экон.теория ответы



1. Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.

2. Методы экономической теори способ познания экономической действительногсти.

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

3. История экономических учений

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

4. Производство: ресурсы и факторы

Так как экономика призвана производить то, что нужно людям, главная ее функция – производство конечного и связанного с ним промежуточного экономического продукта. Экономические объекты, участвующие в производстве, и протекающие в нем производственные процессы называют производственной системой. Источниками любого производства являются экономические ресурсы, которыми располагает общество. Что же понимает экономическая теория под «ресурсами производства»? Экономические ресурсы производства – это совокупность тех природных, трудовых, материальных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Все эти ресурсы поступают в производственную систему и смешиваются, соединяются в ней. Но это не механическое соединение, а производственное взаимодействие разных по происхождению ресурсов.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»;

материальные – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства; трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие: • труд; • капитал; • земля; • предпринимательские способности; • информация; специфической формой информации является технология; • наука

5. Воспроизводство — это непрерывно повторяющийся процесс производства, представляющий собой единство воспроизводства материальных благ, производительных сил и производительных отношений.

Различают два вида воспроизводства: простое (ежегодное возобновление в неизменных размерах) и расширенное (увеличение объема выпускаемых благ).

Простое воспроизводство — это непрерывно повторяющийся процесс производства экономических благ в неизменных размерах. Оно характерно для доиндустриального хозяйства, где преобладало сельскохозяйственное и ремесленное производство, основанное на ручном труде. Особенность простого воспроизводства заключается в том, что весь прибавочный продукт идет наличное потребление. Простое воспроизводство является основой для расширенного воспроизводства.

Расширенное воспроизводство — это непрерывно повторяющийся процесс производства экономических благ в увеличенных размерах. Особенность расширенного воспроизводства в том, что возмещается не только израсходованный капитал (использованные сырье и материалы, изношенное оборудование),то и приобретаются дополнительно более совершенные и эффективные средства производства, постоянно повышается квалификация работников.

6. Типы экономических систем

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. Типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная.

7. Проблема оптимального выбора

Выбор одного из экономических вариантов использования ресурсов состоит в наилучшем соотношении затрат и результатов. Известно, что каждый ресурс может применяться для удовлетворения различных потребностей; кроме того, может быть различной и технология его использования. Исходя из этого смыслом или содержанием выбора как экономической категории выступает поиск наилучшего, оптимального варианта применения ресурсов из всех возможных.

Оптимальным выбором можно считать такой вариант решения проблемы, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат (не имеет значения, что выступает результатом» и затратами).

8. Построение КПВ

Кривая производственных возможностей — это обычная модель, с помощью которой можно отразить, от какого количества одного блага нам придется отказаться, чтобы получить некоторое количество другого блага.

9. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — средства производства и люди, приводящие их в действие благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту.

Средства производства включают в себя предметы труда, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства, и средства труда, при помощи которых человек воздействует на предмет труда с целью удовлетворения своих потребностей.

10. Производственные отношения (производственно-экономические отношения) — отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Производственные отношения являются базисом по отношению к политике, идеологии, религии, морали и др. (общественной надстройке).

11. Многообразие форм собственности

Мировой опыт свидетельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.

В экономической литературе нет единого подхода к определению форм собственности.

Существует классификация по признаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности общественных организаций и т. д.

По форме присвоения выделяют индивидуальную, коллективную и государственную собственность.

По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.

12. Рынок — это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существует огромное количество видов рынков, но определённые признаки позволяют сгруппировать их в отдельные группы, по экономическому назначению и пространственному признаку.

Внешний рынок, Внутренний рынок, Местный рынок, Оптовый рынок, Рынок услуг, Рекламный рынок, Страховой рынок, Финансовый рынок, Банковский рынок, Рынок жилья, Рынок труда.

13. Функции рынка, элементы рынка

Рынку объективно присущи следующие функции: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов

Контролирующая функция выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства

Посредническая функция обеспечивает взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке

Элементы рынка:

свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

рыночная инфраструктура — все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:

коммерческие банки; страховые компании; магазины и все виды других торговых предприятий;

ярмарки, аукционы; биржи места, где формируется конкретная цена и другие.

14. Товар как экономическая категория

Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар имеет два основных свойства, две основные черты – потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность

15. Сущность и функции денег.

Деньги — это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары

16. Спрос, детерминанты денег

спрос на деньги имеет наиболее устойчивую взаимосвязь с объемом потребления. основными детерминантами денежного спроса считаются: объем сделок в экономике, ВВП, сумма дебетовых оборотов банковских счетов.

Основные детерминанты рыночного спроса следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

17. К основным детерминантам предложения относятся следующие:

цены на ресурсы; технология производства; налоги и субсидии; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.

18. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

19. Эластичность спроса и предложения

Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью

быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

20. закон стоимости в механизме рынка

Обмен товарами на рынке осуществляется в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда на их производство. То есть стоимость создается в производстве ,а признается как общественно-необходимые затраты лишь на рынке.

При этом взаимодействуют три главных черты (требования) закона стоимости:

1) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, а цена товара на рынке всегда ориентируется на общественно-необходимые затраты труда;

2) стоимость товара (величина общественно-необходимых затрат труда на его производство) является центром притяжения цены;

3) цена товара отклоняется от его стоимости под воздействием закона спроса и закона предложения.

21. Конкуренция и монополия

Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция неразрывна со своей противоположностью — монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

22. Рациональность потребителя и свобода выбора

потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально — значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.



sitemap
sitemap