экзамен зарубежка



Основные этапы Истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, на реке Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет.

Ко времени образования египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов) во главе – номархи. Номы вели войны с соседями, которые привели к образованию из многих мелких двух крупных государств – Верхнего и Нижнего Египта, результат войн — объединение этих государств.

История Древнего Египта делится на несколько периодов-царств: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее.

Ранее царство.

Общины владели землей на основе общинного землевладения, но государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала часть доходов свободного населения. В этот период начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор — из придворных чинов и прислужников.

Древнее царство.

Сильное централизованное государство. С помощью религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укрепляют авторитет фараона. В его руках сосредоточены — законодательная, исполнительная и судебная власти.

Глава государства обожествляется, а свободное население страны обременено государственными повинностями, называется восточной деспотией.

Среднее царство.

Начало эпохи Среднего царства — это неограниченная власть номархов. Фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми , которые подчинены царской власти.

Новое царство.

Происходит укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым руководил наместник фараона. Административные округа делились на области — номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Позднее царство

Египет находится под властью сначала персов, затем греков и в конечном итоге происходит его включение в состав Римской империи.

Основные черты права Древнего Египта

Источником права первоначально был обычай.

Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли.

Общественный строй

Категории населения: Господствующий класс Свободные крестьяне – общинники Подневольные жители Египта Рабы

Господствующий класс – это номовая аристократия, жрецы, свободные крестьяне – общинники

Свободные крестьяне-общинники – платили налог государству, привлекались к принудительному труду

Рабы – военнопленные, преступники

Государственный строй

Фараон (вся полнота власти)

Везир (ведал местным управлением)

Ведомства Важнейшие сановники Номархи

(военное, (военачальники) (управляли номами, т.е.

судебное частями страны)

податное)

Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.

Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии с VI тысячелетия до н. э. – с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V – IV тыс. до н. э. их вытесняют племена убайдов-шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью.

Первые государства возникли в Двуречье в начале III тыс. до н. э. в виде небольших городов-государств с пережитками родоплеменных отношений. Древнейшее население — шумеры – создало государство Шумер, которое существовало в 7 веков. В конце III тыс. происходит завоевание аккадцами шумеров и образуется мощное Шумеро-Аккадское царство.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватывают кочевники-амореи, опорным пунктом которых стал Вавилон. В начале II тыс. Образуется Старо-Вавилонское царство, которое постепенно расширяло свои владения.

При 6-м царе Хаммурапи (1792-1750) Старо-Вавилонское царство переживает расцвет. При последователях начинается постепенный упадок и 1595 г. Старо-Вавилонское царство было уничтожено касситами, которые правили Междуречьем около 4 веков. VII-VI вв. до н. э. было образовано Ново-Вавилонское царство, но просуществовало недолго – в VI в. до н. э. оно было завоевано персами.

Государственный строй Вавилона

Царь

Царский дворец

1.Высшие сановники 2.Местное самоуправление 3.Судебные органы

казначей, наместники царь наместники храмовые общинные

главный военачальник, и правители местности и правители местности суды суды начальник финансов

общинное самоуправление

Нововавилонское царство

До 626 г. до н. э. Вавилон находился под властью северного соседа Ассирии, но ассирийский наместник решил отделиться от Ассирии и стать самостоятельным правителем. Вначале лишь северная часть Вавилонии была им покорена. Только к 615 г. удалось завоевать большинство всех вавилонских земель. Наместник способствовал падению Ассирии и разделению ассирийской территории. При следующем нововавилонском царе велись успешные войны с Египтом (большая часть Сирии и Палестины были захвачены). Во время его правления Иудея (часть Израиля) стала провинцией нововавилонского государства. Два раза в 597 г. и 586 г. приходилось покорять Иудейскую территорию (в последнем разе был разрушен Иерусалим).

В 539 г. до н. э. Вавилон был захвачен персами и вошёл в империю Ахеменидов. Падению Нововавилонской державы способствовало недовольное население Вавилонии, в частности, покорённые иудеи. С этого времени Вавилон прекратил своё существование как государство.

3.Законы Царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательное право; уголовное право; судебный процесс

Эти законы были высечены на базальтовом столбе.

Закон состоит из трёх частей: Введение, Статьи Законов, Заключение. Закон включает 282 статьи. Законы составлены в казуистической форме, не содержат общих принципов, нет системы в изложении, но подробно разбираются многие случаи.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, в котором господствующей силой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй и частную собственность.

Законы содержат пережитки родового строя: суровость наказаний, сохранение принципа кровной мести.

Право собственности

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода.

Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – обрабатывали землю сами. Развитие частной собственности вело к сокращению общинных земель. Земли могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству.

Обязательственное право

В Законах Хаммурапи имеются статьи, которые регулируют аренду земли. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц и ответственность за результаты труда.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме на глиняных табличках при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Закон Хаммурапи упоминает договоры хранения, мены, поручения, займа, аренды.

