пояснительная записка к рабочей программе по физике 7 класс



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса физики 7 класса составлена на основе авторской программы Н.М.Шахмаева, А.В.Бунчука и В.А.Коровина (Программа курса физики и поурочное планирование. 7-9 классы. Сост. С.А.Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007), а также на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального

компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования;

Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 11.05.2012 № 387 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2012-2013 учебный год»

Годовой календарный график МОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013 учебный год.

Место предмета:

В 7 классе на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недель) в т. ч. на контрольные и лабораторные работы отводится 13 ч.

В соответствии с учебным планом и расписанием МОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 68 часов в 7 «б» и 7 «г», на 69 часов в 7 «в» классах. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса, мною было сокращено количество часов за повторения (1 часа) в 7 «в» классе и за счет блочной подачи материала в теме «Физические величины» в 7 «б» и 7 «г» классах.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся.

Физика в современном обществе имеет исключительно важное значение для общего образования и формирования мировоззрения. Первый год обучения необходимо посвятить пробуждению и развитию у учащихся интереса к физике, без которого не может быть успешного обучения в последующие годы. Курс физики Н. М. Шахмаева составлен в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года и направлен на реализацию следующих основных целей:

формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных иквантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах,которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

В качестве концептуальной основы построения программы по физике рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.

Дидактический аспект концепции программы состоит в том, что познавательный процесс организован по общей схеме научного познания: от исходных эмпирических законов и фактов к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам и далее — к экспериментальной проверке и практическому творческому применению научных выводов.

Психологический аспект концепции состоит в признании опыта деятельности в сфере изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития.

Требование к уровню обученности:

Знать/понимать

смысл понятий;

смысл физических величин;

смысл физических законов.

Уметь

описывать и объяснять физические явления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;  



выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;  

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной техники;

контроля  за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники, газовых приборов в

квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности

радиационного фона.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.

Виды деятельности:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями ЦЕЛОГО. Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделение характерных причинно-следственных связей;

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ;

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

умение перефразировать мысль. Выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование для решения познавательных и коммуникативныхзадач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность:

самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического иэмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Содержание

класс

(70 часов, 2 ч в неделю)

Введение (2 часа).

Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика – основа техники.

Первоначальные сведения о свете (18 часов).

Источники и приемники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков света.

Фронтальные лабораторные работы:

Наблюдение изображения предмета, полученного с помощью плоского зеркала.

Получение изображений с помощью линзы.

Наблюдение дисперсии света.

Первоначальные сведения о звуке (6 часов).



Источники и приемники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона, тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Эхо. Музыкальные звуки. Ультразвук.

4. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Диффузия. Взаимодействие и движение частиц вещества. Расположение частиц в твердых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение воды, льда и водяного пара.

Фронтальные лабораторные работы:

5. Измерение размеров малых тел.

5.Физические величины (18/17 часов).



Масса. Единица массы. Плотность. Сила, единица силы. Динамометр, сила тяжести. Давление, единица давления. Работа, единица работы. Мощность, единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Фронтальные лабораторные работы:

6. Измерение массы тела на рычажных весах.

7. Измерение плотности твердого тела.

8. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

6. Первоначальные сведения о тепловых явлениях (16 часов).

Источники и приемники тепла. Температура. Термометр. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов.

Фронтальные лабораторные работы:

9. Градуировка комнатного термометра.

10. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

7. Тепловые двигатели (4 часа).

Внутренняя энергия. Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина

Учебно-методическое обеспечение:

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

учебник (Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук, «Физика-7» — учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина, 2008);

сборник задач по физике (В.И.Лукашик, Е.В.Иванова «Сборник задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2008);

Мультимедийное учебное пособие (Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8–9 класс. Мультимедийный курс. Серия: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»»).








sitemap
sitemap