экономическая теория



2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность.

Спрос – количество товаров или услуг, которые люди хотят и могут приобрести в данном месте и в данное время.

Зависимость между спросом на товары или услуги и ценой называется законом спроса и эта зависимость обратная, то есть при прочих равных условиях величина спроса тем выше, чем ниже цена, и наоборот.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – спрос одного покупателя.

Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов.

Предложение – те количества товаров или услуг, которые хотят и могут предложить продавцы на рынке в данном месте и в данное время при всех возможных ценах.

Зависимость между предложением товаров или услуг и ценой называется законом предложения и зависимость эта прямая, то есть при прочих равных условиях, чем выше цена на рынке, тем большее количество товаров или услуг продавцы готовы предложить.

Следует различать индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение – предложение одного продавца.

Рыночное предложение – сумма индивидуальных предложений при всех возможных ценах.

В конце 19 века А. Маршалл предложил двухфакторную модель ценообразования на рынке, то есть предложил анализ ситуации на рынке с помощью одновременного анализа спроса и предложения.

Существует только одна точка, где интересы покупателя и продавца совпадают, эта точка называется точкой равновесия.

Таким образом, рыночное равновесие – такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг.

В ситуации равновесия у субъектов рынка нет стимула к изменению своего экономического поведения.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эту меру реагирования можно оценить с помощью коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности – число, которое показывает, на сколько % изменится одна переменная величина в результате изменения другой переменной на 1 %.

В зависимости от степени чувствительности величина спроса и предложения может характеризоваться как:

1) Эластичная – если коэффициент эластичности больше 1;

2) Неэластичная – если коэффициент эластичности меньше 1;

3) Единичная – если коэффициент эластичности равен 1;

4) Абсолютно неэластичная – если коэффициент эластичности равен 0;

5) Абсолютно эластичная – если коэффициент эластичности стремится к минус бесконечности для спроса, и плюс бесконечности для предложения.

3. Издержки экономические и бухгалтерские. Виды издержек в краткосрочный и долгосрочный периоды.

Издержки — это денежное выражение стоимости ресурсов, необходимых для производства и реализации производимой фирмой продукции и услуг.

Бухгалтерские издержки включают только денежные платежи, понесенные фирмой на приобретение ресурсов у внешних поставщиков. Бухгалтерские издержки еще называют внешними, или явными.

Например, заработная плата наемных рабочих, менеджеров, оплата сырья, приобретенного на стороне, выплата процентов банку по ссуде и т.п.

Экономический подход к пониманию издержек производства основывается на факте редкости и возможности альтернативного использования ресурсов. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантах его использования. Они включают явные (бухгалтерские), неявные (вмененные) издержки и нормальную прибыль.

Неявные (внутренние) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме. Они обычно равны тем денежным платежам (доходам) которые могли бы быть получены при наилучшем альтернативном способе их применения. При использовании собственных ресурсов их владелец вправе рассчитывать на получение от них соответствующих доходов, как если бы он отдавал их во внешнее пользование (арендная плата, процент на кредит, нормальная прибыль). Нормальная прибыль — это минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе. Нормальная прибыль равна доходу, который предприниматель мог бы иметь в другой наиболее выгодной для себя сфере деятельности, но «упускается» им.

В краткосрочном периоде, при сравнительно незначительных изменениях масштабов производства, по причине невозможности быстрого изменения производственных мощностей или количества других ресурсов, используемых фирмой имеют место постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки — затраты, которые несет фирма независимо от изменения объема производимой продукции и услуг (рентные платежи, затраты на аренду зданий, сооружений, оборудования; расходы на амортизацию; страховые взносы; оплата обязательств по займам (кредитным или облигационным); зарплата управленческого персонала; выплата налогов на недвижимость и др.).

.Переменные издержки — издержки, величина которых зависит от объемов производства и реализации продукции (затраты на заработную плату производственных рабочих, стоимость сырья и основных и вспомогательных материалов, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, транспортные расходы и т.п.).

Общие (валовые) издержки сумма постоянных и переменных издержек в краткосрочном периоде.

Рисунок 1 — Графики постоянных, переменных и общих издержек

Для предпринимателей важным является измерение средних издержек производства.

Средние общие (валовые) издержки — валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции:

ATC = TC/Q

Аналогично рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки:

AFC = FC/Q; AVC= VC/Q; ATC = AFC+AVC

Для принятия решений об оптимальном объеме производства используется категория предельных издержек. Предельные издержки — это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции:

MC = TC/Q

Кривая предельных издержек, подобно двум выше описанным кривым средних издержек, имеет U- образную форму. При чтении графика следует обратить внимание на то, что:

предельные издержки меньше средних до тех пор, пока последние убывают;

предельные издержки больше средних, как только последние начинают возрастать;

предельные издержки равны средним при объемах производства, обеспечивающих минимумы соответствующих средних издержек.

В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы производства, и, следовательно, переменными становятся все издержки производства.

Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками. Кривая долгосрочных средних издержек производства показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства (рис. 6.5).

Q

ATC1

ATC2

ATC3

LAC

ATC, LAC

Издержки на единицу продукции

Рисунок 6.5– Долгосрочные средние издержки производства

Кривая LAC огибает кривые средних краткосрочных издержек производства, касаясь их в точке их минимума. Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой определяется эффектом масштаба. Под масштабом понимается объем производства. Различают:

− возрастающую (положительную) отдачу от масштаба – объем производства растет быстрее, чем совокупные издержки; средние издержки производства снижаются;

− убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем объем производства; средние издержки производства возрастают;

− постоянную отдачу от масштаба – объем производства и издержки растут

одинаковыми темпами; средние издержки производства постоянны.

Положительный эффект масштаба обусловлен:

− преимуществами крупного производства, позволяющего осуществлять специализацию труда, производства и управления и на этой основе снижать затраты;

− возможностями использования на крупных предприятиях специализированного, более производительного оборудования;

− возможностью использования отходов основного производства для выпуска побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба связан с ростом управленческих расходов, обусловленных возрастанием масштабов производства, снижением эффективности взаимодействия между отдельными подразделениями.

Пока положительный эффект масштаба превалирует над отрицательным, долгосрочные средние издержки производства снижаются, когда отрицательный эффект масштаба превышает положительный – средние долгосрочные издержки возрастают, когда положительный и отрицательный эффекты равны, долгосрочные средние издержки постоянны.

Наименьший объем производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства, определяет минимальный эффективный размер предприятия.

4. Рынки факторов производства.

Факторы производства – это экономическая категория, которая обозначает реально вовлеченные в процесс производства ресурсы, то есть факторы производства более узкое понятие, чем экономические ресурсы. Экономические ресурсы – это ресурсы, которыми располагает общество, а факторы производства – это то, что общество непосредственно использует в производственном процессе.

Экономическая наука традиционно относит к факторам производства землю, труд и капитал.

В последнее время к факторам производства стали относить предпринимательскую деятельность. Это особого рода деятельность человека, связанная с координацией, комбинированием факторов производства, а также управлением ими.

Рынок труда — сфера рыночных отношений, в которой осуществляется купля продажа рабочей силы. Он предполагает собственность человека на свою рабочую силу, которая становиться товаром на рынке, а затем реализуется в трудовой деятельности.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение — наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями — реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рисунок 7.1).

Величина предложения также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило, продавцы на рынке труда, в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.

W\P

W\P

LD

LS

L

L

Рисунок 7.1 — Кривая спроса на труд и кривая предложения труда

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническо-вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые центры занятости, подчиненные министерством труда.

Заработная плата — это цена труда, доход наемного работника в денежной и натуральной форме. Ее уровень зависит от соотношения спроса и предложения рабочей силы, от качества и сложности труда, от условий труда, степени его интенсивности и производительности, престижности и тяжести труда. Общий уровень заработной платы в стране зависит также от уровня развития общества в целом, степени развития его производительных сил, от национальных особенностей страны и других факторов.

В рыночной экономике государство законодательно устанавливает минимальный размер оплаты труда. Он должен обеспечить работнику прожиточный минимум (т.е. минимальный набор благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность работника). Все остальные уровни заработной платы формируются на основе трудовых соглашений между работодателями и работополучателями.

Заработная плата включает в себя:

А) тарифную часть (оплату по тарифным ставкам и окладам);

Б) доплаты и компенсации;

В) надбавки и премии.

Тарифные ставки и оклады определяют сложность и ответственность труда. Доплаты и компенсации возмещают дополнительные затраты труда, связанные с условиями и тяжестью труда. Надбавки вводятся с целью стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Премии преследуют эти же цели, но в отличие от надбавок могут быть нерегулярными.

Заработная плата выступает в двух основных формах: повременная и сдельная. Повременная заработная плата начисляется работнику в зависимости от фактически отработанного времени. Разновидностями повременной заработной платы являются следующие системы: простая повременная и повременно-премиальная (почасовая, поденная, понедельная, помесячная).

При сдельной заработной плате ее размер зависит от количества изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками. Применяются следующие системы сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная.

Кроме того, различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная наемным работником за использование его труда. Реальная заработная плата — это совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Величина реальной заработной платы зависит от ряда факторов, в том числе от:

величины номинальной заработной платы;

уровня цен на потребительские товары и услуги;

величины налогов.

Прожиточный минимум – 6131 рубль.

МРОТ – 5205 рублей.

Факторный рынок капитала – это рынок, на котором в качестве товара выступает капитал в виде капитальных благ (зданий, сооружений, машин, иного оборудования для производственной деятельности).

Конечная цена капитала на рынке обусловлена двумя факторами:

стоимостью самих капитальных благ;

тем доходом, который капитал может приносить, т.е. чистой производительностью капитала, которая выражается в ежегодном процентном доходе, зарабатываемым инвестором, пользователем капитала в результате затрат определенной суммы денег на применение капитала.