Законы также предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет причинивший вред.

Уголовное право и судебный процесс

Уголовное право

Преступления Наказания

Преступления: 1. Против личности – наказание по принципу Талиона (по нему мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением — «Око за око, зуб за зуб»)

2.Имущественные – наказание в виде смертной казни, отрубания руки, штрафа.

3.Против семьи – суровые наказания, вплоть до смертной казни.

Наказания: 1. Смертная казнь: сожжение, утопление, посажение на кол.

2.Членовредительство (лишение руки, ноги, глаза, носа, уха, языка и др.)

3.Денежный штраф

Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны, Касты.

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 000 лет назад в долине Инда.

Руководство племенем осуществлял военный вождь — раджа, вначале назначавшийся собранием.Со временем должность раджи становится наследственной.

На базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего расцвета это государство достигло в IV — III вв. до н. э. при династии Маурьев.

Империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства — во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий — варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Деление на четыре варны :

брахманы — члены жреческих родов (высшая варна)

кшатрии – военноначальники (высшая варна)

вайшьи – крестьяне, ремесленники (высшая варна)

шудры – это слуги, должны прислуживать высшим варнам.

отдельно были неприкасаемые (парии) стояли вне варн, являлись самым низшим населением

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах — дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты — касты знати — обособились от двух низших.

Государственный строй (период Маурьев 4-1 вв до н.э.)

Главой государства являлся царь. Получал власть по наследованию. Являлся главнокомандующим, издавал указы по любым вопросам.

При царе существовали советы:

паришад – совет при царе – состоял из военной и жреческой знати; главных управленцев

сабха – собрание представителей знати и населения

министры – назначались царем и выполняли его волю

Законы Ману.

Законы Ману являются сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в жизни. Законы были написаны на санскритском языке, состояли из 2685 статей. Это был сборник правовых норм и норм морали, политических, религиозных предписаний. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Фактически Законы регулировали вопросы займа, залога, долгового рабства. В законах уже тогда предусматривались основания недействительности сделок, договоров. Согласно Законам, не считалась действительной сделка, которая заключена с человеком безумным, пьяным, старым, с ребенком, с применением насилия и обмана. Запрещались тайные сделки. Законы закрепляли господство мужчины в семье, но в то же время несли в себе пережитки группового брака: в случае смерти вдова должна была стать женой брата мужа; в случае смерти жены муж женился на ее сестре. Развод для жены был невозможен.

В уголовном праве различаются такие преступления, как: кража, грабеж, убийство, изнасилование, мошенничество, вымогательство, продажа некачественных товаров и др. Проводилось различие между умыслом и неосторожностью в случаях правонарушений.

Понимались понятия рецидива, тяжкого и легкого преступления. В качестве наказаний предусматривались: посажение на кол (за ночную кражу), утопление, отрубание головы, членовредительство (лишение руки, ноги, глаза, носа, уха, языка и др.), штрафы.

В Законах присутствуют и процессуальные нормы. Так, главным средством установления истины в судебном производстве признается наличие свидетелей. Если свидетелей или каких-либо документов не было, прибегали к клятвам и/или судебным испытаниям — ордалиям: обвиняемый должен был «взять огонь», погрузиться в воду и т.п.

Образование и развитие государства Древнего Китая.

Возникновение – 2-е тыс. до н.э. Китайцы называют свою страну – Чжунго – Срединное гос – во.

Этапы развития государства:

1.Шан-Инь

2.Западное Чжоу

3.Восточное Чжоу

4.Империя Цинь

каждый Этап связан с правлением определенной династии.

Государственный строй.

Во главе государства стоял наследственный император Ван. Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника Вана, именуемые «тремя старцами». Каждый из «старцев» руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять правителей областей.

Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное — ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ — занималось земледелием.

Суд не был отделен от администрации, его функции осуществляли е представители разных ветвей государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся император.

Основные черты права.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они были за равенство всех перед законом.

Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания, смертная казнь.

В Китае большую роль играли Мифы, тотемы.

Возникновение Афинского государства. Путь Афин от арстократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.

гомеровский период — XI — IX вв. до н. э.;

архаический период — VIII — VI вв. до н. э.;

классический период — V — IV вв. до н. э.

Гомеровская Греция

Население объединялось в общины. Период военной демократии. Совет старейшин — буле, возглавлял базилевс. Гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов – полюсы.

Архаический период — ознаменован созданием Афинского государства.

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Он объединил три племени с центром в Афинах.

Свободное население афинской общины, было разделено на социальные группы:

эвпатриды — родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

геоморы — земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

демиурги — ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин. Лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Архонты и ареопаг.

Управлялись Афины девятью архонтами, ежегодно избиравшимися из среды аристократов. По окончанию срока архонты в ступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. (могли быть только эвпатриды)

К VII в. До н.э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Общество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было не мало состоятельных людей. Противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 592 г. Избирается Солон.

Реформы Солона.

1. Реформа, которая освободила массу должников дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет уменьшеения числа свободных членов общины, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

2. Экономические реформы: землю можно отчуждать и закладывать на законном основании под видом завещания; денежная реформа.

3. Цензовая реформа (разделение граждан по имущественному положению на 4 разряда)

5. создание Совета четырехсот ( по 100 человек от каждого племени, низший разряд туда не входил)

6. Суд присяжных

Реформы Клисфена.

Разделение Аттики на 3 территориальных округа:1) Афины 2) внутренняя центральная полоса 3) береговая полоса. Территория – триттии, филы, демы (староста – глава)

Замена Совета четырехсот на Совет пятисот.

Новый орган – коллегия стратегов: верховное руководство и командование всеми вооруженными силами.

Введение тайного голосования (Каждый писал имя человека, который казался ему опасным – если собирал много голосов человек, его изгоняли на 10 лет без конфискации имущества).

В результате в Афинах сложилось Рабовладельческое Государство в форме демократической республики.

7.Афинская демократическая республика в 5 в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из 10 стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки — в Совете пятисот и в судебный орган.

Афинский морской союз. 5 в. до н.э. начался Греко — персидскими войнами. Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Большое значение для победы над персами и превращения Афин в морскую державу сыграли морская и финансовая реформа архонта Фемистокла. Он предложил деньги, полученные от доходов от серебряных рудников, передал государству для постройки кораблей.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Реформы Перикла.

С именем Перикла связано два законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Роль суда была значительна: он решал множество вопросов как между афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, контролируя их. Введя оплату труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах широкого круга афинских граждан, в том числе — малообеспеченных.

Другая проведенная Периклом реформа — гражданская. Она требовала, чтобы, гражданином Афин считался лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.

Древнейшим источником права в Афинах был обычай.

Реформы Эфиальта.

Сущность реформы: он ограничил функции ареопага (это высший государственный совет). Право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к судебному органу (Суд присжных).

Эфиальт усложнил систему отчетов, но сделал ее более гласной, предоставив народу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) для всеобщего ознакомления.

Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа Сервия Туллия. Установление республиканского строя.

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период- 753 — 510 гг. до н. э.;

период республики — 509 — 27 гг. до н. э.;

период империи — 27 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Римский народ делился на три племени, племена делились на роды, на курии и трибы. Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д

Выделялась знатные фамилии, аристократы – патриции.

Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течение времени приобрел значение главной правительственной власти. Главой Римской общины был рекс (это царь в Древнем Риме).

Население Рима: 1) римские граждане(знали свое происхождение)-ПАТРИЦИИ ( это аристократы) 2) ПЛЕБЕИ – (вне римской общины, не могли участвовать в ее управлении)(платили налоги; лично свободные; несли воен. службу)

Рабы – самое тяж. положение.

Реформы Сервия Туллия — 6 рекс (царь) Др. Рима

Плебеи были введены в состав римской общины.

Деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни — центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Римляне разделены на 193 сотни – центурии. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство.

Начало господства богатых и знатный не зависимо, патриций или плебей.

Территория города разбита на 4 округа – трибы.

Реформа Сервия Туллия разрушала общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство.

Республиканский строй

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты преобладании первых. Высшие государственные органы — народные собрания, сенат и магистратуры.

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания — принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров).

Трибутные собрания — избирали низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Куриатные собрания — формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Сенат — сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в 5 лет. Компетенция: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а в последствии предварительно рассматривал и отвергал законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.

Магистратуры — это государственные должности. Магистратуры делились на ординарные (обычные — консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные — создавались в чрезвычайных обстоятельствах).

Государственный строй Римской республики

Государственный строй Римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но не уравнивала их с патрициями, особенно в вопросе наделения землей. Была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство, за несвоевременную уплату долга. Плебеи добились удовлетворения своих требований. 1) учреждение особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната, призвано защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступ к общественной земле наравне с патрициями; 3) защита от произвола патрицианских судей 4) разрешение браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторое, а затем и все главные государственный должности.

Государственный строй республики.

Главным государственным органом власти был сенат. (требовалось что бы сенатор происходил из родовой семьи, был богат. => из-за этого Римскую республику называют аристократической. Сенаторов назначали Народные собрания.

Существовали три вида народных собраний:

-центуриатные;

-трибутные;

— куриантные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. С расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания — формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Магистратура.

Высшими должностными лицами – магистрантами – были консулы, преторы, народные трибуны.

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры, занимался судебными спорами. Благодаря преторам судебный процесс становиться формулярным, т.е. определяемые формулой претора, его волей, его отношение к рассматриваемому иску.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap