юридическая психология 1



Иерархия тюремного сообщества, его «законы», конечно, хорошо известны тюремной администрации. Нередко механизмы криминальной среды используются ею для «эффективности» тюремного управления. Отсюда негативное отношение тюремной администрации к дифференцированному содержанию заключенных. О нравственной ресоциализации, как и о других тонкостях человеческой психики, военизированная администрация в большинстве случаев просто не задумывается.

«Работа делает человека хорошим» – таков простой тоталитарный принцип всей деятельности нашей исправительно-трудовой системы.

Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.

В таких «боевых» условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот – личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни – их лучше вытеснить, самооправдать и забыть.

Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы.

Для того чтобы современные ИУ, стали учреждениями ре-социализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения.

В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий; всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций; разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация; организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях; широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения.

Коллектив осужденных как довольно большая социальная общность характеризуется рядом признаков.

Во-первых, коллектив осужденных является общностью закрытого типа: он ограничен в связях с другими коллективами, общественными и государственными организациями, не наделен полномочиями выступать от своего имени.

Во-вторых, коллективу осужденных присущ такой признак, как строгая регламентация совместной трудовой деятельности, учебы, досуга и т. п. В целях развития навыков коллективизма у осужденных, поощрения их полезной инициативы, а также использования влияния коллектива на исправление и перевоспитание осужденных в исправительных и воспитательных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, работающих под руководством администрации этих учреждений.

В-третьих, коллектив осужденных характеризуется большим разнообразием входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности.

Все отношения в коллективе осужденных делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).

В системе официальных отношений в коллективе осужденных отражаются объективные связи и отношения лиц, лишенных свободы, возникающие в процессе выполнения ими разнообразных функций. Эти отношения являются результатом их официальной расстановки в соответствии с законом и ведомственными нормативными актами, которые определяют статус каждого осужденного в коллективе. Одни осужденные являются руководителями (бригадир, звеньевой, член секции), другие — руководимыми, подчиненными.



Особое внимание уделяется подбору, расстановке и воспитанию актива, организации действенного трудового соревнования между группами (бригадами, отрядами), правильному сочетанию функций управления и самоуправления с учетом специфики данного исправительного учреждения.

Неофициальная структура коллектива осужденных складывается на основе межличностных отношений, которые возникают стихийно в связи с общностью взглядов, интересов людей, отбывающих наказание, а также симпатий или антипатий, враждебности и других чувств.

Степень расслоения жизни в исправительном учреждении на официальную и неофициальную, а также степень «социальной вредности» последней различны. «В одних ИТУ неофициальные отношения сближены с официальными и служат делу исправления и перевоспитания осужденных, в других они существенно не влияют на карательно-воспитательный процесс, в-третьих — между официальными и неофициальными отношениями существуют глубокие противоречия, поскольку неофициальная жизнь получает определенное оформление в виде своеобразных «законов», «норм», «традиций». Порой система неофициальных отношений в том или ином отряде или в колонии в целом приобретает крайне отрицательный характер и получает название «другой жизни» («двойной жизни», «асоциальной субкультуры»), которая, как правило, тщательно скрывается от администрации».

Отличительной особенностью жизни осужденных в исправительном учреждении является то, что они объединяются в так называемые малые группы, которые возникают стихийно. Малые группы имеются в любом коллективе, на всех стадиях его развития. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них с особой силой действуют механизмы подражания, внушения, соперничества и самоутверждения, что нередко оказывает решающее влияние на поведение осужденных.

В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными привычками, установками, традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Воспитатель и коллектив приходят в соприкосновение с личностью осужденного не только прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне находится группа, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.

Малым группам осужденных присущи следующие особенности:

как правило, они создаются стихийно, а не по воле и желанию администрации;

микрогруппы взаимодействуют друг с другом по-разному (от дружбы до прямой вражды);

в них существует иерархическая структура отношений и зависимостей («система ролей»);

члены группы обычно совместно питаются, делят между собой получаемые посылки, продукты, купленные в ларьке;

в группах хорошо поставлена информация;

для них характерно избирательное отношение к «своим» и «чужим»;

в каждой группе действуют свои ценности и ориентации, имеет место групповая убежденность.

Малые группы осужденных имеют разную численность, устойчивость и направленность. Их деятельность может отвечать требованиям коллектива и задачам исправительного учреждения, не соответствовать и даже противоречить им. Следовательно, нельзя считать, что малая группа всегда является злом. Воспитателю в любом случае важно учитывать отношения, складывающиеся в этих группах и между группами, их отношения с коллективом, психологические явления в них и использовать эти знания в интересах дела.

Особое место в исправительном учреждении занимает такая малая группа, которая получила в специальной литературе название «семья». Под «семьей» в местах лишения свободы понимается стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная общей системой взглядов, интересов и традиций, определяющих их поведение и направленность действий. Объединяясь в малые группы, подобные «семье», осужденные преследуют общие интересы (совместное питание, защита от посягательства и т. д.), но каждый из них имеет и свои узкокорыстные интересы, которые он маскирует, так как в случае их проявления в том или ином виде осужденный изгоняется из «семьи» со всеми вытекающими для него негативными последствиями.

Исследования показали, что в «семьи» объединяется до 80 % осужденных в колониях общего и усиленного режима и до 90 % в колониях строгого режима. Права и обязанности членов «семьи» не имеют четкой регламентации и определяются в первую очередь неписаными нормами и правилами поведения, личностными качествами и авторитетом ее членов. Практика показывает, что «семьи» состоят от двух до семи человек.

В «семье» осужденный пытается утвердиться, завоевать соответствующий статус, чтобы обрести определенную независимость и защищенность, а также разрешить свои психологические проблемы. «Семья» берет на себя такие функции, как содержание личного имущества осужденного и надзор за ним, добыча и распределение материальных благ. «Члены «семьи», — отмечает В. Б. Шабанов, — обязаны поддерживать свою жизнедеятельность материальным вкладом. В случае, если кто-то из членов «семьи» лишается по каким-либо объективным и субъективным причинам получения благ (лишение посылки-передачи, свидания; изъятие незаконно приобретенных денежных средств и т. д.), то другие члены «семьи» оказывают ему помощь. Большая помощь оказывается осужденным, водворенным в штрафной изолятор или переведенным в помещение камерного типа».

При водворении в ШИЗО и ПКТ осужденными собираются предметы и вещи, разрешенные к использованию в данных помещениях (в ШИЗО и ПКТ различные условия содержания). В период отбывания наказания в этих помещениях члены «семьи» стараются оказать помощь осужденным путем передачи запрещенными способами (подкуп представителей администрации, преодоление линий охраны и т. д.) сигарет, спиртных напитков, наркотических средств и т. д. Это явление в среде осужденных получило название «греть бур».

По отбывании наказания и возвращении «виновника» в обычное жилое помещение члены «семьи» подготавливают для него продукты питания, чай, новую одежду и другие вещи и предметы в зависимости от направленности группы. Такие действия «семьи» называются «встречей». Если «семья» лидирует в среде осужденных, то во «встрече» участвует большое количество осужденных. Но их участие ограничивается лишь передачей определенных материальных благ. Такие действия осужденными отрицательной направленности окружаются ореолом тюремного братства. Те же осужденные, которые по каким-либо причинам отказываются участвовать во «встрече», подвергаются гонениям не только в местах лишения свободы, но и после освобождения.

Осужденный Д. отказался передать для «встречи» сигареты, поняв, что под видом братства скрывается заурядный обман, который выражается в корыстном использовании продуктов питания и вещей лицами, поддерживающими преступные традиции, в своих целях. В момент отказа к Д. никаких претензий не предъявили, так как сработал формальный принцип: не хочешь — не давай. Но впоследствии о Д. стали распространять различные сведения провокационного характера, с тем чтобы настроить против него основную массу осужденных. Жизнь его стала невыносимой. Однако он честно работал, хорошо себя вел, и администрация учреждения приняла решение о его условно-досрочном освобождении. После освобождения Д. поступил учиться в автошколу. Но преступный мир просто так не отступает. О факте отказа дать сигареты для «встречи» из учреждения нелегальным способом были переданы сведения преступным группировкам по месту жительства Д. В результате он был несколько раз жестоко избит и ограблен. Террору была подвергнута и его семья. Д. вынужден был покинуть пределы Беларуси.

Деятельность малой группы немыслима без лидера. Основными факторами, предопределяющими выдвижение осужденного в лидеры, являются: высокий интеллект, организаторские способности, высокий уровень общительности и активности, богатый прошлый, как правило преступный, опыт, физическая сила и т. д. Большое значение для лидера имеют также такие факты из его биографии, как длительность срока наказания, число прежних судимостей, совершение группового преступления.

В функции лидера «семьи» входит: планирование деятельности микрогруппы, координация всех ее действий, представительство «семьи» в отношениях с другими группами, контроль за поведением членов группы, их поощрение и наказание, осуществление функции «арбитража».

В зависимости от ценностной ориентации неформальных групп, их идейной и нравственной направленности различаются:

группы с положительной направленностью, отличающиеся различной степенью социально-позитивной активности (активные и пассивные);

группы с неопределенной (нейтральной) направленностью, неустоявшимися ценностями и несформировавшимся внутригрупповым «кодексом»;

группы с отрицательной направленностью, которая может быть как открытой, так и скрытой.

Группы с положительной направленностью включают в себя осужденных, которые полностью осознают свою вину в совершенном преступлении и искренне раскаиваются в нем. Они характеризуются позитивным отношением к требованиям режима отбывания наказания, желанием добросовестно работать и учиться. Они самостоятельны и инициативны, участвуют в самодеятельных организациях исправительного учреждения, в нравственном отношении менее запущенны (положительно реагируют на замечания, четко различают добро и зло), их поведение не зависит от отрицательного влияния среды. У большинства из них происходит переоценка ранее значимых ценностей, восстановление положительных качеств. Осужденные такой группы активно помогают мастеру, критикуют нерадивых, переживают, если кто-то не выполняет норму выработки. Вместе с тем у некоторых осужденных бывают срывы в поведении, хотя и кратковременного и незлостного характера.

К указанной группе осужденных примыкают так называемые «пассивные» с положительной направленностью. Они считают своим долгом добросовестно трудиться, не нарушать режим отбывания наказания, но в то же время склонны уклоняться от участия в работе самодеятельных организаций, от активного сотрудничества с работниками исправительного учреждения. К нравственным нормам они относятся избирательно, принимая в основном те, которые затрагивают их лично.

Группы с неопределенной (нейтральной) направленностью характеризуются тем, что их поведение зависит от ситуативных влияний среды. В положительной среде они ведут себя позитивно, в отрицательной — становятся на сторону нарушителей. В условиях группового давления не могут отстоять свое мнение, действовать самостоятельно. Их изменчивое беспринципное поведение граничит с утратой собственной нравственной позиции. Трудятся и учатся такие осужденные без усердия, стараются по возможности уклоняться от поручений воспитателей. Эти лица в основном руководствуются материальными соображениями, у них нет осознанных и ясных целей, перспектив, конкретных жизненных планов.

Группы с отрицательной направленностью включают в себя осужденных:

придерживающихся «воровских традиций законов»;

связанных стремлением к какому-либо типичному нарушению режима (например, употреблению спиртных напитков);

знавших друг друга до суда как соучастников преступления или по совместно отбываемому ранее наказанию;

объединенных какими-либо ошибочными взглядами и убеждениями (религиозными, обывательскими) или сходством отрицательных интересов (например, игрой в карты).

Члены таких групп открыто высказывают и демонстрируют негативное отношение к активистам, к режиму отбывания наказания, труду, учебе, воспитательным мероприятиям, но чаще всего они действуют исподтишка. Своих участников, нарушивших внутригрупповой «кодекс», они подвергают таким санкциям, как шантаж, клевета, оскорбление, провокации, избиения.

При слабой дисциплине в исправительном учреждении отрицательно направленные группы могут распространять свое влияние на весь коллектив осужденных и вести к его разобщению. В условиях исправительного учреждения они являются средой и основным рассадником преступной субкультуры, воровских традиций.







Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap