пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе



Рабочая программа курса физики в 7 классе

составлена учителем физики Прусской Л. Е.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика-7».

УМК для учащихся:

учебник (включен в Федеральный перечень)

Пёрышкин А. В. «Физика-7»,

сборник заданий

Лукашик В. И. «Сборник задач по физике 7-8».

Необходимость в составлении данной программы обусловлена расширенным и углублённым содержанием материала на первом году изучения предмета, которое при опоре на любознательность и мотивированность школьников даёт возможность достижения более высокого уровня знаний, умений, навыков, развития творческих способностей детей, выявления учащихся, проявивших повышенный интерес и способности к изучению физики и последующего дифференцированного обучения.

Количество часов, отводящихся на изучение данной программы, увеличено на 1 ч в неделю (итого 3 ч в неделю) по сравнению с базисным учебным планом в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ 2 ч в неделю.



В учебном предмете «Физика» между двумя и тремя недельными часами очень существенна разница в возможности формирования специфических для предмета видов деятельности. При обучении по двухчасовому базовому курсу физики можно лишь в точности следовать базовому стандарту предмета: познакомить учащихся с предусмотренным спектром физических явлений, обеспечить общекультурную подготовку в этой области знаний. Но при этом невозможно изучить все законы, необходимые для объяснения физических явлений, а, следовательно, невозможно обеспечить формирование умения решать задачи по физике (что базовый уровень стандарта и не предусматривает). Поэтому отводится на курс физики 3 часа в неделю.

Целью составления данной программы является внести изменения в

1) конкретизацию содержания предметных тем образовательного стандарта,

2) примерное распределение учебных часов по разделам курса,

3) определение набора опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Внесённые изменения в авторскую программу.

Дополнительное время используется на

1) расширение объёма содержания,

2) более глубокое изучение базовых вопросов курса физики основной школы,

3) решение более сложных задач, развивающих способность учащихся применять полученные знания на практике не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях.

В 7 классе необходимо заложить прочный фундамент будущих знаний по предмету. Поэтому, пользуясь тем, что структура курса физики полностью находится в ведении школы, благодаря дополнительному учебному времени, изменена логика изучения темы «Взаимодействие тел. Силы в механике», введена тема «Этапы работы над задачей по физике».

Часть уроков темы № 6 посвящена l, ll, lll законам Ньютона, систематическая опора на которые в соответствии с технологией перспективно-опережающего обучения приводит к постепенному прочному усвоению этих основополагающих законов физики. В результате в 9 классе экономится учебное время на уроках, посвящённым этим вопросам. В той же теме 7 класса даётся представление о невесомости, ускорении свободного падения, о I, II, III космических скоростях.

В теме № 4 рассматриваются такие понятия, как относительность движения и покоя, относительность скорости движения, относительность траектории и пути.

Тема №3 полностью посвящена выработке умения правильно выполнять все этапы решения задач, причём решая их в общем виде, то есть в буквенных обозначениях.

В процессе решения задач в 7 классе идёт усвоение важных в систематическом курсе физики понятий из алгебры и геометрии (действия с числами, записанными в стандартном виде, формулы нахождения площади круга, сферы, объёма цилиндра, шара, конуса, теорема Пифагора, сложение векторов, умножение вектора на скаляр, соотношения между единицами измерения площади, между единицами измерения объёма, выражение искомой величины из формул, прямо- и обратнопропорциональные зависимости и т. д.),

При этом важно выработать чёткое представление, что такое система единиц, как она строится, каковы соотношения между однородными единицами, так как опыт показывает, что многие ошибки выпускников связаны со слабым знанием этого вопроса. Поэтому семиклассники знакомятся с единицами измерения различных физических величин, учатся подставлять их в расчётную формулу, узнают приставки для образования кратных и дольных единиц, соотношения между основными единицами СИ и внесистемными (см. тему №1).

Умения работать с векторными физическими величинами (см. тему №4) также закладываются в 7 классе.

Опыт преподавания свидетельствует, что семиклассники легко усваивают понятие стандартного вида числа (см. тему №3) и при систематическом использовании данного понятия приобретают достаточно прочные навыки работы с этой записью значений физических величин.

Важны умения «читать» графики (по заданному графику описывать физический процесс), умения строить графики, умения находить по графикам количественные зависимости между величинами (см. тему №4 и др).

Практика показывает, что, в самом начале систематического курса физики уделив больше времени всем этим вопросам, в дальнейшем учащиеся увереннее оперируют этими понятиями и меньше допускают ошибок, связанных с ними, что окупится впоследствии экономией времени в старших классах.

Цели изучения курса:

дать более полное представление о физике как науке,

углублённое изучение рассматриваемых физических законов и явлений,

развивать физическое мышление, способности учащихся,

поддерживать и развивать интерес к предмету,

давать каждому ученику интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворять его интересы,

выполнение школьниками творческих заданий,

выработка навыков самостоятельного поиска знаний.








sitemap
sitemap