№ 16Даосизм теория и практика.



Вопрос № 16. Даосизм: теория и практика.

Даосизм зарождается в VI-V вв. до н.э., это религиозно-философское учение о Дао, или о жизненном пути —едином, объективном законе, которому подчинен весь мир. Его основателем является Лао-цзы, а его представителем – Чжуан-цзы. Даосы выступали против системности и логики изложения, а их трактаты изобиловали иносказательными притчами. Они писали о том, что составляет неуловимость пустоты вне композиции и структуры. Но в то же время даосизм есть вполне целостное учение, в котором все подчинено главной категории – тому, что «скрыто», «чудесно», «божественно», – Дао. Для даоса мир беспределен и вечен, а земные мерки безнадежно ограничены. В книге «Дао дэ цзин» Лао-Цзы сравнивает Дао с пустотой, лежащей в основе мира и пребывающей в недеянии (у вей), но в то же время нет ничего, что бы оно ни сделало, и в своем действии оно неисчерпаемо: «Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения». Путь Дао – это путь бесстрастного познания сути всего существующего. Форму бытия Дао Чжуан-цзы определяет как «естественность», которая выступает всеобъемлющим единством всего сущего, по отношению к которому не может быть никакого воздействия извне. «Естественность» как единое есть не само бытие, но принцип бытия – «пустота», или «совершенная чистота» (небытие). Само Дао подчинено неудержимому потоку «духовных перемен (шень хуа) естественности» и обретает себя в акте самоотрицания или возвращения к истокам, Дэ – это немыслимая искусность и творческая сила естественной, спонтанной деятельности человека. Дэ есть добродетель, не осознающая себя добродетелью, и потому, когда она создает сущее, не стремится им обладать, а когда руководит, не считает себя властелином. Человек, наделенный добродетелью, или дэ, внутренне совершенен и способен подчинять себе людей. Даоская аскеза стремится к возвращению к истокам через достижение состояния естественности, обретаемого в спонтанном действии или недеянии. В искусстве даосизм утверждал преемственность несотворенного хаоса и технической деятельности людей в неисчерпаемой конкретности бытия. Красота у даосов представляет, согласно закону символической формы, контрастное единство сокрытия и выражения. Полноценном выражением стилистического единства традиционной культуры Китая становятся живопись, музыка, поэзия. Искусство было направлено к внутренней реализации человеч. духа, не имеющего внешней формы и доступного лишь символическому выражению. Можно сказать, что искусство Др. Китая – это творческое развертывание Дао как истока должного, прекрасного, полезного, но не сводимого ни к долгу, ни к красоте, ни к пользе. Основной темой древнекитайского искусства становится идея «пустоты» (сюй), или реальности, все в себя вмещающей и себя опустошающей. Пустота в даоской философии означала и отсутствие наличия, и предельную целостность, и бесконечную перспективу самотрансформации бытия. Символизм «самоопустошающейся пустоты», т.е. самораскрывающейся реальности, превосходит не только свои проявления, но и сам принцип проявлений.








sitemap
sitemap