По мере интенсивного использования и накопления капитала под воздействием закона убывающей доходности чистая производительность капитала будет снижаться. Это, естественно, при прочих равных условиях, когда остальные факторы производства не подвергаются изменению, остаются постоянными. Данный процесс, его взаимосвязи можно проиллюстрировать, используя следующий график (рисунок 7.2).

На основании анализа вышеуказанного графика можно сделать вывод, что процентная ставка ссудного процента служит показателем минимума рентабельности инвестиционных затрат и условием их отбора в соответствии с чистой производительностью.

Ставка

процента DD SS

Е

Накопленный капитал

Рисунок 7.2 — Спрос на капитал в зависимости от ставки ссудного процента

Где DD — кривая, выражающая спрос на капитал в зависимости от ставки ссудного процента, одновременно это кривая предельной производительности капитала;

SS-кривая предложения накопленного капитала;

Е – точка установления равновесной ставки процента.

При снижении рыночной ставки ссудного процента появится возможность для инвестора осуществлять капитальные вложения с более низкой чистой производительностью. В данном случае рыночная процентная ставка выступает и показателем возможной нормы прибыльности инвестиций.

В целом инвестиции — долгосрочное вложение капитала в предприятия различных отраслей экономики; используются на покупку средств производства: оборудования, машин, зданий и т.п. Затраты на эти элементы производства окупаются не сразу, а в течение многих лет. При инвестировании фирма решает, будет ли возрастание прибыли в результате инвестирования больше стоимости издержек производства.

Валовые инвестиции — это вся сумма затрат на производственный капитал. Они состоят из амортизационных отчислений и добавочных вложений в производство за счет прибыли.

Амортизационные отчисления отражают возмещение вложений в производство капитала.

Чистые инвестиции — это валовые инвестиции за минусом амортизационных отчислений, т.е. они отражают прирост капитала за счет добавочных вложений в производство.

Инвестиционный капитал формируется из двух источников: собственных сбережений предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) и заемных сбережений (свободных денежных средств населения, других предприятий).

Прямо в инвестиции «превратиться» могут только собственные (личные) сбережения. Чужие сбережения, чтобы превратиться в инвестиционный капитал, должны пройти через финансовый рынок.

Ценой капитальных активов выступает доход, который они могут принять в результате их применения. Доход соответствует цене, уплаченной за пользование деньгами в течение определенного времени (обычно год), — проценту.

Процент — это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить.

Учетная ставка, или ставка рефинансирования, — это процент, под который Центральный банк РФ (или другой страны) страны предоставляет кредит коммерческим банкам.

Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги и предложения денег. Различают реальную и номинальную процентную ставку.

Номинальная процентная ставка — это денежная процентная ставка. Реальная процентная ставка — это процентная ставка с поправкой на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах.

Земля и иные природные ресурсы являются составной частью факторных рынков. Одновременно рынок земли имеет свои существенные особенности, связанные с её ограниченностью, различным плодородием, местоположением, использованием под городскую или иную застройку. Количество земли, как и иные ресурсы, небезграничны. Это отражается на особенностях реализации с учетом спроса и предложения.

При предложении земли к продаже проявляется такая особенность данного производственного фактора, как природная ограниченность в пространстве. Это существенно влияет на проблему ценообразования. Общее количество земли не может увеличиваться под воздействием роста цен на неё и уменьшаться при снижении цен, что свойственно конкретной товарной продукции и услугам, цены на которые во многом зависят от увеличения или уменьшения их количества на рынке. Рынок земли, таким образом, абсолютно неэластичен в отношении её предложения.

Доход, полученный посредством любого производственного фактора, характеризуемого совершенно или почти совершенно неэластичным предложением по отношению к его цене, принято называть экономической рентой. В широком смысле слова экономическая рента представляет собой плату за ресурс, предложение которого ограничено.

Отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, ее полезных ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными.

Собственники земли сдают её в аренду. Объем предлагаемых в аренду земельных участков является величиной заданной, он не зависит от уровня арендной платы за их использование. Даже бесплатное их использование не приведет к увеличению объема предложения земли, так как предложение ее совершенно неэластично.

В связи с этим образуется чистая экономическая рента. Она представляет собой доход, приносимый ресурсом, предложение которого совершенно неэластично по цене. Примером чистой экономической ренты является земельная рента.

Земельная рента выступает в форме абсолютной и дифференциальной ренты. Абсолютная рента порождается монополией частной собственности на землю, которая позволяет владельцам земли независимо от качества и месторасположения участков земли, сдаваемых в аренду, получать плату за право пользования землей. Понятие абсолютной (чистой экономической) ренты предполагает одинаковое качество и месторасположение земли. В действительности же земля различается как по плодородию, так и по месту расположения. В связи с этим производительность труда, применяемого на различных участках земли, будет различна, что сказывается на величине земельной ренты на разных участках земли. Доход, полученный на этих землях, называется дифференциальной рентой.

Кроме указанных видов ренты выделяют также и монопольную ренту. Монопольная рента основывается на монопольной цене, по которой продается продукт редкого качества.

От ренты следует отличать арендную плату, которая, помимо ренты, может включать еще амортизацию, компенсирующую износ построек и сооружений, которые находятся на земле, а также процент на капитал, вложенный, например, в улучшение качества земли.

Между земельной рентой и ценой реализации земельных участков существует взаимосвязь. Цена земли представляет собой капитализированную, т.е. превращенную в капитал, земельную ренту. Поскольку, владея землей, собственник постоянно получает в виде ренты доход, то он может продать свой участок земли за такую сумму, которая будучи положенной в банк, может приносить ему доход не менее, чем получаемая им рента. Следовательно, цена земли представляет собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты.

где Рз — цена земли;

i — норма ссудного процента;

R — годовая рента.

В целом же в течение всего 20 в. и в начале 21 в. странах с рыночной экономикой цена земли имела устойчивую тенденцию к росту, что было связано, прежде всего, с ростом несельскохозяйственного спроса на землю.

5. Основные макроэкономические показатели. Методы их подсчета.

Для измерения объема национального производства используются следующие макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный продукт (ВНП); чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД); личный доход (ЛД) и др.

ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране отечественными и зарубежными производителями в течение определенного времени. Рассчитывается тремя методами:

по доходам — суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности;

по расходам — суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложения и сальдо внешней торговли;

по добавленной стоимости (производственный метод) — суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики.

ВНП исчисленная в рыночных ценах совокупная стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), произведенного в течение года, как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

Чистый национальный продукт, который равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений.

Национальный доход включает в себя все виды пофакторных доходов, полученных в данный отрезок времени: заработную плату, ренту, процент и прибыль. Он равен ЧНП за минусом косвенных налогов на прибыль.

Личный доход – это доход, полученный отдельными лицами, т.е. пофакторные доходы и трансфертные платежи населения.

Располагаемый доход – это личный доход за вычетом налогов с граждан. С помощью этого показателя измеряется величина доходов семьи и отдельных физических лиц. Этот доход, оставшийся после уплаты налогов, используется на потребление и накопление.

Валовой национальный продукт можно рассчитать, по крайней мере, двумя способами: либо суммируя все расходы на конечный продукт, либо складывая все доходы от производства годового объема продукции.

Рассмотрим структуру ВНП по расходам. В системе национальных счетов расходы в составе ВНП делятся на четыре большие группы:

потребление (С) — совокупность товаров и услуг, приобретаемых домохозяйствами, то есть товары кратковременного и длительного пользования и услуги;

— валовые частные внутренние инвестиции (I) — термин “валовые” означает включение в “инвестиции” не только капиталовложений, направленных на увеличение основного капитала (чистые инвестиции), но и стоимость производства тех инвестиционных товаров, которые предназначены для замещения потребленных в текущем периоде машин, оборудования и сооружений. Термин “частные” говорит о том, что речь идет о расходах частных компаний, а не государственных организаций, а определение “внутренние” уточняет национальную принадлежность;

государственные расходы (G) — общая стоимость товаров и услуг, приобретаемых государством, региональными и местными органами власти и управления;

чистый экспорт (XN) — разность стоимости экспорта и импорта товаров и услуг, результат торговли с другими странами.

Рассмотрим расчет ВНП по доходам:

амортизация — стоимость износа основного капитала — отчисления на покупку инвестиционных товаров, потребленных в течение года. Количественно амортизационные отчисления равны разнице между валовыми и чистыми инвестициями в национальной экономике.

косвенные налоги на бизнес представляют собой разницу между ценой, которую платит за товар потребитель, и продажной ценой фирмы. Это такие налоги, как например, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Фирмы не получают эту разницу, она не является частью их дохода, но они рассматривают эти налоги как часть затрат и включают их в цену товара.

заработная плата, точнее оплата труда наемных работников, которая включает в себя заработную плату, премии, различные начисления и налоги на заработную плату, выплачивается фирмами и государством тем, кто предлагает свой труд.

рентный доход получают владельцы недвижимости, обеспечивающие экономику необходимыми ресурсами (землей, помещениями под производство и офисы и т.п.). Сюда же включается и условно начисленная арендная плата, которую предприниматели и фирмы — владельцы собственной недвижимости “платят” сами себе.

процент — сумма процентных платежей по ссудам фирм данной страны, за вычетом суммы полученных ими процентов (выплаты фирм поставщикам денежного капитала).

прибыль корпораций (акционерных обществ) — при расчете ВНП берется вся прибыль до распределения, включающая налоги на прибыль, поступающие государству, и дивиденды, выплачиваемые акционерам, а также нераспределенные прибыли, идущие на инвестиции, увеличение реальных активов фирм.

доходы собственников — чистые доходы некорпорированных предприятий (предпринимателей, товариществ) выделяются в особую компоненту доходов.

Если обозначим суммарную величину ВНП, исчисленную по доходам, символом Y, то можно записать следующее равенство:

Y = C + I + G + XNтождество национальных счетов.

8. Цикличность развития экономики. Безработица. Инфляция.

Экономический цикл представляет собой процесс прохождения экономики от начала одного кризиса до начала другого кризиса.

К.Маркс, анализируя экономический цикл, выделял в нем четыре фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем. Главное значение имеет фаза кризиса, начинающая и заканчивающая цикл. В ней выражены основные черты и противоречия циклического процесса воспроизводства (рисунок 10.1).

Кризис — это резкое нарушение существующего равновесия в результате нарастания диспропорций. Происходит сокращение спроса и возникает избыток предложения. Трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы. В результате происходит снижение покупательной способности населения, что еще в большей степени осложняет, сбыт продукции. Все экономические показатели сокращаются: происходит падение уровней заработной платы, прибыли, инвестиций и цен. Из-за омертвления капитала в виде нереализованных товаров фирмы испытывают недостаток денежных средств для текущих платежей, поэтому быстро растет плата за кредит (ставка ссудного процента). Курсы ценных бумаг падают, наступает волна банкротств и массового закрытия предприятий. Кризис переходит в депрессию.

Рисунок 10.1 – Фазы экономического развития

Депрессия (застой). На этой фазе наступает определенная стабилизация. Падение макроэкономических показателей ВВП, объема промышленной продукции и т.д. Цены, заработная плата, безработица стабилизируются на определенном уровне. Ставка ссудного процента понижается, так как деловая активность невелика и спрос на деньги относительно невелик.

Оживление. Эта фаза характеризуется периодом медленного роста после некоторой стабилизации. Оживление, как правило, не бывает ярко выраженным, с резким и четким началом, но здесь все экономические показатели, отражающие состояние экономики, получают тенденцию положительного роста. Постепенно увеличиваются цены, занятость, заработная плата, прибыль, ставка ссудного процента. Оживление переходит в подъем.

Подъем характеризуется ростом всех показателей. Растут цены, возрастают заработная плата и прибыли, увеличивается объем выпущенной продукции, который поглощается растущим спросом, занятость увеличивается и ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы. Через некоторое время фаза подъема достигает высшей точки, которая называется процветанием или бумом. Экономика вовлекает в производство дополнительные ресурсы, что ведет к повышению издержек и росту цен. Нарастают диспропорции между спросом и предложением. Бум обрывается кризисом.

Причины экономического цикла можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: войны и другие политические потрясения; освоение новых территорий и миграция населения; открытие крупных месторождений полезных ископаемых; научные открытия.

Среди внутренних причин экономического цикла можно выделить: колебания объемов личного потребления; сокращение или увеличение объёмов инвестиций; государственное регулирование экономики; срок службы основного капитала.

Безработица — это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не находит себе работу. По определению Международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Современная экономическая наука исходит из того факта, что в любой стране невозможно обеспечить абсолютную занятость населения. Под занятостью понимается общественно полезная деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им, как правило, заработок (доход). К занятым относится экономически активная часть населения.

В западных странах, согласно рекомендации ООН, к экономически активному населению относят не только фактически занятых лиц, но и безработных, ищущих оплачиваемую работу. В отечественной статистике в экономически активное население включают:

1) все трудоспособное население в рабочем возрасте за минусом учащихся с отрывом от производства, служащих в вооруженных силах, занятых в домашнем хозяйстве;

2) лиц, находящихся за пределами рабочего возраста, но занятых в экономике;

3) лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве.

Формы безработицы:

1) Фрикционная безработица. Она существует всегда и связана с поисками работы или ее ожиданием. Какое-то количество людей добровольно находится «между работой», т.е. работники ушли по какой-то причине с работы и какое-то время ищут работу на других предприятиях. Этот вид безработицы существует постоянно. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3 % рабочей силы.

2) Структурная безработица, при которой спрос на рабочую силу и ее предложение не совпадают, так как структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест. Научно-технический прогресс приводит к структурным изменениям в производстве и уменьшению спроса на ряд профессий, например, шахтеров и др. Вместе с тем, появляются новые отрасли и виды деятельности, испытывающие недостаток в работниках новых профессий, например, в программистах.

Разновидностью структурной безработицы является технологическая безработица, которая образуется в результате замены людей машинами.

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как неизбежную. Поэтому полная занятость населения имеет место при наличии в стране только этих видов безработицы. При полной занятости в производстве занято несколько менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы.

Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной. Естественный уровень безработицы при полной занятости в различных странах колеблется в пределах 4-8%

При полной занятости уровень безработицы определяется по формуле:

Уровень безработицы = (10.1)

Естественный уровень безработицы подвергается изменению под воздействием следующих причин:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Потребительский спрос и его факторы

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей.

Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при равных ценах и прочих равных условиях.

1. Отрицательный спрос — как правило, возникает, когда получение какого-либо блага сопряжено с физическими страданиями, риском или неудобствами, являющимися тормозящими (противодействующими) факторами для приобретения данного блага.

2. Отсутствующий спрос — это когда потенциальный потребитель не осознал выгод, которые он может получить от потребления того или иного товара и, соответственно, не заинтересован или безразличен к товару, который может удовлетворить его нужду, которая еще даже не приняла форму конкретной потребности.

3. Скрытый спрос — это когда, напротив, многие потребители осознали свои конкретные потребности, но полагают, что не существует товара, который мог бы их удовлетворить.

4. Падающий спрос — нормальное состояние спроса, связанное либо с волной экономического цикла, либо с конъюнктурой рынка, либо с жизненным циклом товара.

Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров.

5. Нерегулярный спрос — естественное состояние спроса в отраслях, подверженных сезонным, недельным и даже ежедневным колебаниям.

6. Полноценный спрос — временное, весьма приятное для производителя и продавца, но в то же самое время и тревожное состояние. Под полноценным понимается устойчивый спрос, растущий стабильными темпами.

7. Чрезмерный спрос — спрос такого высокого уровня, который фирма не может или не хочет удовлетворить по тем или иным причинам.

8. Нерациональный спрос — спрос на товары и услуги со стороны одних групп потребителей, который вызывает противодействие со стороны других групп граждан и их организаций.

На величину и изменение спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

1. цена — чем цена выше, тем при прочих равных условиях ниже спрос, и наоборот, — снижение цены ведет к росту спроса;

2. доходы потребителей — чем они выше, тем выше спрос

3. цены и количество товаров — заменителей — чем они (цены) ниже и чем оно (количество) больше, тем ниже спрос на данный товар.

К неценовым факторам относятся:

1. вкусы потребителей — чем они изменчивей, тем больше вероятность колебания (падения) спроса;

2. ожидания потребителей — если они ждут повышения цен, например, при высокой инфляции спрос будет расти; при ожидании снижения цен, например, сезонного, спрос будет падать;

3. уровень сервиса и сопровождения — обходительность продавцов, стимулирование покупок, реклама, гарантийное обслуживание и т.п. ведут к повышению спроса.

Потребительское предложение и его факторы.

Потребительское предложение и его факторы

Закон предложения — выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение (sapply — англ. ) — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм- производителей.

Неценовые факторы изменения предложения.

уровень технологии производства данных товаров, квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т. п. Перечисленные факторы способны существенна повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.

наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут бытъ заменены искусственными, что обеспечит экономию издержек.

снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Соответственно таким способом можно вызвать рост предложения товаров.

Кривая предложения — графическое изображение зависимости междурыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, предлагаемых на рынке производители.

Положительный наклон кривой предложения отражает тот факт, что повышение цены стимулирует дополнительное производство товаров и услуг.

S =f(P, Y1 …. Yn), где S.. — предложение товаров; P— цена единицы товаров;YiY2… Yn — неценовые факторы предложения

Эластичность спроса и предложения. Виды равновесия спроса и предложения

Для планирования объёма и структуры производства фирмам важно знать не только направление, но и величину изменения спроса, так как увеличение цены товара может привести к снижению выручки в связи с сокращением спроса.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса по цене показывает насколько изменится в %отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Обозначается-Е. Единица измерения — %

Изменение объема продаж товаров, % / Изменение цены, % Варианты эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса — числовой показатель, отражающий степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Спрос

эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%- ное изменение продаж;

спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей.

Удельный вес товара в бюджете потребителя.

Размер дохода.

Незаметное для покупателя изменение уровня цен.

Консерватизм покупателей во вкусах.

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар А относительно изменения цен на товар В.

Эластичность спроса по доходу — степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (Е>0). Если 0<Е<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если Е>1. Свойственно предметам роскоши.

Эластичность предложения — характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества.

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

Издержки производства предприятий региона. Постоянные, предельные и переменные издержки. Кривые издержек

Издержки производства — затраты на приобретение применяемых производственных факторов. Затраты – это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка произведенных затрат.

С позиции отдельной фирмы экономические издержки – это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними.

ИЗДЕРЖКИ, ПОСТОЯННЫЕ — затраты на производство, не зависящие от изменения объема производства. К ним относятся, как правило, затраты на обслуживание и управление.

Переменные издержки — издержки, величина которых изменяется пропорционально изменениям объемов производства. К ним относят затраты на оплату труда, транспортных услуг, приобретение сырья, топлива и т. д.

Постоянные и переменные издержки в сумме образуют величину общих (валовых) издержек предприятия. Валовые издержки — общая сумма постоянных и переменных затрат. Удельный вес валовых издержек в валовой выручке определяет сумму валовой прибыли.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (англ, marginal cost) — приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Обычно под этим понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции. В реальной жизни при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда дополнительные (предельные) издержки и предельная выручка фирмы совпадают. Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Это означает, что при прочих равных условиях дальнейшее наращивание выпуска продукции будет сопровождаться уменьшением выручки.

Средние издержки — издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют: средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства; средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства; средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.

Финансовые результаты деятельности предприятий региона. Валовой доход и прибыль. Функции прибыли. Максимизация прибыли. Точка безубыточности

Итог хозяйственной деятельности фирмы — доход. Это определённая денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ и услуг за определённый период времени.

Различают: общий, средний и предельный доход.

Общий (валовый) доход это и есть общая денежная выручка, полученная фирмой в результате производства и реализации произведённой продукции. ТR=Р*Q.

Средний доход — величина денежной выручки, приходящаяся на 1 продукции- AR=TR/Q.

Предельный доход — приращение валового дохода, полученного в результате производства и реализации дополнительных единиц продукции.

MR=измTR/измQ.

От величины дохода в значительной мере зависит прибыль фирмы.

Прибыль — это доход от использования факторов производства. В количественном отношении прибыль это разница между общей выручкой и издержками.

Прибыль рассматривается в двух вариантах:

Бухгалтерская — это разность между валовым доходом и явными издержками (явные издержки — это все издержки фирмы, связанные с оплатой используемых факторов производства. Их сумма называется себестоимостью продукции).

Экономическая — разность между валовым доходом и всеми как явными так и альтернативными издержками фирмы.

Нормальная прибыль = альтернативным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы (альтернативные издержки — издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы).

На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибыли — валовая — балансовая прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества фирмы, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль.

Валовая балансовая прибыль = сумме прибыли от реализации основных фондов и иного имущества +прибыль по внереализационным операциям.

Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой балансовой прибыли налогов и других обязательных платежей.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

Относительным показателем прибыли является норма прибыли — рентабельность.

Различают рентабельность пр-ва и рентабельность конкретного вида продукции. Pентабельность пр-ва =Пб/Кав=Пб(осн произв фон)/ (ОПФ +МОС)-ср-ва. Рентабельность производства показывает степень отдачи всего вложенного капитала. Рпрод=Пб/с/с-себестоимость. Рентабельность продукции показывает выгодность производства конкретной продукции.

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.

Точка безубыточности (порог рентабельности)- самая низкая точка на графике издержек фирмы в долгосрочном периоде.

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Факторы производства, предложение, цена на факторы производства

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, (труд, земля, капитал, предпринимательский талант). Традиционно подразделяются на составляющие:

трудовые ресурсы, или труд;

инвестиционные ресурсы, или капитал;

природные ресурсы, или земля; сырьевые ресурсы;

предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

информация;

специфической формой информации является технология;

знания, или управленческие способности.

Рынок факторов производства — сфера товарного обращения ресурсов хозяйственной деятельности: земли, сырья и труда.

Ценообразование на факторы производства, в частности первичные ресурсы, такие как труд, земля и капитал, определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов. Спрос на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степенимогутбыть взаимоопыляемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т. д. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс. Цена — одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства.

Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ.

Рынок капитала и капитальных активов — это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение и разнообразная информация экономического содержания.

Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования производственного применения.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных, активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в натурально-вещественном выражении.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами как факторами производства.

Для сложных производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере превращения их в реальный капитал будут высокопроизводительными, а следовательно, принесут более высокий доход в будущем.

Рента — добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определённой прибыли на затраченные труд и капитал. Пожизненная рента — это правоотношения сторон, при которых одна сторона (рентополучатель) платно или бесплатно передаёт другой стороне (рентоплательщику) своё имущество в обмен на получение ренты, а именно гарантированного рассроченного дохода в денежной сумме либо предоставления платежей в натуральной форме или в виде ухода, работы, услуг, оплаты ритуальных услуг.

Мёртвая рента — арендная плата, которая выплачивается за неиспользуемую собственность.

Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Финансовая рента — ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.

Природная рента — добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал.

Рынок труда, зарплата, факторы, влияющие на неё. Формы и системы оплаты труда

Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т. п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда. Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками.

На рынке труда спрос на труд предъявляют фирмы.

В целом на рынках труда предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий:

общая численность населения;

численность активного трудоспособного населения;

количество отработанного времени за год;

качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации.

Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике.

Формы Оплаты Труда

Сдельная форма ОТ — это наиболее распространённая форма заработной платы, где ЗП находится в прямой зависимости от количества и качества выполненной работы. Она бывает:

прямая-труд оплачивается по сдельным расценкам за кол-во произведённой продукции;

сдельно-прогрессивная — оплата производится за выполнение особо важных заданий, перечень которых устанавливается руководителями по повышенным расценкам;

косвенно-сдельная — применяется для ОТ вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство. ЗП рабочего при этом завис от результатов труда основного работника, а не от его личной выработки;

сдельно-премиальная — рассчитывается в зависимости от выполненного показателя премирования.

Аккордная СОТ-общая сумма заработной платы устанавливается до начала выполнения работ по действующим нормам или расценкам. Сдельная ФОТ применяется при нормированных работах, где её использование не ведёт к нарушению технологического процесса, техники безопасности, при выполнении особо важных заданий, перечень которых определяется техническими службами предприятия.

Повременная ФОТ применяется при невозможности или нецелесообразности установления количественных параметров ОТ, при ней работник получает ЗП в зависимости от проработанного времени или квалификации:

простая повременная ЗП начисляется по тарифным ставкам работника данного разряда за фактически отработанное время. Бывает часовая, дневная, месячная тарифные ставки.

повременно — премиальная — сочетает простую повремённую ОТ с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям премирования работников.

При окладной оплата производится не по тарифным ставкам, а по установленным должностным окладам. Такая система используется для ОТ специалистов, служащих, руководителей.

Должностной месячный оклад — это абсолютный размер ЗП, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Основной источник ОТ — прибыль. Предприятия могут самостоятельно разрабатывать заводскую тарифную систему, основой которой является единая тарифная сетка для оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы. Профессии рабочего тарифицируется с 1 по 8 разряд, а руководителей, служащих, специалистов с 2 по 18. Применяются районные коэффициенты.

Повременная ФОТ применяется на предприятиях, где используются автоматические линии, станки с числовым программированием, где труд определяется механизмами, где есть опасные условия труда, для вспомогательных рабочих.

ТарифнаяСОТ — совокупность норм, обеспечивающих дифференцированную ОТ в завис от степени сложности работ, условий труда, интенсивности и характера труда. Она включает тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, район коэф. доплаты и надбавки за отклонения в условиях труда.

БестарифнаяСОТ — ЗП работников представляет собой определенную долю фонда ОТ, подраздел, где она используется. Она завис от 3 факторов -квалификационного уровня, коэффициэнт трудового участия, фактическое время работы. КТУ определяется специальной комиссией, закрепив за каждым, существ сист понид и повыш коэф показ-й. Ф.

Человеческий капитал — капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека.

Человеческий капитал — в экономической науке — способность людей к участию в процессе производства.

Определение цен предприятиями

СТРУКТУРА ЦЕНЫ — совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль.

В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т.д. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям.

Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ — движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен.

Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования:

потребители,

правительство,

участники каналов сбыта,

конкуренты,

издержки производства.

Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории — внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного процесса; специфика производимой продукции; доступность необходимых для производства ресурсов ; организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы.

Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара); уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары; цены и неценовые предложения конкурентов и пр.

Мoжнo выдeлить cлeдyющиe тpи гpyппы мeтoдoв цeнooбpaзoвaния.

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa coбcтвeнныe издepжки

Мeтoд «Издepжки + пpибыль».

Мeтoд «цeлeвoй пpибыли».

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa cпpoc.

Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa кoнкypeнцию.

Стратегия ценообразования — это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями торгового предприятия. Для классификации ценовых стратегий, ориентированных на спрос, можно использовать несколько критериев.

1. По уровню цен на новые товары выделяют стратегии:

«снятия сливок»;

“цены проникновения»;

«среднерыночных цен».

2. По степени изменения цены выделяют стратегии:

«стабильных цен»;

«скользящей падающей цены» или «исчерпания»;

«роста проникающей цены».

3. По степени дифференциации товаров и потребительских цен выделяют стратегии:

«дифференциации цен на взаимосвязанные товары»;

«ценовых линий»;

«ценовой дискриминации».( см. комментарии к стратегиям вконце 1)

ДЕМПИНГ (от англ. dumping — сбрасывание)продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке.

9.Функции государства в рыночной экономике

Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками» Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Рынок — институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Экономических функций правительства много, и они разнообразны.

Основные формы экономической деятельности правительства

1.обеспечение правовой инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

2.защита конкуренции;

3.перераспределение дохода и богатства;

4.производство общественных благ и услуг;

5.стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Функции государства в рыночной экономике

1) Стратегическая – государство должно разрабатывать стратегии, вырабатывать концепции, разрабатывать программы функционирования и развития экономики, определять стратегические направления экономических связей, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами;

2) разработка, применение системы методов и инструментов, обеспечивающих достижение государственных целей, включая меры по поддержке отечественного бизнеса, ограждение национальной экономики от негативного влияния внешних факторов;

3) защита за рубежом законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, содействие укреплению их позиций на мировых рынках;

4) поиск решений, способных обеспечить баланс интересов государства, производителей, потребителей, экспортеров и импортеров;

5) создание правовой основы для принятия экономических решений;

6) стабилизация экономики (Правительство использует бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, для снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты);

7) поддержание макроэкономического и структурного равновесия;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap