эк.теория.лекции



ТЕМА 1.

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Экономическая наука, её структура и классификация.

Взаимосвязь экономической науки и хозяйственной практики.

Возникновение и этапы развития экономической теории.

Развитие представлений о предмете экономической науки.

Философские основы экономической теории.

1. Экономическая наука, её структура и классификация

Сфера общественной жизни, охватывающая взаимодействие производства и потребления, называется экономикой. В этом первом значении термина экономикасозданная и используемая человеком система жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания условий их существования. Во втором значении под экономикой понимается наука, исследующая хозяйственную деятельность людей и законы, по которым эта деятельность осуществляется.

Экономическая наука (ЭН) представляет собой разветвленную систему наук, фундаментом которой является экономическая теория (ЭТ) — направление экономической науки, представляющее собой её теоретическое и философское основание.

Систему экон. наук можно разделить на группы/классифицировать по нескольким критериям.

По характеру исследования на теоретические и прикладные науки.

Теоретические науки описывают процессы и явления в чистом виде, как бы в идеальной форме, используя абстрактные категории и понятия. К ним относятся:

политическая экономия,

математическое моделирование,

экономическая кибернетика и др.

Прикладные науки анализируют хозяйственную деятельность, изучают экон. ситуацию на основе реальной информации, использования практических данных.

К ним относятся: экон. статистика, банковское дело …

2. По области исследования:

общие науки — изучают экон. процессы в целом, законы экон. развития (ЭТ, история экон. учений…);

специальные/функциональные науки – изучают отдельные аспекты экон. практики (финансы, кредит…);

отраслевые – изучают эк. практику на уровне отдельных отраслей (эк-ка пром-ти, транспорта…);

межотраслевые (эк. география, демография, менеждмент …).

3. По объекту изучения:

микроэкономика — исследует поведение отдельных производителей, закономерности конкурентной среды…). Объект изучения — производители, потребители, цены на отдельные товары, затраты/издержки и т.д.

макроэкономика — исследует функционирование нац. экономики в целом. Объект изучения — национальный продукт, уровень цен, инфляция, безработица и т.д.

мезоэкономика – экон. проблемы на уровне региона.

мегаэкономика – экон. проблемы на уровне планеты (глобальные).

4. По области приложения результатов выделяют позитивную и нормативную экон. науку.

Позитивная занимается объяснением наблюдаемых экон. процессов и явлений, построением на их основе научных гипотез. Она фиксирует установившиеся взгляды и положения, вытекающие из фактов. Продукт этой части экономической науки – знания, обобщения — содержатся в учебниках.

Нормативная экон. наука пытается понять, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Продукт этой части экон. науки содержится в научных статьях, монографиях, диссертациях.

Дж. Н. Кейнс так определяет: «Позитивная наука… — совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. Нормативная наука… — совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть».

Итак, ЭН — это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

2. Взаимосвязь экономической науки и хозяйственной практики.

Экономика как хозяйство – это экономическая практика.

Экономика как наука – это идеальное обобщение хозяйствования, результат мышления, познания законов и закономерностей развития экон. практики.

ЭН – не точная, лишь около 40% ее проблем/задач решаются с помощью математики (количественными, цифровыми расчетами). Остальные задачи, а их большинство, носят преимущественно качественный характер, и называются неформализуемыми.

Причина этого – объектом изучения ЭН являются не только физические объекты, поддающиеся количественному измерению и описанию, но и биологическая природа, а также главная фигура экономики — человек, люди, чьи экон. действия не поддаются цифровому измерению. ЭН трудно просчитать и политические факторы, оказывающие сильное влияние на хозяйственную деятельность.

ЭН и практика находятся в диалектической взаимосвязи: практика – момент первичный, ведущий, а наука – вторичный, но оказывающий активное обратное влияние на практику.

Наука была порождена потребностями практики, задачами ее изучения и обобщения, поиска путей повышения эффективности хозяйства.

ЭН позволяет понять происходящие хозяйственные процессы и выработать грамотные решения, но без связи с практикой теряет ценность.

Практика рождает потребность в теоретических исследованиях, дает пищу для научного анализа и дает оценку любой теории, выступая при этом как критерий истинности теоретических положений.

Возникновение и этапы развития ЭТ.

Критерии выделения этапов ЭТ/появления новых учений:

главные социально-экономические и политические проблемы своего времени;

появление крупных мыслителей;

собственная логика развития ЭТ, степень ее системности и сила аналитического аппарата (например, понимание природы и причин богатства, сущности и функции денег, места и роли государства, и т.п.).

1 этап — экономические воззрения в древневосточном мире

Древние цивилизации, античная эпоха (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.), и средневековье, вплоть до конца XVII в.

Причины возникновения первых государств: благоприятные природные условия эффективное ведение хозяйства появление прибавочного продукта частной собственности государства.

Кроме того, появление прибавочного продукта способствовало развитию разделения труда, появлению ремесел, выделению привилегированных каст — жрецов и управителей.

Существовали товарно-денежные отношения и специфический товар — рабы.

Экон. мысль возникает как отражение интересов класса — носителя письменной культуры.

Интересы заключались в создании условий для получения прибавочного продукта, а данная проблема имеет как экон. так и правовое содержание, поэтому экон. мысль Древнего мира недифференцирована от правовой и религиозной.

Рассматривались следующие проблемы хозяйствования:

— рабство,

— значение и судьба общины,

— соотношение натурального и товарного хозяйства,

— экономическая роль государства.

Древнейшие произведения, содержащие и экон. проблемы:

«Книга Кемит», «Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи» и «Речение Ипусера» (Древний Египет),

кодекс царя Хаммурапи (Вавилон),

«Артхашастра» (Древняя Индия).

В античном мире — древней Греции и Риме рабовладельческие отношения доминировали над общинными, были широко развиты товарно-денежные отношения, быстро росли города как центры торговли и ремесла, основной экономической ячейкой было частное рабовладельческое хозяйство.

Эти явления и отражались в экономической мысли Древней Греции.

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) в трактате «Экономика» впервые вводит этот термин как название новой науки.

К экон. проблемам он отнес:

натуральное и товарное хозяйство,

противоположность между умственным и физическим трудом,

разделение труда и зависимость степени разделения труда от размеров рынка.

В работе «Доходы города Афин» Ксенофонт впервые в мировой науке провел теоретический анализ денег, рассмотрел две стороны сущности денег:

деньги как товар и

деньги как всеобщее воплощение общественного богатства.

Платон (428-348 гг. до н.э.) в произведениях «Государство» и «Законы» изложил свое представление о естественном состоянии экономики:

частная собственность должна быть только у лиц, не способных к политической деятельности — ремесленников, земледельцев, торговцев;

земля должна принадлежать государству и сдаваться в пользование;

запретить роскошный образ жизни, иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством;

рабство естественно, но с рабами нужно обращаться гуманно;

цены должны регулироваться государством.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

рабство естественно, это основа хозяйства;

деление людей на рабов и свободных связано с разделением труда на физический и умственный;

единой мерой товаров является потребность;

деньги изобретены людьми для удобства обмена.

Он показал, как от меновой торговли Т-Т осуществляется переход к товарному обращению Т-Д-Т, а затем и обращению денег в качестве капитала Д-Т-Д.

Вывод: ЭН как особая сфера теоретического знания впервые возникла в Древней Греции. Рассматриваемые в тот период экон. проблемы стали основой для дальнейшего развития ЭН.

В средневековье (V в. — XVII в.) рассматривались такие экон. проблемы:

сословное положение,

вопросы владения землей;

распределение доходов;

отношения корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.).

2 этап — Формирование буржуазной экономической мысли.

Европа, период разложения феодализма.

Ведущее учение — меркантилизм (от лат. «mercari» — торговать) возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. Основные черты:

исследуется только сфера обращения;

деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства,

богатство прирастает только в сфере торговли.

Меркантилизм еще не ЭН, а обоснование экон.политики государства. Его основные положения — результат не теоретического анализа, а описания явлений и их классификация.

Учение физиократов («власть природы»). Ф. Кенэ (1694-1774), «Экономическая таблица» (1758).

В XVIII в. преобладало сельское хозяйство, поэтому источником богатства физиократы считали труд в земледелии. Анализ общественного воспроизводства — баланс пропорций между натуральными и стоимостными потоками и частями совокупного общественного продукта и классами общества.

3 этап — Классическая школа политической экономии.

Основоположник — Адам Смит (1723-1790), “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776).

Систематизировал накопленные знания об экон. закономерностях и изложил свои взгляды:

обмен товаров осуществляется в соответствии с заключенным в товаре количеством труда;

деньги возникли стихийно как техническое средство (”великое колесо обращения”), облегчающее обмен;

золото и серебро нужно заменить бумажными деньгами;

разделение труда повышает его производительность.

Давид Рикардо (1772-1823), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).

Создал теорию сравнительных преимуществ: кроме затрат труда есть еще множество факторов (он назвал их область сравнительных преимуществ), определяющих выгодность или невыгодность внешней торговли.

Идеи Рикардо помогли превратить свободную торговлю (free trade) в цель британской политики: в XIX веке Британия стала “мастерской мира”, а большую часть продовольствия закупала за рубежом.

4 этап — Марксизм.

В первой трети XIX века:

произошел промышленный переворот – (паровой двигатель и ткацкий станок);

началось массовое производство,

возникли металлургия, горное дело, станкостроение,

появились инженеры как профессия,

сформировался промышленный пролетариат,

начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства,

произошли колониальные завоевания,

стали формироваться национальные государства.

Все это способствовало появлению марксизма — радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу.

Родоначальники марксизма: немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Первая работа — “Манифест коммунистической партии”, 1848 г. В нем предлагались следующие шаги радикального экон. переворота :

— экспроприация земли и обращение земельной ренты на госрасходы;

— высокий прогрессивный налог;

— отмена права наследования;

— конфискация имущества эмигрантов и мятежников;

централизация кредита в руках государства посредством создания национального банка;

— централизация всего транспорта в руках государства;

— увеличение числа госпредприятий и улучшение земель по общему плану;

— обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, особенно для земледелия,

— устранение различия между городом и деревней;

— общественное и бесплатное воспитание всех детей, соединение воспитания с материальным производством.

В “Капитале” (1868 г.) Маркс открыл закон прибавочной стоимости – основной з-н капитализма. Прибавочная стоимость возникает в процессе использования специфического товара — рабочей силы.

Специфика этого товара в том, что он способен создавать стоимость сверх собственной стоимости. Маркс показал, что эксплуатация — не случайность, а сущность капитализма, и ее устранение в рамках капитализма невозможно.

Этот вывод имел огромное практическое значение.

В России «Капитал» издали в 1872 году, развернулась бурная дискуссия, и идеи Маркса были реализованы в 1917 г.

5 этап — Маржинализм и неоклассическое направление экономической мысли.

В 70-е годы XIX в. внимание исследователей привлекает поведение потребителя/покупателя, выбор им товаров, формирование его спроса. Возникают вопросы: каковы мотивы потребителя, побуждающие его купить именно этот товар? почему он приобретает товар именно в таком количественном соотношении с другими товарами? в чем проявляется полезность товара?

Попытка ответить на эти вопросы породила теорию предельной полезности (marginal utility) или маржинализм.

Основоположники:

Уильям Стенли Джевонс, «Теория политической экономии«, 1871 г.,

Карл Менгер, «Основания политической экономии«, 1871 г.,

Леон Вальрас, «Элементы чистой политической экономии«, 1874 г.

Особенности маржинализма:

субъективно-психологический подход к исследованию — основой всех экон. процессов и явлений считают отношение хозяйствующего субъекта к вещи. При этом считается, что экон. информация доступна каждому, а люди ведут себя рационально, стремясь максимизировать выгоду;

отказ от математических методов исследования экономики. Допускалось, что экон. субъект может ошибиться в выборе, а это делает невозможным строгий математический расчет его поведения.

В конце XIX в. наступила вторая волна маржинализма — неоклассическая теория или «экономикс». Основоположник — Альфред Маршалл (1942-1924), «Основы экономической науки» («Principles of Economics», 1890). Рассматривал цену как «несущую ось» всей экономики и предложил ставшую широко известной модель взаимного влияния цены, спроса и предложения.

Неоклассическая теория пересмотрела представления о сущности экономических процессов:

классическая политэкономия полагала, что стоимость товаров определяется трудом, прошлыми затратами, а неоклассическая – полезностью;

классики исследовали сферу производства в масштабах всего общества, а неоклассики — сферу потребления на микроуровне.

Спустя 150 лет ЭН отказалась от рациональности и предельной полезности как принципов экономического поведения.

6 этап — Главные направления современной ЭТ.

ХХ век, институциональное направление. Основоположник — Торстейн Веблен (1857-1929), «Теория праздного класса», 1899.

Предложил расширить область исследования ЭТ за счет экономически значимых аспектов социологии, права, антропологии, психологии, философии истории, теории социальной эволюции, демографии и др. общественных наук.

Представители институционализма добавили в ЭН два понятия:

«институции» -, обычаи, традиции, нормы поведения и т.д.,

соответствующие им «институты» — формы реализации институций, например, семья, государство, фирма, законы.

Институциональные факторы они считают приоритетными по сравнению с экономическими.

В конце ХХ в. институционализм вышел на качественно новый этап эволюции, т.е. возник неоинституционализм.

Неоинституционалисты — Р. Коуз (1910), Д. Норт (1920) и др.:

уточнили структуру издержек, добавив информационные,

ввели понятие трансакционных издержек (затраты на осуществление сделки),

выдвинули в качестве ключевого элемента экономики права собственности и их защиту,

поставили вопрос о границах эффективности рынка и государства,

разработали новые подходы к пониманию фирмы как экономической организации.

Монетаризм — направление неоклассики. Основатель — Милтон Фридмен (1912-2006). Коллективная работа — «Учение о количественной теории денег», 1956 г. Девиз монетаризма — «деньги имеют значение».

Спрос на деньги, несмотря на воздействие множества факторов, устойчив, и в целом его объем возрастает теми же темпами, что и объем выпуска продукции. Предложение денег зависит от политики банков и правительства, и это дестабилизирует экономику.

Фридмен в 1953 г. предложил ввести плавающие обменные курсы.

В 2002 г. Нобелевскую премию по экономике дали Дэниелу Канеману и Вернону Смиту за исследования, совместившие психологические взгляды на поведение людей и ЭТ.

Возникает «поведенческая экономика», основанная на бихевиористском подходе, учитывающем психологические аспекты поведения потребителей, их мотивации и др. психологических факторов.

Традиционная ЭТ считает, что «Homo economicus» рационален, а Канеман показал, что субъекты рынка часто принимают нерациональные и невыгодные им решения под влиянием своих трудно объяснимых причуд.

«Теория человеческого капитала» (Human Capital), предложила считать материализованные в человеке знания главной формой общественного богатства.

Основоположники: Теодор Шульц (1902-1998) «Теория человеческого капитала», 1963 г., Гэри Беккер (1930) «Человеческий капитал», 1990 г. Показали, что чел. капитал, как и физический — благо длительного пользования, требующее расходов на содержание и претерпевающее физический и моральный износ.

Чел. капитал — единственный фактор производства, обладающий способностью производить стоимость, а все остальные – деньги, сырье, оборудование, энергия – без затрат труда ничего не создают. Лишь работник, используя свой чел. капитал, может заставить их работать.

Благодаря теории чел. капитала, инвестиции в человека стали рассматриваться как такой же источник экон. роста, как и прочие капитальные вложения.

На информационной стадии развития экономики, когда свыше половины ВВП создается в информационном секторе, очевидно, что люди, обладающие знаниями – её главная движущая сила.

Биржевой рынок признал стоимость чел. капитала –человеческого знания как левередж (leverage) = отношение стоимости чел. капитала компании к ее собственным средствам, что проявляется в росте стоимости акций высокотехнологичных компаний, многократно превосходящей их балансовую стоимость.

4. Развитие представлений о предмете ЭН.

Предмет науки – это область, объект исследования данной науки, то, что она изучает.

ЭН зародилась много позже, чем сама экономика. Знания о хозяйстве носили эмпирический характер, не были систематизированы.

ЭН возникла на базе практических и философских исследований в самых различных областях: от осмысления преимуществ частной и общественной собственности до дискуссий о законности взимания ссудного процента.

Предмет науки можно понять через объект изучения. Таким объектом для ЭТ является эк. действительность в целом, вся хозяйственная практика.

На этапе зарождения ЭН (античность и Др. Восток) объект исследования/предмет науки не был определен.

Со времен меркантилистов предметом ЭН считалось ведение хозяйства с целью приращения богатства.

В период становления капитализма ЭН получает название политическая экономия (А. Монкретьен, 1615 г.) Предметом п/э становится процесс создания и использования материальных благ как источника общественного богатства.

В марксистском понимании предметом политэкономии являются законы функционирования и развития отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества.

По мере дальнейшего развития ЭН ее теоретическая ветвь обособилась от прикладной.

В современной ЭТ понятие политэкономия сменилось понятием экономикс, предметом которого является выбор в условиях ограниченности ресурсов или поведение людей с целью максимизации прибыли.

ЭТ постоянно расширяет предмет своих исследований, проникая в другие науки: социологию, психологию, право, географию, биологию и др.

Комплексное определение предмета ЭТ — отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в результате эффективного использования ограниченных ресурсов.

«Ограниченность ресурсов» понимается не просто в физическом смысле, а как невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью.

5. Философия и экономическая теория.

Философия (греч. philleo — люблю и sophia — мудрость, т. е. любовь к мудрости) первоначально включала в себя все науки о мире и месте человека в нем. По мере накопления знаний из философии стали выделяться другие науки.

ЭТ опирается на разделы философии, которые выражают:

происхождение и сущность сознания,

закономерности изменений явлений природы и общества,

особенность познания в области экономических явлений и процессов.

ЭН опирается на следующие положения философии:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap