экологичесое правосознание



Введение

В XX веке остро встала проблема взаимодействия природы и человека. Длительные воздействия на природу, нарушение законов ее существования, привели к необратимым экологическим явлениям на планете. Сказанное обязывает всех граждан, все государственные политические структуры страны — активнее включаться в конкретное решение всех экологических вопросов, ведь право человека на безопасную окружающую среду относится к числу его фундаментальных прав.

В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.

Главная цель работы — изучить уровень правового экологического знания и правового экологического сознания граждан Республики Коми и жителей г. Усинска.

Исходя из целей своей работы, я ставлю следующие задачи:

1.Рассмотреть и оценить экологическую ситуацию в РК и г. Усинске.

2.Проанализировать статистику экологических правонарушений на основе материалов местного Комитета по Охране Окружающей Среды на территории Усинского района.

3.Дать общую характеристику экологических прав граждан.

4.Изучить на основе местных материалов деятельность граждан (в частности молодежи) и общественных организаций по защите экологических прав в г. Усинске.

5.Исследовать уровень экологического правосознания сознания на основе анкетирования учащихся СОШ №1 8-11х классов.

Объект исследования — экологическое правовое образование учащихся.

Предмет исследования — процесс формирования эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к природе у учащихся на основе изучения экологического права.

На большей части территории республики экологическая обстановка в целом остается благоприятной. На сегодняшний день экологические проблемы в основном связаны с районами широкомасштабной добычи полезных ископаемых. Несмотря на то, что в последние годы в России охране окружающей среды уделяют пристальное внимание, экологическая ситуация не улучшается. Я заинтересовалась вопросом, какова экологическая ситуация на территории Коми. Об этом в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды региона Александр Боровинских. Вот только самые яркие примеры экологической обстановки:

«По выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух республика занимает первое место по Северо-Западу. В последние годы Коми устойчиво занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации, имеющих наибольшие объемы выбросов. Уровень загрязнения поверхностных водоемов хозяйственно-бытовыми стоками в Коми растет в геометрической прогрессии. За 2010 г. разливов нефти в системе ЛУКОЙЛ происходило 5 раз».

К данному интервью я могу добавить следующие факты и цифры:

В водные объекты Северо-Запада от Республики Коми поступает около 4 % общего объема загрязненных сточных вод. Несмотря на то, что объем сточных вод, сбрасываемых в водоемы несколько снизился, только 57% из них можно отнести к нормативно-чистым и 19% — к нормативно очищенным.

Экологические проблемы оказывают серьезное влияние на здоровье населения.

Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды, угрозой национальной безопасности. На совещании от 30.03.2011 глава правительства говорил о несовершенстве природоохранной системы. Для исправления ситуации подготовлены 8 новых законопроектов.



Экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды.

Статистика экологических правонарушений в г. Усинске за 2009-2010 гг.

По данным местного Комитета по Охране Природы, за 2009 год было выявлено 76 экологических правонарушений по следующим основным статьям:

8.13. 8.20. 8.21. 8.41.

Общая сумма штрафов составила 899,5 тыс. рублей, а сумма ущерба — 7 млн. 153 тыс. рублей.

За 2010 год Комитет выявил 58 экологических правонарушений по тем же основным статьям, которые приведены выше. Сумма штрафов составила 620 тыс. рублей в счет местного бюджета.



Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека:

1)право на благоприятную окружающую среду; 2)право на достоверную информацию о ее состоянии; 3)право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу

экологическим правонарушением.

Конституция впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной легитимностью.

Помимо основных конституционных экологических прав, закон « Об охране окружающей среды», который занимает центральное место в системе экологического законодательства РФ, расширяет и дополняет экологические права граждан. В нем приняты основные положения следующего содержания:

2. Граждане обязаны:

-сохранять природу и окружающую среду;

-бережно относиться к природе и природным богатствам;

-соблюдать иные требования законодательства.

Жители РК осознают необходимость в социальной сплоченности общественных сил как одной из альтернатив дальнейшего развития региона в современных экологических реалиях. На данном этапе закладываются только отдельные элементы подобного взаимодействия власти с различными социальными слоями общества.

12 октября 2009 г. состоялось с участием руководства Минприроды РК первое организационное собрание, на котором был создан Общественный совет. Совет видит свои задачи в том, чтобы в первую очередь содействовать формированию общественного экологического сознания населения нашей республики, повышать информированность общественности по основным направлениям нормативно-правовой деятельности МПР России, совершенствовать взаимодействие Министерства с общественными объединениями и гражданами.

В Усинском районе ярким примером гражданской активности являются неэпизодические сходы местных жителей по экологическим вопросам. Например, жители села Усть-Уса собрали сход и высказали топ-менеджерам «ЛУКОЙЛа» свое мнение по поводу сейсморазведки, которую по заказу нефтяной компании вела Севергеофизика. Собрание приняло решение: создать общественное движение, которое будет следить за экологией села.

В селе Колва 22 мая 2010 г. состоялся сход местных жителей, озабоченных появившимися разливами нефтепродуктов в окрестностях села и в реке Колва. По итогам схода было принято решение провести ряд мероприятий, направленных на недопущение нефтяных разливов и ликвидацию их последствий.



Однако не только взрослые граждане включаются в решение экологических проблем. Молодежь г. Усинска также принимает в этом участие.

20 июня 2007 г. в селе Колва состоялась городская молодежная экологическая акция «Чистый город, чистый лес». За несколько часов ребятам удалось собрать два грузовика мусора. В 2005 году усинская молодежь очищала от мусора лесной массив в районе села Колва. Инициатива провести уборку пригородного леса принадлежит группе старшеклассников общеобразовательных школ города.

Совсем юные усинцы тоже понимают, что природу нашего города надо защищать. В Усинском ЦДОД существует экологический клуб. В нем состоят ребята младшего школьного возраста, неравнодушные к экологии своего города.

Я попыталась выяснить: «Как в нашем городе в этом направлении работает Молодежный парламент». В отделе Образования и Молодежной Политики МО ГО «Усинск» мне сообщили что в мае будет проходить экологическая акция под названием «Свежий ветер». В ней будут принимать участие все те, кому небезразлична экологическая обстановка нашего города.

В МОУ СОШ № 1 каждый год в мае месяце проходит субботник. Ребята из всех классов дружно очищают территорию школы от мусора, которого за год накапливается очень много. Ученики сажают деревья и ухаживают за ними.

В условиях  надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий. Осознание молодежью своих экологических прав очень важно для всего общества в целом, т.к. за молодежью стоит недалекое будущее всей страны.

Я решила выявить уровень экологического правосознания и экологической информированности и провела анкетирование учеников параллелей 8-х, 10-х и 11-х классов МОУ СОШ №1.

Проанализировав полученные результаты, я сделала следующие выводы:

Большинство учеников полагает, что в программу обучения необходимо ввести более расширенное изучение экологических проблем; многие предпочли бы более интересные формы изучения, не только теоретическую, но и практическую часть, где будет происходить общение с природой.

Меньше половины опрошенных знают о крупных экологических правонарушениях на территории Усинского района и Республики Коми. Одной из основных причин незрелости экологического  сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения.

Меньше половины учеников принимали участие в экологических акциях, но большинство хотели бы в них поучаствовать. Такой большой процент желания можно оценить как заинтересованность подростков в решении экологических проблем (загрязнения города) своего города.

Заключение

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как «Широка страна моя родная,  много в ней лесов, полей и рек…»Не ждать милости от природы…» и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее  восстановлении, бережном отношении к ней. Культивирование нового  сознания  по  отношению  к природе — процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и  другими условиями жизни общества. Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и  тех  законов, которые  должны обусловить человеческую деятельность в целях  сохранения жизнепригодного состояния природы.

Проведя данное исследование я пришла к следующим выводам:

экологическая ситуация не улучшается, она связана с преобладанием в регионе добывающих отраслей.

6.Уровень экокультуры в нашем регионе пока невысокий. Но радует то, что ученики нашей школы на обыденном уровне понимают необходимость экологических знаний, действий.

7.Надо обратить внимание на то, что учащиеся нашей школы хотят участвовать в экологических акциях, наверно, необходима некая организация со стороны более взрослых людей.

8.Общественные организации и движения у нас есть. Они появились недавно. Они действуют и люди понимают, что если они будут равнодушными, то их права останутся только на бумаге. Примером являются действия жителей сел Колва и Усть-Уса.

Практическая направленность моей работы заключается в том, что материалы можно использовать на классных часах, уроках обществознания, биологии, географии, внести некоторые коррективы в планы внеклассной работы школы.

Работая над выбранной темой, я вышла на ряд вопросов, над которыми собираюсь продолжить работу.








sitemap
sitemap