пояснительная записка по обучению грамоте 1 класс Нечаева_4236



Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработано на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года и с учетом авторской программы по обучению грамоте Н. В. Нечаевой. Согласно БУПу 2004 года рабочая программа РФ рассчитана на 110 часов из расчёта на 5 часов в неделю. Богатое содержание материала 1 класса позволяет учителю реализовать главные цели курса: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. 

Задачи периода обучения грамоте:

— активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

— научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

— расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

— развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

— развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение».

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый — «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй раздел составляет собственно система языка — то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

I. Развитие речевой деятельности

Общие сведения о речи (в течение курса).

Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.

Устная речь

Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.

Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.

Письменная речь

Ориентировка в азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно_популярные.

Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.

Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью,с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.

Техника чтения и письма

Формирование аналитико — синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков.

Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.

Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.

Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву)

способа письма.

Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров,

составление схем слов и предложений под диктовку и проч.

Содержание программы:

1. Добуквенный период 22 часа

2 Повторение 2 часа

2 Букварный период 86 часов:

Буквы гласных (12 часов)

Буквы непарных звонких согласных (12 часов)

Буквы парных звонких согласных. (12 часов)

Буквы парных глухих согласных (14 часов).

Двузвучные гласные буквы (10 часов)

Буква ы и буква ь. (3 часа)

Буквы непарных глухих согласных (8 часов).

Повторение 14 часа

Предметные умения, навыки, способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

К концу первого класса, обучающиеся должны

— иметь представление о следующих связях:

* между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

* между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);

* между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);

* о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

* о родственных словах и корне слов;



— владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

* группировать языковой материал по заданным основаниям;

* подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук – гласный, согласный, гласный – ударный, безударный);

* соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;



* адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

* слушать и отвечать на заданный вопрос;

* пользоваться учебными книгами;

— знать/понимать:

* признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

* оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ;

* звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

* признаки гласных и согласных звуков;

* признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

* написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;

* алфавит;

— уметь:

* голосом показывать различия в цели высказывания;

* читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; темп чтения 20 – 25 слов в минуту;

* отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;

* различать на слух границы слов и предложений;

* списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

* писать правильно под диктовку текст (20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы; Подвижные игры (20 ч) ОРУ

* соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов;

* различать на слух звуки речи;

* различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

* определять место ударения в двусложных словах;

* делить слова на слоги;

* находить в ряду слов родственные слова;

* применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? ! ).

Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Формирование логических действий анализа сравнения.

Установление причинно-следственных связей.

Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели.

Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.

Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Согласованность усилий по достижению общей цели.

Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы.

Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.



Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

1.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012

2.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. _ Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012

Для учителя:

1. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова «Фёдоров », 2011

2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012

3. Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму. В 4 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом«Федоров».2012








sitemap
sitemap