пояснительная записка_69902



Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Биология» 5 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл» И.Н.Пономарёвой и др.

(концентрический курс)

Рабочая программа учителя составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (2014), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. , основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Балаково, программы, соответствующей УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся

Основные цели изучения биологии в школе:

1. Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

2. Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде;

3. Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

4. Овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

5. Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других и собственному организму.

 Требования к результатам подготовки учащихся 5 класса по биологииЛичностными результатами являются следующие умения:Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Познавательные УУД:· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).· Вычитывать все уровни текстовой информации.· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.Коммуникативные УУД:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:– определять роль в природе различных групп организмов;– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмовпо сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– понимать смысл биологических терминов;– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

— проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

-пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Согласно основной образовательной программе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 ч, из них 3 ч — резервное время)

Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)

Раскрывается роль биологии в практической деятельности людей. Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живых организмов, с методами изучения природы. Изучается клеточное строение организмов.

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Раскрывается разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Рассматриваются взаимосвязи организмов и окружающей среды

Круговорот веществ и превращения энергии.

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека.

Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Системнодеятельностный подход реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, КСО, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих технологмий). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они прово-

дятся.

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу ≪готовых знаний≫, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных занятий с использованием возможностей Интернет на портале Дневник.ру.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, проектную деятельность.

Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 128 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Используется материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии




sitemap
sitemap