. — М., 1987.

Практическое занятие № 4

Тема: Родо-видовая специфика художественной литературы.

Эпос, лирика, драма — родовые категории художественной литературы. Теория литературных родов у Аристотеля, романтиков, Гегеля, Белинского. Споры о четвертом роде литературы в современном литературоведении. Концепция межродовых словесно-художественных форм (ли-ро-эпика, эпическая драматургия, лирическая драма).

Эпос как художественное освоение бытия. Образ повествователя. Специфика освоения времени и пространства в эпосе. Система персонажей как структурная основа эпического произведения.

Лирика как эмоционально-образное, экспрессивное воспроизведение сознания. Специфика освоения пространства и времени в лирике. Специфика предмета и речи лирических произведений. Субъект лирического высказывания и автор.

Драма как сценически концентрированное изображение событий. Специфичность освоения времени и пространства в драме. Система персонажей как структурная основа драматического произведения.

Литература:

Аристотель. Поэтика. — М., 1957.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

Утехин М.П. Жанры эпической прозы. — М., 1982.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л., 1972.

Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. — М., 1976.

Пути анализа лирического произведения. / Под ред. Б.Ф. Егорова. — М., 1981.

ХализевВ.Е. Драма как род литературы: поэтика, генезис, функциони- рование.-М.. 1986.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

МелетинскийЕ.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963 Он же. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Гинзбург Л. О лирике. Изд. 2-е. Л., 1974.

Практическое занятие №5

Тема: Проблема романа в современной науке о литературе.

План

Система эпических жанров в ее историческом развитии. Место романа в этой системе.

Определение жанра романа. Споры о романе в литературоведении последних десятилетий.

Типология видовых форм русского романа XIX века.



Типология видовых форм русского романа XX века.

Литература:

Статья «Роман» в Краткой литературной энциклопедии (см. в библиографическом отделе).

Затонский Д. Искусство романа и XX век. — М., 1973 (разд. «Куда он идет?», «Роман как понятие»).

Герасименко А. Русский советский роман 60-80-х годов. — М., 1989.

Якименко Л. На дорогах века. — М., 1978 (разд. «Своеобразие романа»).

Агеносов Советский философский роман. — М., 1989.

Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. — М.. 1978, с.5-52.

РымарьН.Т. Введение в теорию романа. — Воронеж. 1989.

Эсалнек А. Типология романа. — М., 1991.

Дополнительная литература:

Современный советский роман. Философские аспекты. Л., 1979.

История русского романа (в 2-х томах), т. 1. — М.-Л., 1962, с.3-25.

Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. — Л., 1967. с.338, с.319-333 и др. разделы посмотреть.

Практическая часть:

Информационная карточка. В монографии «Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа» Е.Скороспелова пишет о существовании в 20-30-е годы в русской прозе XX века трех ведущих жанровых тенденций: романической, героической, нравоописательной.

ГЕРОИЧЕСКАЯ жанровая тенденция характеризуется в данной монографии на с.14, 20-21, 56.

РОМАНИЧЕКАЯ на с. 16-18, 73-77.

НРАВООПИСАТЕЛЬНАЯ на с. 138-139.

Критерии, позволяющие выделить героическую, романическую, нравоописательную тенденцию выпишите, составив таблицу

Героическая

жанровая тенд.

Романическая

жанровая тенд.

Нравоописательная

жанровая тенд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6

1.

2.

3.

4.

5.

6

Задание: Приготовьтесь применить выбранные вами критерии для анализа

одного из следующих романов:

Фурманов Д. «Чапаев»

Горький М. «Дело Артамоновых»

Булгаков М. «Белая гвардия»

Фадеев А. «Разгром»

Серафимович А. «Железный поток».

Студенты могут, кроме названных, выбрать и другие романы 20-30-х годов

XX века.

Практическое занятие № 6

Тема: Категории литературного процесса.

Художественный метод и литературное течение. Конкретно-исторический и типологический (гносеологический) аспекты в изучении художественного метода.

Романтизм и его основные особенности. Соотношение эстетического идеала и действительности. Абсолютизация общечеловеческого содержания в личности литературного героя. Проблемы романтизма в современном литературоведении. Разграничьте романтизм как метод и романтизм как литературное направление.

Реализм в его типологическом (верность действительности) и конкретно-историческом (реализм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, просветительский и критический реализм) истолковании. Разграничьте критический реализм как метод и как направление.

Критический реализм, его основные особенности (анализ и воссоздание действительности в ее объективных закономерностях, верное изображение типических характеров в их социальной обусловленности, исторической конкретности, в их многосторонности). Социально-исторические причины формирования критического реализма. Важнейшие этапы развития русского критического реализма.

Конкретно-исторические типы реализма в XX веке ( реализм начала XX века; магический (волшебный) реализм; неореализм, гиперреализм и др.). Споры о методе социалистического реализма в литературоведении конца XX века-начала XXI века.

Практическая часть:

-Проанализируйте рассказ «Два царства» Л. Петрушевской с точки зрения гиперреализма. При интерпретации данного произведения можно опереться на термин «анамнезис» (в античной философии- память души о потустороннем мире).

Литература:

ВансловВ.В. Эстетика романтизма. — М., 1966.



Гаджиев А.А. Романтизм и реализм. Баку, 1972.

Гуляев Н.А., Карташова И.В. Современное литературоведение о соотношении реализма и романтизма в русской литературе // Современная советская историко-литературная наука. — Л., 1975.

Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. — М., 1980.

Гуревич А.М. О типологических особенностях русского романтизма // К истории русского романтизма. — М.. 1973.

Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. — М., 1974.

История романтизма в русской литературе. — М., 1979.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976.

Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. — М., 1975.

ФридлендерГ.М. Поэтика русского реализма. — Л., 1971.

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — М., 1978.

СквозниковВ.Д. Творческий метод и образ // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. — М., 1962. — Кн.1.

Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. — М., 1969.

Художественный метод и творческая индивидуальность писателя: Сб. статей. -М., 1964.

Днепров В.Д. Проблемы реализма. — М.. 1960.

Сучков Б. Исторические судьбы реализма. — 3-е изд. — М., 1973.

Терц А. Что такое социалистический реализм? // Литературное обозрение. — 1989.-№1.

Практическое занятие №7

Тема: Поэтика как раздел теории литературы.

Поэтика как раздел теории литературы. Дайте определение поэтики. Виды поэтики (общая, частная, историческая). «Поэтика» в историческом развитии и движении литературоведческой мысли до XX века.

Появление новых поэтик во второй половине XX века: структуральная поэтика, генеративная поэтика, семантическая поэтика, органическая поэтика, онтологическая поэтика, лингвопоэтика. Охарактеризуйте перечисленные выше виды поэтик, укажите их методологические принципы.

Соотношение понятий: поэтика и анализ, поэтика и интерпретация.

Литература:

Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. — М., 1996.

Лотман Ю.М. и Тартуско-Московская семиотическая школа. — М., 1994.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.

Осипова Н.О. Исследовательские возможности современного мифопо-этического подхода к анализу русской поэзии двадцатого века // Литературоведение на пороге XXI века. — М., 1998.

Лотман Ю.М. Генеративная поэтика // ЛИТЭС. — М., 1987.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М., 1997.

ЖолковскийА.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. -М., 1996.

Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.. 1978.

Вайман С. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. -М.. 1989.

Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге //

Якобсон Р. Работы по поэтике. — М., 1987. И.ЗубоваЛ.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект. — Л., 1989.

Вопросы к экзамену по курсу «Теория литературы»

Формальная школа, ее возникновение, философская основа. Основные положения формальной школы. Развитие формализма на Западе и в России. Эстетические концепции О. Вальцеля и Г. Вельфина. Деятельность ОПОЯЗа. Теоретико-литературные взгляды В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Р. Якобсона. Дальнейшее развитие формального метода. Структурализм, его основные положения (Р. Барт). Тартовская школа — Ю. Лотман, В. Топоров, их работы. Деконструктурализм (взгляды его основоположника Ж. Деридда).

Литературоведческая мысль в античном мире («Поэтика» Аристотеля). «Поэтика» Аристотеля – первый дошедший до нас труд теоретико-литературного характера. Разработка вопросов специфики искусства, отражения действительности, родов и жанров, сюжета и композиции, эмоционального воздействия.

Мифологические школы в XIX веке (метеорологическая, антропологическая), их достижения, представители, труды. Изучение литературных явлений в связи с фольклором и народной мифологией. Истолкование языка и мифа как концентрированного выражения мировоззрения и культуры. Основные труды представителей мифологического метода в ХХ веке (Леви Строс, Леви Брюль, Касирер, А. Лосев и др.).

Литературные жанры. Принципы жанровой классификации. Жанр как единство содержательных, формальных, функциональных параметров литературного произведения. Признаки жанра. Опыты классификации жанров (античная поэтика, нормативные поэтики, Гегель, Белинский). Жанры в лирике. Жанры в драматургии. Жанры лироэпических произведений. Проблема родовой принадлежности жанра басни.

Биографический метод и его основоположник Ш. Сен-Бев. Учение о биографии писателя как источнике творчества (фетишизация биографии, восприятие биографии писателя вне социального контекста). Современное литературоведение о биографическом материале как одном из источников создания художественного смысла по сравнению с использованием биографического материала. Биография писателя и биографический метод.

Позитивизм как философская основа культурно-исторического метода (О. Конт). Основоположник школы И. Тэн: его учение о расе, среде и моменте. Г. Брандес, А. Пыпин, Н. Тихонравов и др. представители культурно-исторической школы. Полемика представителей русской культурной школы с В.Г. Белинским. Проблема изучения литературы в историко-культурном контексте в современном теоретическом литературоведении.

Сравнительно-историческая школа. Виднейшие представители сравнительно-исторической школы (Т. Бенфей, П. ван Тигель, братья Веселовские и др.). Идеи Веселовского, автора выдающихся теоретических и историко-литературных исследований. Большой вклад компаративистов в развитие отдельных проблем литературной науки.

Основные положения «Поэтики» Буало. Проблемы теории, жанров, стилей, композиции, языка. Разработка метода классицизма Н. Буало.

Психологическая школа (Э. Эннекен, А. Потебня, Д. Овсянников-Куликовский и др.). Субъективно-психологическое истолкование литературных явлений как выражение душевной жизни автора. Работы А. Потебни, их значение для развития теоретического литературоведения (о специфике художественного мышления, внутренней форме образа, своеобразии поэтического языка, проблеме объективного истолкования художественного смысла). Интуитивистское литературоведение (А.А. Бергсон, Ю. Айхенвальд, М. Гершезон), его философская основа. Герменевтика как наука «вчувствования» в произведение: проблемы интерпретации. Психоаналитическое литературоведение (З. Фрейд, Г. Юнг).

Вклад Гердера в теорию литературы (проблема народности, опыт исторического подхода, отказ от нормативной эстетики). Связь взглядов Гердера с идеями повествователей.

Эстетические взгляды Гегеля. Историческое значение эстетики Гегеля. Теория пафоса, проблема специфики искусства и исторического развития художественной литературы, система жанровой и родовой классификации.

Образность и художественность в искусстве. Художественный образ, его виды, функции. Проблема эстетического. Трактовка категории прекрасного, возвышенного, низменного в искусстве. Диалектика индивидуального и общего, объективного и субъективного, факты и вымыслы в эстетических явлениях.

Проблема целостного анализа литературного произведения. Системность, структурность как качества художественного произведения, взаимосвязь содержания и формы. Соотношение целостного и выборного анализа произведения.

Художественные системы XVIII-XIX вв. (романтизм и реализм). Исторические предпосылки возникновения, концепция мира и человека, литературные направления, специфика художественной условности.

Вклад В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского в теорию литературы. Философско-методологические основы революционно-демократической эстетики. Академическая наука и революционно-демократическая теория. Ведущие литературоведческие принципы революционеров-демократов: реализм, народность, действенность искусства, борьба против теорий «чистого искусства», учение о родах и жанрах литературы.

Проблема художественности. Историческое развитие проблемы художественности. Основные категории (гуманизм, художественная правда, структурность произведения). Переходы критериев художественности из «безусловных» в «условные».

Родо-видовая специфика художественной литературы. Принципы деления литературы на роды. Эпос как литературный род. Современные дискуссии, связанные с литературными родами.

Понятие о жанре. Принципы жанровой классификации. Жанр как единство содержательных, формальных, функциональных параметров литературного произведения. Система жанров в ее историческом развитии. Жанр как воплощение литературной традиции. Опыты классификации жанров (нормативная поэтика, Гегель, Белинский). Современные жанровые классификации (Г. Поспелов).

Понятие о художественном стиле, проблема изучения стиля в теории литературы. Свойства и признаки стиля, факторы образования. Разработка теории стиля в трудах В. Виноградова, Г. Поспелова, А. Соколова. Индивидуальные и надындивидуальные стили. Стиль и язык.

Категория времени в литературоведении. Время как объект и субъект повествования. Категория пространства в литературоведении.

Проблема условности в искусстве. Первичная и вторичная условность. Гипербола, гротеск, фантастика. Вымысел в художественном произведении как основа художественной правды.

Творческий метод как способ освоения действительности. Концепция творческого метода в современном литературоведении. Метод как доминанта художественного содержания, связь с мировоззрением писателя. Творческий метод как принцип создания художественной реальности, художественного мира. Историческая изменчивость и сменяемость творческих методов. Методы продуктивные и непродуктивные.

Проблема изучения романа в современном литературоведении. Определение романа как жанра. Спорные вопросы в изучении романа (типология, роман и роман-эпопея, роман: род или жанр и т.д.). Родо-видовое соотношение романа: повесть, рассказ, эпопея.

Теория литературы как наука. Проблемы научности литературы в трудах М. Бахтина, А. Бушмина, Д. Лихачева, Г. Поспелова. Методологические принципы теории литературы, литературоведческая типология, принципы и приемы анализа. Современное состояние теории литературы в школьных программах и учебниках.

Понятие об историко-литературном процессе как части общеисторического процесса. Основные закономерности, проблема прогресса и регресса в литературе и искусстве. Проблема периодизации литературного процесса.

Литературные направления и течения как конкретно-историческое проявление творческого метода в литературном процессе. Литературоведческие споры вокруг понятий. Литературные направления, возникшие на основе продуктивных и непродуктивных творческих методов. Понятие о литературной школе.

Художественная форма, ее функции в произведении. Понятие содержательной формы. Внутренняя форма (композиция, сюжет, фабула), их виды. Внешняя форма (художественная речь, изобразительно-выразительные возможности, разновидности повествования).

Художественное содержание как единство субъективного и объективного. Художественное произведение как диалектическое единство содержания и выражающей его формы. Условность деления на содержание и форму, структурный характер соотношения между ними. Структурные элементы содержания (тема, идея, пафос, проблематика, мотив), их разновидности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap