эк.теория зачет



1.Экономика: предмет и функции

Экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально — «искусство ведения домашнего хозяйства») — совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные.

Теоретическое направление также называют экономической теорией — рассматривает особенности процесса обмена, распределения, выбора способа использования ограниченных ресурсов.

Предмет: виды деят-ти, связанные с денеж.сделками; отношения людей в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления матер.благ; повседневная, деловая жизнедеятельность людей; динамика цен, з/п, прибыли; использование ограниченных ресурсов для создания различных товаров; богатства человека и общества

Экономическая наука выполняет следующие функции:

Познавательная. Направлена на познание реальных эк. Процессов, т.е раскрытие законов развития эк-ки

Прикладная. Помогает овладеть логикой эк.мышления, эк.знаниями, приобрести эк.культуру, приобщает к высокой этике эк.отношений

Прогностическая. Умение предсказывать пути развития эк-ки на годы вперед

Методологическая. Явл-ся ариентирующим эк. Знанием, методом овладения которым позволит приходить к правильнм решениям в конкр. ситуациях

2.Методы исследования экономических явлений. Экономические законы и категории.

Методы:

-индукция-это выведение теорит.положений и принципов из фактов, движение мыслей от частного к общему

-дедукция-движение познания от теории к фактам, от общего к частному.

-моделирование экономики

-прогнозирование

-частные методы: монографический, компаративный, нормативный, ситуационно-факторный

Экономический закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющее их развитие.

В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между собой. Различают следующие экономические законы:

1.Всеобщие законы — действующие на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях:

i. Законы возвышающихся потребностей;

ii. Законы общественного разделения труда;

iii. Законы повышения производительности труда и др.

2. Общие Экономические законы — действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения):

i. Законы стоимости;

ii. Законы спроса и предложения;

iii. Законы денежного обращения и. др.

Экономическая категория – это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов. Абстракции, отражающие реальность, имеют свой жизненный цикл. Они могут уходить из научного обращения, могут возвращаться в зависимости от того ,насколько они актуальны, т.е. насколько интенсивно протекают процессы реальной действительности, которые они отражают .

3.Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы экономических систем и их основные черты. Смешанная экономика и ее модели.

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: — социально-экономические отношения; — организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; — хозяйственный механизм; — система стимулов и мотиваций участников; — экономические связи между предприятиями и организациями.

Рынок — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Присутствует многоукладность: регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

Модели смешанной экономики:

Американская модель

Германская модель

Японская

Шведская

5.Потребность и экономические ресурсы. Факторы производства и их виды.

Ресурсы:

1 природные

2 материальные (все создано человеком)

3 трудовые

4 финансовые

Факторы: земля, капитал, труд, предпринимательство

6.Общественное производство: сущность, результаты, тенденции, основные проблемы, типы организации.

Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Чтобы раскрыть это понятие более полно, необходимо рассмотреть факторы производства. В политической экономии существует 2 подхода: неоклассический и марксистский.

Результатом функционирования общественного производства выступает продукт, измеряемый с помощью различных статистических показателей.

Основными показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Их особенность состоит в том, что они:

отражают результаты деятельности в сферах материального и нематериального производства и услуг;

рассчитываются как рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике (товары и услуги, предназначенные для конечного использования, а не для перепродажи), как правило, за один год (квартал, месяц);

расчет ведется как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового периода).

Различие между ВНП и ВВП состоит в следующем:

ВВП подсчитывается по территориальному принципу, поскольку включает стоимость произведенной продукции (товаров и услуг) независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

ВНП включает совокупную стоимость всего объема продукции и услуг, произведенных в национальной экономике независимо от фактического местонахождения предприятий данной страны (в своей стране или за рубежом).

Различают два типа развития производства — «экстенсивный» и «интенсивный»:

первый происходит за счет количественного прироста уже используемых средств производства; второй — за счет качественного обновления средств производства (в результате внедрения новой, более эффективной тех­нологии). В реальности эти типы сочетаются, и поэтому правильнее говорить о «преимущественно экстенсивном» (или «преимущественно интенсивном») развитии производства.

В ходе производства предприятия испытывают воздействие двух противоположных тенденций: укрупнения («концентрации») и разукрупнения («деконцентрации»).

Концентрация производства — это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Она удешевляет производство и придает выпуску продукции массовый масштаб.

7.Собственность: сущность и многообразие форм.

Собственность — это принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридические права на такую принадлежность и экономические отношения между людьми, по поводу принадлежности и передела объектов собственности.

В экономической теории выделяют общественную, государственную, муниципальную, коллективную, общую (совместную или долевую), индивидуальную, общественных организаций и семейную собственность. В каждой экономической системе (традиционной, административно-командной, рыночной, смешанной) получают развитие различные формы собственности, однако особенности той или иной системы зависят от того, какая форма собственности является преобладающей.

8.Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Анализ кривой производственных возможностей.

Производство всегда реализует решения его участников о том, «что» и «как» производить. Однако эти решения ограничены производственными возможностями,

которыми располагает производитель (индивид, группа, общество). В свою очередь, подобные ограничения носят двойственный характер — «технологический» (величина и состав факторов производства) и «экономический» (степень доходности от реализации результата производства). Знание таких ограничений позволяет

моделировать, прогнозировать и регулировать действия участников производства.

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.

Природные ресурсы по характеру использования делятся на:

— реальные (вовлечённые в производственный процесс);

— потенциальные (в настоящее время не используются).

Природные ресурсы делятся на:

— исчерпаемые;

— неисчерпаемые;

— заменимые;

— незаменимые.

Исчерпаемые ресурсы:

— не возобновляемые ресурсы (земельные угодья, воздух, полезные ископаемые), абсолютно ограничены своим количеством;

— относительно возобновляемые ресурсы;

— воспроизводимые.

Неисчерпаемые состоят из трёх групп:

— космические (солнечная радиация, морские приливы и отливы);

— климатические (атмосферный воздух, энергия ветра, воды);

— водные ресурсы.

Проблема выбора осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограничены, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Так, на месте вырубленного сада можно посадить новые фруктовые деревья.

Кривая производственных возможностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

9.Товарное хозяйство: сущность, условия функционирования и причина возникновения. Основные категории товарного хозяйства: товар, деньги, цена, рынок.

Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями, и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Товарное производство возникает еще в первобытной общине. С увеличением объёмов производства возникает специализация — разделение труда. Отдельный производитель уже не производит самостоятельно всё необходимое. Часть произведенного обменивается на продукты чужого труда. Постепенно обмен становится необходимой частью повседневной жизни.

Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции.

В истории общественного разделения труда выделяют три этапа.

На первом скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами.

На втором отделилось ремесло от земледелия, что означало зарождение товарного производства.

На третьем этапе произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными. Причиной товарного производства служит экономическая обособленность производителей друг от друга отношениями собственности.

Возникло оно в период разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

Деньги — специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.

Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар. При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

10.Рынок: понятие, виды, субъекты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар. При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.

Модель базируется на теоретическом положении о равенстве произведенного продукта и доходов, при этом доходы и расходы представляют собой две стороны одного и того же процесса обмена. Так, для фирм деньги, полученные за продажу потребительских товаров и услуг, являются доходами, а для домохозяйств эти же деньги представляют собой текущие потребительские расходы.

В модели также используются допущения:

все ресурсы принадлежат домохозяйствам;

не рассматриваются экономические связи внутри каждой группы субъектов макроэкономической деятельности.

11.Функции рынка. Принципы и инструменты механизма регулирования рыночной экономики

К функциям рынка относятся:

информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;



регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Задачи государственного регулирования экономики (ГРЭ) — это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:

экономическая свобода;

стабильный уровень цен;

экономический рост и экономическое развитие;

ориентация на достижение экономической эффективности;

полная и эффективная занятость;

справедливое распределение доходов;

сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

Принципы государственного регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

-социально-политические – наиболее общие принципы государственно-управленческой сферы: демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность, — закрепляются в нормативном порядке;

— организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный) должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить параллелизм в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и низших звеньев аппарата;

-организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность. Обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности.

12.Конкуренция: сущность, виды, формы. Методы конкурентной борьбы

конкуренция — это соперничество между участниками рынка.

Основные виды конкуренции:

По сфере действия выделяют: внутриотраслевую; межотраслевую конкуренцию; конкуренцию на локальных рынках; конкуренцию в общенациональном масштабе; внутринациональную; международную конкуренцию.

По субъектам конкурентных отношений различают: конкуренцию между покупателями, конкуренцию между продавцами, конкуренцию между продавцами и покупателями.

По соответствию правовым нормам конкуренцию можно делить на: добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную), а также конкуренцию на «черном» или «теневом» рынке и конкуренцию на легальном рынке.

В соответствии с методами ведения конкурентной борьбы конкуренция бывает: ценовой и неценовой (названные уже виды добросовестной и недобросовестной конкуренции тоже могут быть выделены по данному признаку). Разновидностью ценовой конкуренции является демпинг. В современных условиях особо выделяют такую разновидность неценовой конкуренции, как конкуренция качества. Другими ее подвидами являются конкуренция по условиям продажи, по послепродажному обслуживанию, конкуренция с помощью рекламы и др.

По проявлению следует выделить: реально существующую конкуренцию; потенциальную конкуренцию.

По возможности влияния на рынок конкуренцию делят на таких два вида, как совершенная и несовершенная.

По влиянию государства на конкурентный механизм говорят о: конкуренции свободной; конкуренции в условиях регулируемого рынка

Формы конкуренции:

предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы:

— применение монопольно высоких или монопольно низких цен

— метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены)

13.Структура и инфраструктура рынка. Рыночная конъюнктура: сущность, ее основные показатели, способы улучшения.

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты

Инфраструктура рынка-совокупность, связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющие определенные функции.

Рыночная конъюнктура-это сочетание различных эк.условий, обстоятельств, факторов, характеризующие в конкретных условиях место и время возможности предпринимат.деят-ти. Временная эк.ситуация

Показатели, по которым изучается и анализируется конъюнктура рынка, делятся на несколько больших групп.

Данные о промышленном производстве.

Показатели внутреннего товарооборота.

Показатели внешней торговли.

Положение в кредитно-денежной сфере.

Дефицит государственного бюджета.

Цены.

Показатели деловой активности.

Улучшение конъюнктуры рынка достигается обычно следующими способами:

а) регулирование масштабов инвестиций;

б) изменение условий и масштабов государственных заказов;

в) пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;

г) регулирование величины денежных сбережений населения.

14.Преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования

Преимущества рынка.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы — это ее постоянное стимулирование эффективности производства.

Недостатки рынка.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

1функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов.

2при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

3стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

4 рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность



15.Рыночный спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на

этот товар.

Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Факторы:

Основными факторами рыночного спроса являются:

Уровень доходов в обществе;

Размеры рынка;

Мода, сезонность;

Наличие товаров-субститутов (заменителей);

Инфляционные ожидания.

16.Рыночное предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Рыночное предложение — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях

кривая предложения показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Факторы, влияющие на предложение:



1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

17.Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Устойчивость равновесия.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap