эк.теория



1) Развитие предмета и метода экономической теории. Категории и законы.

Предмет экономическая теория тесно связана с понятием ЭКОНОМИКО, т.е. наука о домашнем хозяйстве. Такое толкование дал греческий философ Ксенофон. Французский экономист Антуан д’ Монкретьен предложи использовать термин – политическая экономия (от греч. Politic- государственный). Эта наука предполагала изучение экономики на уровне государства. Экономикс – термин, введённный американским учёным Маршалом. Экономикс представляет собой изучение жизнедеятельности экономического общества. 1. Экономический закон является отражением необходимых устойчивых связей между экономическими явлениями и процессами. Классификация экономических законов: 1) Всеобщие экономические законы свойственны всем способам производства и всем экономическим формациям (к этим законам относятся закон соответствия производственных отношений, уровню развития производительных сил). 2) Всеобщие законы отражают существенные связи присущие технологическим развитиям производства, а также отношение между людьми их личные и имущественные права в процессе труда. Особые экономические законы в нескольких экономических формациях, например: закон товарного производства, закон стоимости и др. 3) Специфические экономические законы действуют для одного способа производства, отражают основные связи между производительными силами и производительными отношениями в рамках одной экономической формации, например: закон первоначального накопления капитала. Экономическая категория – это теоретическое выражение реальносуществующих экономических явлений и процессов, является более изменчива, чем экономический закон. Для каждого экономического закона характерны свои экономические категории. 2. Метод экономической теории, означает совокупность способов и примеров для изучения системы экономических отношений. Выделяют следующие методы экономической теории: 1) Метод анализа и синтеза. Анализ предпологает разделение рассматриваемого явления на отдельные части, чтобы определить свойства отдельного элемента. Синтез предполагает описание экономического явления из отдельных элементов в единое целое. 2) Метод дидукции и индукции. Дедукция предпологает иследование от общих принципов и законов к частным явлениям. Индукция, наоборот, от частного к общему. Рассматривают отдельное явление, как систему из множества элементов. Эти элементы в совокупности могут изменить эффективность всей системы. 3) Метод математического моделирования. Предполагает построение моделей, которые в упрощенном виде характеризуют экономические явления и процессы. 4) Метод научной абстракции. Позволяет исключить несущественные факторы, влияющие на экономические явления и процессы.

2) Экономическая теория в системе экономических наук.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных ресурсов. Экономическая теория – наука, изучающая закономерности развития экономики. Принято выделять общую и частную экономические теории. Общая экономическая теория изучает сущность и закономерности развития экономики в целом. Частная экономическая теория отражает функции экономического управления.(статистика, бухгалтерский учет, планирование, менеджмент и др.). Кстати отличные курсы бухгалтерского учета предлагает сайт www.euroinst.ru Выделяют 3 уровня экономической теории: 1 Микроэкономика – система отношений, связанных с деятельностью экономических агентов. 2 Макроэкономика – система отношений связанных с изучение национальной экономики. 3 Мировая экономика (интерэкономика) – изучает важнейшие функции международных отношений. Экономическая теория относиться к разряду общественных наук, т.к. Экономические явления и законы осуществляются спомощью экономических отношений между людьми в обществе.

3) Функции экономической теории: 1) Познавательная – позволяет анализировать отдельные явления и процессы и установить взаимосвязь между ними. 2) Методологическая – позволяет исследовать законы и принципы в экономической теории как основу для других экономических наук. 3) Образовательная – получает экономические знания, люди принимают точные и эффективные для хозяйственной деятельности решения. 4) Практическая экономическая теория- предоставляет рекомендации по совершенству текущей ситуации в национальной экономике(управление инфляцией, финансами, внутренним продуктом и т.д.). 5) Прогностическая – позволяет планировать направления развития экономики в целом и отдельных предприятий на основе анализа экономических явлений и процесса.Структура экономической теории. Она состоит из общих основ экономической теории, микро- и макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики).Микроэкономика (от гр. микро— маленький) объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности. Она вызывает интерес к стратегическому взаимодействию фирм, процессу ценообразования на товары и услуги в условиях рынка. макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном, совокупном виде такие величины, как национальный объем производства, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения: их влияния на национальный объем производства: проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения. Основными макроэкономическими показателями являются национальный объем производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость.

Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в мировом сообществе. Она изучает объективные предпосылки развития связей в мировом сообществе, процессы международной экономической интеграции, современные экономические структуры в международных отношениях, противоречия интересов субъектов мирового сообщества, мировой рынок и механизм его функционирования, формы международных экономических отношений, экономические аспекты глобальных проблем. Важнейшими категориями здесь являются экспорт и импорт, торговый и платежный баланс, тарифы, квоты, валютные курсы.5. Современные направления развития экономической теории.

4. Основные этапы развития экономической мысли.Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:1 этап. Экон. учение дорыночной эпохи — включает экон. учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки — меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. 2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон. теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т. е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала — получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон. учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным 3 этап. Период развития учения о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон. либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. 

5. Общественное производство, его основные элементы и стадии. Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Целесообразно дать краткую характеристику каждой стадии.   Производство — исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).   В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т. е. действующего лица) в производство.   Обмен — это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.   Потребление — это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Различают производительное и личное потребление. Производство — это основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен — это сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Производство, являясь первичной стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется, то потребление диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависят от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.

6. Экономические агенты и формы экономических взаимосвязей. Экономические агенты— субъекты экономических отношений, принимающие участие в производствераспределенииобмене и потреблении экономических благ. В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство). Домашнее хозяйство (домохозяйство) — экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования. Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община. Фирма — экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.

При изучении экономической теории рассматривается идеальная фирма, использующая только приобретаемые ресурсы и продающая все производимые блага. Причем, фирма должна получать прибыль, то есть расходы на приобретение ресурсов должны покрываться выручкой от продажи производимых благ. Таким образом, фирма вкладывает в дело собственный или заемный капитал, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности (см. раздел Предпринимательство). Правительство (государство) — экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же. Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом. Возможен вариант участия человека в составе всех трех агентов. Например, работа по найму государственным служащим (государство), владение ценными бумагами какого-либо предприятия (фирма) и расход дохода на цели личного потребления (домохозяйство). В развитых государствах выделяется четвертый элемент как экономический агент — иностранный сектор. Он представлен в основном экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств.

7) Экономическая система общества: критерии, типы и модели.

Экономическая система – особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.

Типы: 1. Традиционная – отношения строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев, характерно для племенных общин и экономически отсталых стран.

2. Централизованная – государство господствует в экономике и других сферах общества, командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает, что, как и для кого производить (командная экономика).

3. Рыночная – система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) через свободную куплю-продажу товаров.

4. Смешанная – органическое сочетание рыночной эффективности и государственного регулирования, объединение положительных черт рыночной и централизованной систем.

Критерии: — Способ получения информации (спонтанный порядок или иерархия); — Характер отношений собственности (государственная, частная); — Способы регулирования (административное, саморегулирование).

Модели: 1. Англо-саксонская (США, Канада, Великобритания.): государственная поддержка частного бизнеса, высокая доля частного сектора, большая свобода предпринимательства, низкий уровень финансирования социальных программ.

2. Западноевропейская (Франция, Италия, Испания): активное государственно регулирование с помощью индикативного планирования, значительная доля государственного сектора (до 40-50%), развитый муниципальный сектор, широкое государственное финансирование социальных программ, большая роль профессиональных союзов.

3. Социально ориентированная (Германия, Австрия, Нидерланды): решение в первую очередь социальных проблем.

4. Скандинавская (Швеция, Норвегия, Дания): более 50% — доля государственного и муниципального сектора, паритетность государственного частного капитала, ярко выраженная социальная направленность, широкие полномочия органов МСУ.

5. Юго-восточная (Япония, Южная Корея): использование традиционных экономических укладов, усиленное государственное регулирование, строгая субординация в принятии решений, покровительство государственных органов по отношению к национальным бизнес-структурам.

8) Типы, формы собственности и ее экономическая реализация.

Истории известны следующие типы собственности: общая и частная. В РК в соответствии с гражданским кодексом признаются частная, государственная, смешанная формы собственности: 1. частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений; 2. государственная собственность-это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. 3. коллективная собственность- это такая система отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами. 

В рамках этих форм могут быть различные виды собственности: 1) Индивидуальная собственность (Личная собственность -не приносит дохода, используется в личных целях: дом, мебель, знание; Частная трудовая приносит доход- семья живет своим трудом; Нетрудовая, основанная на наемном труде -обогащение за счет чужого труда) )2) Коллективная собственность (Товарищество; Кооператив; АО; Совместное производство )3) Государственная собственность (Республиканская -состоит из республиканской казны и имущества;Коммунальная -состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами) 

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально. экономически. 

Важнейшими формами экономической реализации собственности выступают доход (домохозяев и фирм); прибыль предпринимателей, ссудный процент, рента, дивиденд и другие формы приращения имущества. Это происходит благодаря тем субстанциям, через которые проходит собственность —присвоению, отчуждению, распоряжению, владению и пользованию ею. Присвоение — это процесс экономического и юридического закрепления ресурсов, имущества, средств производства, материальных благ и услуг, различных видов доходов за хозяйствующим субъектом или физическим лицом. Присвоение предполагает наличие двух сторон отношений собственности:субъектов и объектов присвоения В качестве субъектов присвоения выступают физические и юридические лица, а объектами присвоения являются ресурсы, производственное оборудование, объекты производственной и социальной инфраструктуры, финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности и т.д.

9) Эволюция теории собственности. Теория прав собственности

Собственность — это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.Главной характеристикой собственности является не то, что присваивается, а то, кем и как присваивается.

Изучить экономическое содержание собственности невозможно без рассмотрения ее основополагающего признака – присвоения. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью. Нужно учитывать, что присвоение – это сложный многоуровневый социально-экономический процесс, возникающий только при соединении субъекта (тот, кто присваивает) с объектом (то, что присваивается) присвоения.

Присвоение как экономический процесс в данном случае заключается в производительном потреблении средств производства и поэтому может быть названо производительным или экономическим присвоением. Однако для характеристики собственности одного производительного присвоения, при всей его важности, недостаточно, так как оно охватывает только отношения «человек–природа», т. е. ограничивается рамками производительных сил. Другая крупная группа отношений – по социальному присвоению – возникает между самими людьми в связи с использованием, распоряжением и владением объектами собственности.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и представляет собой извлечение из вещей их полезных свойств для удовлетворения тех или иных потребностей людей. Однако пользование не тождественно собственности. Вещи могут использоваться в личных интересах, в интересах других людей, присвоение же всегда осуществляется в интересах собственника.

Распоряжение заключается в определении судьбы имущества: продаже, дарении, сдаче в аренду и даже в уничтожении. Собственность проявляется, прежде всего, в том, кто и как распоряжается средствами и результатами производства. Отношения по распоряжению объектами собственности обусловливают структуру функциональных отношений последней. В условиях разделения труда функции пользования и распоряжения закрепляются за разными субъектами.

Владение означает фактическое обладание вещью, возможность перемещать ее и совершать другие действия. Состояние владения, как правило, имеет правовое оформление. Но и владение не охватывает всех отношений собственности. Можно быть владельцем, но не быть собственником, например в случае аренды имущества. Собственник в этом случае временно передает часть своих функций владельцу и устанавливает их границы. Таким образом, содержание присвоения составляют все рассмотренные функции только в своей совокупности.

10) Система экономических интересов.

Экономические интересы — это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей.

Экономические интересы выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своих доходов. Предприятия нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния.

Экономические интересы принято делить на:

личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств;

коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом;

общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Они являются стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов — получение большего дохода, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка материальными благами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

11) Основные типы общественного хозяйства, их характеристика. Читать!!!!

 Исторически первым типом организации производства стало натуральное хозяйство. В условиях хозяйства данного типа производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя. Натуральное хозяйство как тип организации преобладало на ранних стадиях становления общественного труда как целостной системы. Натуральный тип общественного хозяйства был представлен в таких организационных формах, как первобытная община; азиатская община, основанная на использовании естественных производительных сил (теплый климат, плодородные почвы, оптимальное распределение осадков, позволявшее собирать по два урожая в год); античная община, в которой ведущую роль играли рабы; германская община (марка), которая делится на малые семьи, владеющие отчужденным участком — аллодом (наследственная индивидуально-семейная земельная собственность, находившаяся в полном распоряжении ее владельца). Германская община являлась первоначальной основой феодализма.   В России натуральное хозяйство являлось важнейшей основой существования барщинно-крепостнической системы.   Основные черты натурального хозяйства.   Производственно-экономическая замкнутость. Общество, в котором доминирует натуральное хозяйство, отличается тем, что оно состоит из массы разобщенных, оторванных друг от друга хозяйств (семей, общин, индивидуальных хозяйств), каждое из которых опирается на собственные ресурсы, выполняет самостоятельно все виды работ от добычи сырья до подготовки изделия для потребления. В современных условиях в процессе распространения в России суверенизации появились тенденции к натурализации производства, самообеспечению всем необходимым, к экономической замкнутости различных территориальных образований.   Универсальный труд. В натуральном хозяйстве преобладает ручной универсальный труд. Работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента. Труд в этих условиях является малопроизводительным.   Прямые экономические связи. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление. С развитием производительных сил и общественного разделения труда появляется специализация производства, на основе чего возникает товарное производство.   По сравнению с натуральным товарное хозяйство является более развитым и сложным.   Товарное производство — это тип организации общественного хозяйства, при котором продукты создаются для продажи, для обмена.   Материальные условия возникновения товарного хозяйства.   Первое условие — общественное разделение труда, которое привело к качественной дифференциации трудовой деятельности, когда каждый производитель специализируется на изготовлении определенных видов продукции. В процессе развития разделения труда на смену универсальному производителю приходит специализированный производитель, а потребности остаются универсальными. Данное противоречие разрешается путем обмена. Обмен выступает как форма разрешения противоречия между универсальностью потребностей и специализацией производства. При этом обмен принимает товарные отношения в форме купли-продажи.   Второе условие — экономическая обособленность, экономическая независимость производителей друг от друга, которая обусловливается формой собственности на средства производства. Экономическая независимость не означает ликвидацию взаимодействий товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Хозяйственные связи устанавливаются, но они осуществляются опосредованно, через рынок.   Третье условие — открытость производства и установление косвенных связей между производителями — обусловлено тем, что производители создают товары не для собственного потребления, а для продажи на рынке.

12) Причины, условия возникновения товарного производства и его эволюция.

Товарное производство — это такой вид организации, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. Общественное разделение труда — это первое необходимое условие возникновения товарного производства. С развитием общественного разделения труда происходит специализация производителей на выработке какого-либо одного продукта. Это обусловливает необходимость обмена. Общественное разделение труда является материальным условием существования товарного хозяйства. Причиной товарного производства следует считать экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно экономическое обособление товаропроизводителей — условие, необходимое и достаточное для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление возможно в условиях и частной, и коллективной, групповой, корпоративной собственности. Товарное производство прошло длительную эволюцию. Возникло оно в условиях разложения первобытной общины, зарождения частной собственности, при первом общественном разделении труда.} Известно, что простейшей формой разделения труда является естественное разделение в зависимости от пола и возраста. Первое же общественное разделение труда связано с отделением скотоводства от земледелия.- Это такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами хозяйственной деятельности, что привело к появлению избытка отдельных продуктов у производителей в результате роста производительности их труда и к значительному развитию обмена. общественное разделение труда — распределение в обществе социальных функций между людьми — и международное разделение труда. Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества различных профессий и отраслей. Ранее (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить непрерывным внедрением разделения труда. Благодаря обмену результатами труда, то есть торговле, разделение труда становится возможным в обществе. Характерными признаками товарного производства является экономическая обособленности хозяйствующих субъектов, личная свобода и экономическая независимость производителя. Имея личную свободу, производитель получает право выбора видов деятельности, праценаймача, места работы. Это способствует экономической мотивации высшей производительности труда. Экономическая обособленности товаропроизводителей дает им возможность самостоятельно планировать хозяйственную деятельность: что производить, как производить, для кого производить, какие ресурсы использовать. Экономические отношения между товаропроизводителями становятся уречевленимы, товарными. Общественный характер труда реализуется в процессе купли-продажи товаров на рынке.

13) Экономические блага, их классификация.

Благо — это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация.

Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

 Материальные блага включают

1.естественные дары природы (земля, воздух, климат);

2. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие — форма присвоения полезности;

3.внутренние — блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос — пение, декламация; музыкальный слух — музицирование; способность к научной работе и т.д.);

4.внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

 Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.

Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Экономические блага делят на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

14) Теории товара и стоимости (Ценности).

Одной из основных теорий, положенной Адамом Смитом (1723-1790) в работу «Богатство народов», была теория стоимости (ценности) товаров и услуг, которая до конца XIX в. оставалась центральной теорией экономической науки.

А. Смита выделил у каждого товара потребительную и меновую стоимость.

В потребительную стоимость А. Смит вкладывал смысл полезности не предельной, а полной, т.е. возможность отдельного предмета удовлетворить потребность человека, причем не конкретную, а общую. Поэтому для него потребительная стоимость не может быть условием меновой стоимости товара.

Сущность меновой стоимости заключается в том, что т.к. товары чаще всего обмениваются, то более естественным является оценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь товара, а не количеством труда. Также А. Смит утверждает, что стоимость одинакового количества труда рабочего «во все времена и во всех местах» одинакова и поэтому именно труд составляет их цену, а деньги составляют лишь их номинальную стоимость.

В положении о постоянстве стоимости труда, которая означает условие производства каждой единицы товара при постоянных издержках, то она не выдерживает критики, т.к. в зависимости от объема производства удельные издержки подвержены изменению. А другое утверждение, согласно которому труд «составляет действительную цену» товаров, А. Смит развивает с двойной стороны, следуя которым впоследствии одни увидели «трудовую» природу происхождения стоимости товаров, а другие – через издержки.

В числе теоретических проблем А. Смит выделил концепцию о производительном труде. Она содержит понятие производительного труда, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает». Все это закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продатьСоответственно, непроизводительный труд – это услуги, которые «теряются» во время их оказания.

Теория денег А. Смита притягивает масштабностью и глубиной анализа, логически доказанными сочетаниями, в которой он отмечает, что деньги сделались общепринятым средством торговли с тех пор, «как прекратилась меновая торговля», но, «подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости».

Основные положения теории доходов А. Смита базируются исключительно на классовом подходе, т.е. на распределении годичного продукта между тремя классами (рабочие, капиталисты и землевладельцы), при этом экономическое благополучие страны зависит от деятельности землевладельцев, а не промышленников.

15) Теории денег. Сущность, функции денег и законы денежного обращения.

Деньги – это специфический товар, общепринятое средство платежа, которое является всеобщим эквивалентом.

Различают три основные теории денег – металлическую, номиналистическую и количественную.

Металлическая теория денег. Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными, поэтому позднее они выступали против бумажных денег, не разменных на металл.

Номиналистическая теория денег.Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780). В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег.

Количественная теория денег.Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля (1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755). Д. Юм, пытаясь установить причинную и пропорциональную связь между приливом благородных металлов из Америки и ростом цен в XVI – XVII вв., выдвинул тезис: «Стоимость денег определяется их количеством». Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены, и определяется стоимость денег.

Функции денег:

—  мера стоимости – Т-Д — идеальная функция денег, способность денег соизмерять стоимость товаров и услуг;

—  средство обращения – Т-Д-Т – способность денег обеспечивать покупку товаров и услуг, а также уплату долгов – функция мимолетная, но реальная;

—  средство накопления – Т-Д…Д1 – способность денег обеспечивать возможность приобретать товары и услуги в будущем;

—  средство платежа – Т…Д – возникает, когда движение денег и товаров не совпадает во времени и пространстве (уплата налога, продажа товаров и услуг в кредит);

—  мировые деньги – деньги выступают  в мировой экономике в качестве мировых мер стоимости, средств платежа и средств обращения – Т-СКВ – свободно-конвертируемая валюта.

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.

16) Теории цены. Цена: сущность, функции и виды.

Цена  это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Сущность цены раскрывается с помощью трёх концепций: стоимостной, потребительской, и меновой.Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т.е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.Потребительская, или субъективно-психологическая, концепция отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том основании, что цены многих товаров значительно отклоняются от издержек производства, а некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат труда. Согласно данной концепции основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительская стоимость. Цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. Она представляет собой денежное выражение потребительской стоимости.Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента — денег. В рамках меновой концепции цена представляет денежное выражение меновой стоимости товара.

Функции цены:

Ориентирующая — дает информацию покупателям и продавцам;

Стимулирующая — способствует наиболее экономичным способам производства и реализации спроса

Распределительная — благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Виды цен:

Государственные цены — устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально-экономические товары. Система государственных цен состоит из двух элементов: (фиксированная цена — жестко устанавливается правительством; регулируемые цены с учетом спроса и предложения.)

Договорные цены — устанавливаются на основе спроса и предложения на данный товар;

Мировые цены — применяются в мировой торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Продавец приходит на рынок с ценой предложения. Покупатель приходит на рынок с ценой спроса. Между ними достигается компромисс в виде рыночной цены, по которой продается товар.

17) Рынок как экономическая категория. Рыночная инфраструктура. В экономической теории рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

– функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

– стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

– учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

– посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития – от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда

Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, денег, ценных бумаг, рабочей притворы К числу таких учреждений относятся биржи, банки, дилерские и брокерские конторы, службы занятости, информационно-коммерческие, оптовые и снабженческо-сбытовые организации, пункты проката и лизинга.

Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:

— обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;

— распределение товарных потоков по отраслям, регионам;

— формирование рыночной конъюнктуры;

— повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

— достижение сбалансированности рынка.

18) Модели рыночного механизма: спрос и предложение, совершенная и несовершенная конкуренция, экономический оборот.

  Спрос на какой-либо товар или услугу — это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.Факторы, оказывающие влияние на спрос:

доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей;

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

информация о товаре;

время, затраченное на потребление.

Предложение  какого-либо товара или услуги — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Конкуренция – это  борьба  между товаропроизводителями,   между   поставщиками   товаров   (продавцами)    за лидерство на рынке. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее  выгодные условия производства, сферы  приложения  капитала,  источники  сырья,  рынки сбыта. 

Совершенная конкуренция (олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция — это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.

Модель экономического оборота.

19) Границы рыночного механизма. Трансакционные издержки.

В теории рынка важное значение имеет установление границ действия рыночных отношений. При рассмотрении данного вопроса определяющим условием является возникновение издержек в сфере обмена.Потери, связанные с реализацией и приобретением товаров в рыночных условиях, ^ К.Маркс называл чистыми издержками. В западной экономической литературе издержки в сфере обмена получили название «трансакционных издержек» (термин ввел американский экономист Коуз Р.).По мнению Норта Д. к основным типам трансакционных издержек относятся:а) издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условий движения товаров и услуг;б) издержки по определению условий и формированию сделок;в) издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков;г) издержки по защите правового режима с помощью юридической системы;д) потери за счет необдуманного (оппортунистического) поведения на рынке.Использование этой формы издержек получило весьма широкое распространение.Задолго до введения понятия трансакционных издержек представители теории предельной полезности, ссылаясь на недостаточное внимание, которое уделялось процессам конкуренции и процессам рыночного ценообразования, переместили исследования в сферу обращения.В современной экономике используются бухгалтерские издержки производства, которые кроме прямых издержек включают торговые и административные расходы.Теоретическое обоснование издержек в сфере обращения фактически сводится к решению проблемы о соотношении законов производства и законов распределения: существуют ли они автономно, или первые зависят от вторых. Если мы считаем, что процесс производства не зависит от процесса распределения, то трансакционные издержки должны быть равны нулю. Однако в реальной действительности трансакционные издержки никогда не бывают нулевыми. Следовательно, распределение оказывает непосредственное влияние на процесс производства, которое осуществляется через рыночный механизм.Чтобы установить уровень этого влияния следует рассмотреть теоремы А.Смита и Р.Коуза.В соответствии с теоремой А.Смита (теоремой обмена) добровольный обмен приносит выгоду обоим сторонам. Данная теорема устанавливает связь рынка, разделения труда и эффективности производства. Развитие рыночных отношений и обеспечение выгод в процессе обмена достигается рациональностью предпринимательской деятельности, которая возникает в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и увеличение масштабов обмена. При этом возникает противоречивый процесс. С одной стороны, в целом издержки снижаются за счет специализации производства, с другой – за счет расширения территориальных границ рыночных отношений трансакционные издержки возрастают. В результате выгоды от разделения труда в силу роста трансакционных издержек могут быть сведены к нулю. Отсюда следует, чтограницы рыночных отношений, в рамках которых выгоды от разделения труда сравниваются с трансакционными издержками, выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений.Сущность теоремы Р.Коуза состоит в следующем: если права собственности четко определены, то положительные или отрицательные результаты могут решаться между заинтересованными сторонами без вмешательства государства.Эта теорема основана на том, что трансакционные издержки, возникающие в процессе использования собственности, делятся на собственно издержки, связанные с ее функционированием, и дополнительные издержки по координации собственности со стороны государства между заинтересованными сторонами.

20) Рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. Основные закономерности потребительского поведения.

Традиционно выделяют три вида ресурсов: (труд — рабочая сила; «земля» — сырьёпашнинедралеса и воды; «капитал» — средства производства)

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами — ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами (утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности. В любом случае приходится решать как потратить как можно меньшее количество ресурсов на как можно большее удовлетворение от товаров и услуг, в которые они воплотятся.

При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор: какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость — эта стоимость наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью.

21) Теории предпринимательства как особого фактора производства.

Предпринимательство (бизнес) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Феномен предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства. В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию.

 Выделяют следующие функции предпринимателя:

соединение ресурсов для производства товара или услуги;

принятие основных управленческих решений;

внедрение инноваций;

несение ответственности за риск.

Риск — главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет доход или он понесет убыток.

Прибыль является вознаграждением за предпринимательский риск. Специфичность прибыли состоит в том, что предпринимательство, в отличие от капитала и земли, не осязаемо, а прибыль нельзя трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Прибыль обычно рассчитывают как разницу между выручкой и полными издержками.

22) Воспроизводство инвестиционных ресурсов фирмы и показатели их эффективности.

инвестиции — это долгосрочные вложения капитала (денег) в предпринимательскую деятельность (для получения прибыли).

В любой предпринимательской деятельности инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица, т.е. как предприятия, так и отдельные владельцы капитала.

Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:

1.Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.

2.Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.

3.Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.

4.Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.

Однако на практике эти условия необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск и соглашаются на меньшую прибыль. Часть инвесторов выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски.

23) Издержки производства: внешние и внутренние, постоянные, переменные, общие, средние, предельные.

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя:материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты

Внешние издержки — плата за ресурсы физическим и юридическим лицам, которые не входят в число работников или владельцев данной фирмы. Например, зарплата работников по найму (не входящих в число работников фирмы), выплаты за сырьё (кроме собственной добычи) и др.

Внутренние издержки — издержки, используемые только в отношении собственного ресурса (ресурсов) без затрат на труд или услуги лиц, не состоящих в числе данной фирмы или другого юридического лица. Например, затраты на улучшение качества какой-либо конкретной продукции.

К постоянным издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.).

Под переменными понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ — совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и переменных (зависящих от объема производства) затрат, издержек; полные издержки.

СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ — издержки на единицу выпускаемой продукции. Различают общие С.И., равные частному от деления полных издержек на объем производства; переменные С.И., равные частному от деления переменных издержек на объем производства: постоянные С.И., равные частному от деления постоянных издержек на объем производства.

Предельные издержки под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

24) Валовый доход: общий, средний, предельный. Прибыль: бухгалтерская, нормальная, экономическая.

Любая фирма, работающая в условиях рынка, должна определять свою стратегию, реализуя которую она сможет получить максимальную прибыль. При каких условиях это возможно, какой объем выпуска продукции даст желаемый результат? В соответствии с ответом на заданные вопросы руководство фирмы выбирает свою модель поведения на рынке.

Прежде чем перейти к анализу поведения фирмы в постоянно меняющихся рыночных условиях, необходимо выяснить, что представляет собой общий доход, или выручка фирмы (TR), предельный доход (MR) и средний доход (AR).

Под общей выручкой (или валовым доходом TR)* фирмы понимается полученная сумма средств от реализации всех произведенных единиц товара по рыночной цене:

TR = P · Q ,

где Q — количество произведенной и реализованной продукции, P — цена проданных единиц продукции.

Средний доход (AR)* — это доход, получаемый от реализации одной единицы продукции в среднем. Он вычисляется путем деления общего дохода TR на количество единиц проданного товара:

AR =TR/Q .

Предельный доход (MR)* представляет собой приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции. Его можно определить путем деления увеличения общего дохода ( TR) на изменения выпуска продукции ( Q):

MR = TR/ Q .

Чтобы завершить знакомство с общими экономическими категориями, необходимо выяснить, когда фирма будет иметь прибыль, а когда убытки. Прибыль любой фирмы образуется как разница между полученным общим доходом (TR) и общими затратами (TC):

TPr = TR — TC ,

где TPr — прибыль фирмы* .

Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (TC), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, то фирма имеет отрицательную прибыль, или убытки.

Прибыль: бухгалтерская, нормальная, экономическая.

Прибыль — разность между общими доходами и затратами (издержками).

Следует различать бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль — разность между общими доходами и бухгалтерскими (явными) издержками производства.

Экономическая прибыль — разность между общими доходами и суммой бухгалтерских (явных) и экономических (неявных) издержек.

Экономическая прибыль является критерием определения положения дел фирмы, её успеха. Если предприятие имеет не только бухгалтерскую, но и экономическую прибыль, то оно развивается динамично и рационально увеличивать инвестиции.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ — 1) прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть предоставлен в виде ссуды, аренды; 2) издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль.

25) рынок труда и заработная плата.

Рынок труда — сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена услуги труда — заработная плата, оплата наёмного работника за использование его труда как фактора производства. Номинальная заработная плата — сумма денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата — это сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены на деньги, полученные за выполненную работу.

Заработная плата – важнейшая и наиболее массовая форма дохода в любой рыночной экономике, она составляет примерно 3/4 национального дохода страны. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы.

Рассматривая величину заработной платы, необходимо различать: номинальную заработную плату – денежное вознаграждение, которое работник получает за предоставленные им услуги труда;реальную заработную плату – то количество товаров и услуг (в натуральном выражении), которые работник может купить на свою номинальную заработную плату.

26) Рынок капитала и процент.

Капитал – одна из основных экономических категорий. Капитал как фактор производства представлен всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, что бы с их  помощью производить другие товары и услуги.

Наиболее полное и логически законченное исследование категории капитала было проведено К. Марксом в его труде «Капитал». На ряду с рассмотрением конкретных форм функционирования капитала он раскрыл и содержание данной категории, анализируя ее не только как вещь, пребывающую в покое, но и как движение.

Капитал существует в различных формах. Изначально он выступает в денежной форме.( Имея деньги, предприниматель приобретает на рынке необходимые факторы производства: рабочую силу, средства производства и земельный участок (возможно, в аренду))

Другой формой капитала является производительный капитал, функция которого – рациональное потребление приобретенных факторов в процессе производства; создание товаров, обладающих общественной потребительной стоимостью и стоимостью, содержащей прибавочную стоимость и прибыль.

Третьей формой капитала выступает товарный капитал, его роль и функция – в реализации произведенных товаров и содержащейся в них стоимости и прибавочной стоимости, т.е. превращение товарного капитала в денежный.

Процентный доход (процент) – это доход на вложенный в бизнес капитал. В основе этого дохода лежат издержки альтернативного использования капитала (деньги всегда имеют альтернативные способы применения, например, их можно положить в банк, потратить на акции и т.п.). Размер процентного дохода определяется ставкой процента, т.е. ценой, которую банк или другой заемщик должен заплатить кредитору за пользование деньгами в течение какого-то периода.

27) Рынок земли и земельная рента. Цена земли.

Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap