экзамен СД



Банк вопросов для составления билетов

1. Анатомия и физиология — биологические науки. Методы исследования анатомии и физиологии. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Части тела человека, органы, системы органов. Оси, плоскости тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

2. Клетка. Ткани. Классификация тканей. Расположение и функции эпителиальной и соединительной ткани. Эпителиальная ткань — расположение, виды, функции, строение. Соединительная ткань — расположение в организме, функции, классификация, строение собственно-соединительной, соединительная со специальными свойствами, хрящевая и костная ткань.

3. Мышечная ткань — функции, виды — гладкая, исчерченная, скелетная и сердечная. Нервная ткань — расположение, функции, строение нейрона, нервного волокна, нервные окончания.

4. Опорно-двигательный аппарат. Отделы скелета и его функции. Кость как орган, ее химический состав. Виды костей, их строение и соединения. Строение сустава. Классификация суставов, виды движения суставов.

5. Череп в целом. Возрастные особенности черепа, роднички. Мозговой и лицевой отделы черепа, кости их составляющие. Соединения костей черепа.

6. Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба, изгибы, движения. Грудная клетка в целом. Строение грудины, ребра.

7. Скелет верхней конечности, отделы. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности.

8. Скелет тазового пояса. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности — кости, его образующие, их строение, соединения. Движения в суставах конечностей.

9. Скелетная мышца как орган. Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Основные физиологические свойства мышц. Расположение и значение скелетных мышц. Мышечные группы.

10. Мышцы головы: жевательные, мимические, расположение и функции. Группы мышц шеи: поверхностная, срединная (над- и подъязычные), глубокая. Фасции головы и шеи.



11. Мышцы туловища. Мышцы спины, груди. Диафрагма, расположение, функции. Мышцы живота — расположение, функции. Топографические образования туловища.

12. Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья. Мышцы кисти, расположения, функции. Топографические образования верхней конечности.

13. Мышцы нижней конечности. Мышцы таза, бедра, голени, стопы — расположение, функции. Топографические образования нижней конечности.

14. Классификация нервной системы. Серое и белое вещество. Рефлекторная дуга. Рефлексы — понятие, виды. Виды нервной деятельности. Спинной мозг — расположение, внешнее строение, сегменты, полость, отделы, микроструктуры. Оболочки спинного мозга. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая.

15. Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие. Ветви спинномозговых нервов. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковые), области иннервации сплетений.

16. Головной мозг, расположение, отделы, функции. Оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, желудочки, ликвор.

17. Черепно-мозговые нервы, их количество и название, функциональные виды. Названия, образования, место выхода из полости черепа, области иннервации всех пар черепных нервов.

18. Классификация и особенности вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции ВНС. Центральные и периферические отделы симпатической и парасимпатической нервной системы. Влияние симпатической и парасимпатической на свойства миокарда, тонус сосудов, обмен веществ и энергии и др.

19. Сенсорная система, ее значение. Периферический, проводниковый и центральные отделы сенсорных систем. Анализаторы, рецепторы, виды, функции. Значение органов чувств в познавании внешнего мира. Кожа, строение, функции. Производные кожи: волосы, ногти. Обонятельная сенсорная система. Вкусовая сенсорная система.

20. Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза — структуры к ней относящиеся. Строение и функции этих структур.

21. Слуховая сенсорная система. Отделы уха. Наружное ухо, среднее, внутреннее ухо, строение, функции. Костный и перепончатый лабиринт: строение, функции.

22. Железы внутренней секреции. Расположение и строение гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, поджелудочной, вилочковой и половых желез. Гипоталамо — гипофизарная система.

23. Сердце — расположение, внешнее строение, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца — эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца.

24. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения, Структуры малого круга кровообращения. Венечный круг кровообращения. Значение малого и коронарного круга кровообращения.

25. Артерии большого круга кровообращения. Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Артерии шеи и головы. Артерии верхних конечностей. Ветки грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей.

26. Вены большого круга кровообращения. Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени.

27. Лимфатическая система. Строение системы лимфообразования. Состав лимфы. Лимфокапилляры, основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. Строение и функции селезенки. Значения лимфатической системы для организма.

28. Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, их функции. Нос, наружный нос, носовая полость, придаточные пазухи носа. Гортань, топография, хрящи гортани, мышцы, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, функции. Бронхи — виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

29. Легкие — внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Плевра — строение, листки, плевральная полость. Строение, границы отдела средостения.

30. Пищеварительная система. Полость рта, строение, преддверие и собственно полость рта. Зев. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова — Вальдейера. Слюнные железы. Органы полости рта: язык и зубы. Глотка — расположение, строение, стенки, отделы, функции.

31. Пищевод — расположение, строение стенки, отделы, функции. Желудок — расположение, форма, отделы, поверхности, кривизны, строение стенки, железы желудка и функции.

32. Тонкая кишка — расположение, отделы (12-перстная, тощая и подвздошная), строение стенки. Брюшина — строение, отношение органов к брюшине. Брюшная полость.

33. Толстая кишка — расположение, отделы (слепая, восходящая ободочная, поперечная ободочная, нисходящая ободочная, сигмовидная и прямая). Особенности строения и функции.

34. Поджелудочная железа — расположение, функции. Печень — расположение, границы. Макро — и микроскопическое строение печени, ее сосуды. Желчный пузырь — расположение, строение, функции.

35. Мочевая система, органы ее образующие. Почки, строение, функции, топография. Кровоснабжение почек. Строение нефронов, их виды. Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь, расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал: женский и мужской.

36. Женские половые органы — внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, преддверие влагалища), расположение, строение, функции. Молочная железа — функция, расположение, строение.

37. Мужские половые органы — внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы) и наружные (половой член, мошонка) – расположение, строение и функции.

38. Кровь как ткань. Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови.

39. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обуславливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца, физиологические свойства сердечной мышцы.

40. Проводящая система сердца, ее структуры и функциональная характеристика. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма.

41. Сосуды — виды, строение стенки артерий, вен, капилляров. Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Факторы, влияющие на процесс кровообращения. Основные показатели кровообращения — объемная скорость кровотока, кровяное давление, пульс. Нейрогуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

42. Железы внутренней секреции. Виды гормонов их характеристика. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы. Гормоны гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников и половых желез.

43. Процесс дыхания — определение, этапы. Принцип газообмена между дыхательными средами. Дыхательный цикл. Аускультация и перкуссия легких. Механизм вдоха и выдоха. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы, легочная вентиляция. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Саморегуляция дыхания.

44. Процесс питания — определение, этапы: внешнее питание (процесс жевания, глотания пищи, поэтапное расщепление в отделах пищеварительного тракта, всасывание питательных веществ в кровь), транспорт питательных веществ к тканям, тканевое питание. Пищеварение в полости рта. Глотание. Движение пищи в глотке и пищеводе. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока.

45. Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку. Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Синтез витаминов В, витаминов К. Формирование половых масс на состав. Моторная функция. Акт дефекации.

46. Обмен веществ и энергии. Превращение веществ и энергии в организме человека. Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Пищевой рацион. Белки, углеводы, жиры: биологическая ценность, суточная потребность, продукты их содержащие, конечные продукты расщепления.

47. Водно — солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода. Витамины — понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Источники витаминов (пища, синтез в организме). Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые).

48. Процесс выделения. Вещества, подлежащие выделению (экскреты) с мочой, калом, потом, при дыхании. Органы, выполняющие выделительные функции. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

49. Процесс репродукции, структуры его осуществляющие, этапы процесса репродукции, половое созревание мальчиков и девочек, его признаки. Процесс сперматогенеза. Процесс овогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки.

50. Гемостаз — определение, механизмы (сосудисто — тромбоцитарный, гемокоаггуляционный). Группы крови — принцип, лежащий в основе деления крови на группы, характеристика групп крови. Групповая совместимость крови. Резус — фактор. Причины возникновения резус — конфликта. Гемотрансфузионный шок.

Банк задач для составления билетов

ЗАДАЧА № 1

Известно, что у спортсмена на старте наблюдается увеличение частоты сердечного ритма. Какова причина изменения сердечной деятельности на старте?

Ответ

В основе описанных изменений сердечной деятельности лежат условно-рефлекторные реакции, характеризующие предстартовое состояние спортсменов.



ЗАДАЧА № 2

С целью определения объема циркулирующей крови двум испытуемым — юноше и девушке, в локтевую вену правой руки ввели 4 мл 1 % раствора краски конгорт. Через 3 мин у них из локтевой вены левой руки взяли по 5 мл крови. При определении интенсивности окраски плазмы фотоэлектроколориметрическим методом выяснилось, что у юноши плазма окрашена менее интенсивно, чем у девушки. Сделайте заключение, у кого из испытуемых больше объем циркулирующей крови. Обоснуйте ответ, исходя из результатов исследования.

Ответ

Объем циркулирующей крови у юноши больше, чем у девушки. Поскольку обоим испытуемым ввели одинаковое количество краски, а плазма юноши была окрашена менее интенсивно, следовательно, краска у него распределена в большем объеме плазмы, а значит, и объем циркулирующей крови у юноши больше.

ЗАДАЧА № 3

Пациенту с лечебной целью был рекомендован прием жидкости в больших количествах (водная нагрузка). Как изменится у него в данных условиях показатель гематокрита? Ответ обоснуйте.

Ответ

Показатель гематокрита после водной нагрузки у пациента уменьшится. Это произойдет вследствие того, что количество форменных элементов крови в единице объема плазмы снизится за счет увеличения содержания воды в ней.

ЗАДАЧА № 4

У человека, приехавшего из равнинной области в высокогорную местность, в результате лабораторного исследования было выявлено увеличение количества эритроцитов в крови. Как называется данное явление? Объясните их механизм.

Ответ

Данное явление называется физиологическим эритроцитозом. Он развивается в результате того, что сниженное парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе в условиях высокогорья приводит к развитию гипоксии в организме человека. Гипоксия в свою очередь стимулирует секрецию эритропоэтинов в почке, которые являются основным стимулятором эритропоэза.

ЗАДАЧА № 5

После полового созревания содержание эритроцитов в крови у мужчин становятся больше, чем у женщин. В чем биологическая целесообразность половых различий в содержании эритроцитов и гемоглобина? Какой их механизм?

Ответ

Мышечная масса у мужчин в связи с их большой физической активностью и особенностями профессиональной деятельности превышает мышечную массу у женщин. Поэтому повышенные значения эритроцитов и гемоглобина в крови мужчин (по сравнению с женщинами) являются биологически целесообразными с точки зрения адекватного кислородного обеспечения тканей их организма. Механизм указанных различий заключается в стимулирующем влиянии андрогенов на процессы эритропоэза.

ЗАДАЧА № 6

На медосмотре находился пациент 25 лет, который жалуется на увеличение размеров кистей рук. При осмотре обнаружено увеличение не только кистей, но и стоп, носа и нижней челюсти. Нарушение гормональной функции, какой жизненно важной системы могло повлечь описанные изменение пропорций тела пациента? Как называется данное состояние?

Ответ

Описанное состояние называется акромегалией и вызвано гиперфункцией аденогипофиза, сопровождающейся избыточной выработкой гормона роста (СТГ).

ЗАДАЧА № 7

У студентов после ответа на экзамене установлено содержание глюкозы в крови. По данным биохимического исследования обнаружено повышение содержания глюкозы в крови в пределах допустимых колебаний.

Дайте физиологическое основание выявленной гипергликемии.

Ответ

Повышение содержания глюкозы в крови у студентов после экзамена обусловлено эмоциональным стрессом, вызвавшим увеличение секреции адреналина мозговым веществом надпочечников. Адреналин усиливает расщепление гликогена в печени до глюкозы, способствуя повышению концентрации ее в крови.

ЗАДАЧА № 8

У ребенка со сниженным поступлением витамина D с пищевыми продуктами и недостаточным пребыванием на воздухе при солнечном свете стали наблюдаться судороги мышц и появилась деформация костей нижних конечностей. Объясните причину появления судорог мышц и деформации костей.

Ответ

Сниженное поступление витамина D в организм ребенка и недостаточное пребывание его на солнце приводит к нарушению всасывания ионов кальция из кишечника. Недостаток последнего способствует резкому повышению возбудимости центральной нервной системы, что служит причиной судорог. Кроме того, при недостатке витамина D нарушается окостенение и рост костей, наблюдается декальцификация и остеомаляция их с последующей деформацией.

ЗАДАЧА № 9

У большинства подростков в период полового созревания усиливается агрессивность в поведении. Они могут проявлять жестокость, быстро вступают в конфликты, обидчивы, раздражительны.

Объясните причину изменения в поведении подростков в период полового созревания. Назовите тип эффекта, вызываемого гормонами в данной ситуации.

Ответ

Изменение в поведении подростков в период полового созревания обусловлены реактогенным действием гормонов половых желез на возбудимость структур центральной нервной системы.

Оно проявляется в повышении возбудимости центральной нервной системы особенно мотивационно-эмоциогенных зон.

ЗАДАЧА № 10

Для определения срока овуляции в месячном цикле у женщин используется метод измерения базальной температуры тела.

Действие, какого полового гормона приводит к изменению базальной температуры тела у женщин? На каком типе влияния гормона основан метод?

Ответ

К изменению базальной температуры тела у женщин приводит прогестерон. Метод определения срока овуляции в месячном цикле у женщин основан на метаболическом типе влияния прогестерона, т.к. последний вызывает увеличение основного обмена и усиление катаболических процессов.

ЗАДАЧА № 11

У пловца после 2-хминутного плавания под водой произошло увеличение частоты и глубины дыхания. Как изменится минутный объем дыхания (МОД) у пловца сразу после прекращения плавания под водой? Объясните механизм изменения МОД у пловца с позиции регуляции дыхания.

Ответ

МОД у пловца по прекращению плавания под водой повысится. Механизм его повышения связан с усилением активности периферических (каротидных, аортальных) и центральных хеморецепторов под влиянием развившейся при задержке дыхания под водой гиперкапнии, гипоксемии и повышенного содержания ионов водорода. Это, в свою очередь, вызовет рефлекторное повышение активности инспираторных нейронов дыхательного центра, что приведет к увеличению глубины и частоты дыхания, следовательно, увеличению МОД.

ЗАДАЧА № 12

Во врачебной реанимационной практике для улучшения кислородного обеспечения тканей организма человека используют для дыхания газовую смесь, состоящую из 96% кислорода и 4% углекислого газа. С какой целью используют смесь с высоким содержанием кислорода? С позиции регуляции дыхания обоснуйте целесообразность добавления в смесь углекислого газа.

Ответ

При вдыхании газовой смеси с высоким парциальным давлением кислорода увеличивается напряжение его в крови, что сопровождается увеличением емкости крови за счет ее оксигенации. Это способствует лучшему кислородному обеспечению тканей. Однако в условиях гипероксии резко снижается возбудимость дыхательного центра. В этой связи для поддержания его возбудимости к кислороду добавляют углекислый газ, который стимулирует активность дыхательного центра продолговатого мозга, раздражая центральные (медуллярные) и периферические (сосудистые) хеморецепторы.

ЗАДАЧА № 13

У обследуемого при дуоденальном зондировании были получены две порции желчи: сначала — золотисто-желтая, свободно вытекающая через зонд в количестве 30мл. После интрадуоденального введения яичного желтка получено 15 мл вязкой желчи коричневого цвета. Какие порции желчи были получены у обследуемого? Объясните физиологический механизм изменения состава пузырной желчи.

Ответ

Сначала у обследуемого была получена желчь из двенадцатиперстной кишки — порция “А”, а затем, после введения яичного желтка, пузырная желчь — порция “Б”. Желчь, поступающая из печени в желчный пузырь, подвергается концентрированию за счет всасывания воды, что и обуславливает ее вязкость и коричневый цвет.

ЗАДАЧА № 14

С целью изучения пищеварения в тонкой кишке был проведен следующий эксперимент. В 2 пробирки налили одинаковое количество кишечного сока и добавили по 10 капель раствора крахмала. Во 2-ю пробирку дополнительно опустили полоску тонкой кишки крысы. В какой из пробирок быстрее произойдет гидролиз крахмала? Какие основные типы пищеварения Вам известны?

Ответ

Гидролиз крахмала быстрее произойдет во 2-ой пробирке, т.к. в ней реализуется пристеночное пищеварение. Основными типами пищеварения являются внутриклеточное и внеклеточное, которое в свою очередь подразделяется на полостное и пристеночное.

ЗАДАЧА № 15

Перед инструментальным исследованием толстой кишки обследуемому рекомендуют очистительную клизму объемом 1,0-1,5 л воды комнатной температуры. Почему при этом ускоряется эвакуация содержимого толстой кишки? Чем объяснить отсутствие всасывания данного объема воды в толстой кишке?

Ответ

Ускорение эвакуации содержимого толстой кишки обусловлено активацией ее моторной функции большим объемом воды и повышения в ней давления до 40-50 мм рт. ст. Всасывание воды комнатной температуры практически не происходит, т.к. из полости толстой кишки всасываются изотонические и изотермические растворы.

ЗАДАЧА № 16

Некоторые лекарственные препараты резорбтивного действия вводят больным с помощью микроклизм (30-100 мл). Какая функция толстой кишки обеспечивает попадание препарата в кровь? Назовите основные функции толстой кишки.

Ответ

Попадание препарата в кровь обеспечивается за счет всасывательной функции толстой кишки, ее основными функциями, помимо указанной являются: секреторная, моторная, резервуарная, синтетическая (синтез витаминов К и группы В кишечной микрофлорой).

ЗАДАЧА № 17

При углубленном обследовании курсантов летного училища производили оценку интенсивности основного обмена методом прямой калориметрии. Среди обследованных были два человека одинакового возраста, роста и массы тела, у которых, тем не менее, величины основного обмена различались на 175 ккал. Дайте физиологическое обоснование обнаруженному несоответствию величин основного обмена у курсантов.

Ответ

Обнаруженное различие в величинах основного обмена у двух курсантов одинакового возраста, роста и массы тела можно объяснить их индивидуальными особенностями, которые оказывают влияние на величину основного обмена у человека, в частности состоянием нервной и эндокринной регуляции.

ЗАДАЧА № 18

Замечено, что после плотного обеда кровоток в скелетных мышцах уменьшается, работоспособность человека снижается. Ему требуется некоторое время для восстановления прежней активности. Какова причина данного явления? Дайте определение регуляторному сосудистому феномену регулярного кровообращения, лежащему в его основе.

Ответ

Причина данного явления заключается в перераспределении крови в сосуды активно функционирующего во время переваривания пищи желудочно-кишечного тракта из сосудов других регионов (в частности, скелетных мышц).

ЗАДАЧА № 19

У человека в холодную погоду наблюдается резкое побледнение кожных покровов. В жаркое время года, наоборот, имеет место гиперемия кожных покровов, особенно в области лица. Как изменяется просвет кожных сосудов у человека в условиях воздействия низкой и высокой температур окружающей среды? С какой функцией кожных сосудов связано это явление?

Ответ

При низкой температуре окружающей среды просвет кожных сосудов уменьшается (вазоконстрикция), при высокой — увеличивается (вазодилятация). Изменение просвета сосудов кожи связано с их основной терморегуляторной функцией.

ЗАДАЧА № 20

Известно, что при статической работе, когда сила сокращения мышцы превышает 15% изометрического максимума, в мышце быстро развивается утомление. Укажите непосредственную причину развития утомления мышцы в описанной ситуации. Может ли кровоток в сосудах мышцы превысить исходный (до нагрузки) после прекращения работы?

Ответ

При силе сокращения мышцы свыше 15% изометрического максимума происходит механическое пережатие сосудов: нарушение кровотока и кислородообеспечения мышцы приводят к ее быстрому утомлению. После прекращения работы кровоток в сосудах мышцы может превысить исходный.

ЗАДАЧА № 21

Истории известен следующий факт: при отборе воинов А. Македонский руководствовался следующим принципом: он отдавал предпочтение тем воинам, которые в гневе бледнели. Обоснуйте с физиологических позиций критерии отбора А. Македонского.

Ответ

Побледнение сосудов кожи при формировании стенической эмоции гнева у воинов свидетельствует о преобладании у них тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая способствует мобилизации энергетических ресурсов организма в экстремальных ситуациях.

ЗАДАЧА № 22

У двух спортсменов после бега на 1000 м провели исследование внешнего дыхания с помощью спирометрии. Минутный объем дыхания (МОД) у обоих спортсменов составил 60 л/мин. Частота дыхания (ЧД) у спортсмена А составила 30 в 1 мин., а у спортсмена Г. — 40 в 1 мин. Какой спортсмен является более тренированным с учетом полученных результатов? Ответ обоснуйте, исходя из механизмов эффективности внешнего дыхания.

Ответ

Более тренированным является спортсмен А. При одинаковой со спортсменом Г. величине МОД у него будет больше объем альвеолярной вентиляции (что и определяет эффективность внешнего дыхания), поскольку при более редком дыхании меньшее количество воздуха приходится на объем “мертвого” пространства, котором не происходит газообмена.

ЗАДАЧА № 23

Методом спирометрии были обследованы 2 практически здоровых мужчины в возрасте 25 лет, одинакового роста и веса. У обследованного А. величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) составила 4,0 л, а у обследованного Б. растяжимость легких выше. Дайте определение ЖЕЛ.

Ответ

Растяжимость легких выше у обследованного Б., т.к. у него выше ЖЕЛ. ЖЕЛ — это максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха.

ЗАДАЧА № 24

Глядя ночью на звездное небо, можно обнаружить, что при фиксации взором слабо светящейся звезды она через некоторое время исчезает. Если избрать фиксируемую точку несколько в сторону от такой звезды, то она появится вновь. В связи с этим, астрономы при наблюдении отдаленных слабо светящихся звезд предпочитают пользоваться боковым зрением. Дайте физиологическое обоснование использованию такого приема.

Ответ

При фиксации взором предмета он проецируется в центральную область сетчатки, где наиболее высокая плотность колбочек и минимальная плотность палочек. Плотность палочек высокая на периферии сетчатки. Ночью в условиях незначительного освещения острота зрения при фиксации предмета в области центральной ямки падает ввиду снижения чувствительности колбочек. При использовании в этом случае бокового зрения предмет проецируется на периферию сетчатки, где чувствительность палочек высокая и предмет становится вновь видимым.

ЗАДАЧА № 25

Во время прослушивания записи собственного голоса на магнитофонной пленке человек удивился его искаженному звучанию по сравнению с восприятием при естественной речевой деятельности. Объясните установленное различие в восприятии собственного голоса в записи по сравнению с его естественным звучанием.

Ответ

Во время речевой деятельности или пения стапедиальный мускул среднего уха сокращается и низкочастотные звуки подавляются, а высокочастотные элементы голоса проходят среднее ухо без искажений. При прослушивании записи собственного голоса не происходит подавления низкочастотных звуков. Это обстоятельство обуславливает установленное различие в восприятии голоса.

ЗАДАЧА № 26

При перелетах на самолете во время перепада давления воздушной среды пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства “закладывания ушей” предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

Ответ

Во время употребления леденцовых конфет повышается интенсивность слюноотделения и количество глотательных движений. Во время глотания евстахиева труба открывается и уравнивается давление в среднем ухе с давлением наружной воздушной среды.

ЗАДАЧА № 27

Человек, ведущий упорядоченный образ жизни, оказывается в командировке в другом городе, где не имеет возможности регулярно питаться. Тем не менее, в привычное обеденное время у него усиливается моторика желудка, отмечается легкое головокружение, появляется выраженное чувство голода. Чем вызвано описанное состояние?

Ответ

У человека, привыкшего питаться в определенное время суток, выработался условный рефлекс на время, который сохранился и в период его пребывания в командировке, несмотря на отсутствие безусловного подкрепления в виде приема пищи. Этим объясняется состояние, проявления которого наблюдаются у человека.

ЗАДАЧА № 28

Известно, что плазмозаменяющие растворы, используемые для восстановления объема циркулирующей крови, дольше задерживаются в кровеносном русле, чем физиологический раствор. Дайте объяснение этому факту. Назовите факторы, влияющие на уровень эффективного фильтрационного давления в капиллярах клубочка нейрона?

Ответ

Плазмозаменяющие растворы, в отличие от физиологического, содержат в своем составе высокомолекулярные белки, которые повышают онкотическое давление и тем самым удерживают определенный объем жидкости внутри сосудов, препятствуя ее фильтрации. На уровень эффективного фильтрационного давления в капиллярах клубочка нейрона влияют величина гидростатического давления в капиллярах клубочка, онкотическое давление белков плазмы крови, а также давление первичной мочи в капсуле.

ЗАДАЧА № 29

Жизненная емкость легких обследуемого составляет 4000 мл., резервный объем вдоха и резервный объем выдоха — по 1700 мл. каждый. Каков минутный объем дыхания обследуемого, если частота дыхания у него равна 16 экскурсиям в минуту?

Ответ

Жизненная емкость легких – это сумма дыхательного объема, резервных объемов вдоха и выдоха. Значит, дыхательный объем составит: 4000-(1700+1700)=600 мл, а минутный объем 600*16= 9600 мл.

ЗАДАЧА № 30



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap