Звуковой анализ слов Русский язык 1 класс



Урок русского языка в 1 классе

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 1380

Макарова Татьяна Юрьевна



Тема. Звуковой анализ слов и упражнение в звуковой записи.

Цель: формировать умения анализировать звуковой состав слов, классифицировать звуки, выполнять звуковую запись слов.

Задачи урока

Предметные: учатся различать понятия «звук» и «буква»; определять характер каждого звука в слове, характеризовать звуки словесно и схематически; понимать характеристику звука речи, представленную в модельном виде; сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; выделять слова из потока речи, разграничивать ударные и безударные слоги, обнаруживать «опасные» места в словах.

Личностные: формируется желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; оценивать свои достижения, осознавать трудности и искать причины и способы их устранения.

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.

Познавательные: учатся понимать информацию, представленную в модельной форме, переводить её в словесную форму, осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.



Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

Оборудование

Учебник: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.- 6-е изд., исп. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век. 2012.

Электронное сопровождение к учебнику «К тайнам нашего языка» русский язык 1 класс. Автор-составитель Захарова В.А.

Орг. момент.

— Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

— Пальчиковая гимнастика.

— Запись числа в тетради.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

— На прошлых уроках мы слушали, называли, характеризовали… (звуки).

— Еще учились записывать их… (значками звуков).

— Что теперь знаете о звуках речи? (Таблица «Звуки речи» из электронного приложения).

— Сможете ли безошибочно определить звук?

— А найти нужный звук в слове?

-Все получалось или испытывали некоторые трудности?

— Какую задачу определим для себя на сегодняшний урок? (Слушать звуки, записывать слова значками звуков, различать звуки и буквы).

III. Работа по теме урока.

Упр. 84.

На доске – карточки со значками звуков и моделями звуков.

— Что записано на карточках? (Значки звуков).

— А выше – модели звуков. (Что обозначают?)

Задача: распредели звуки по группам.

— Как будете действовать, чтобы не попасть в «ловушку»? (План: 1. Произнеси и послушай звук. 2. Дай характеристику звуку. 3. Найди нужный столбик).

(Фронтально, чтобы закрепить способ действия.)

— Вы правильно определили звуки. Надеюсь, справитесь со следующим заданием.

Упр. 85.

— Какое задание нужно выполнить?

— Как будете действовать?

(План действий. 1. Произнести и послушать. 2. Выделить первый звук. 3. Определить, гласный он или согласный. 4. Если согласный, списать слово по Памятке 1.)

Слова записывают в два столбика.

(Самостоятельная работа.

Проверка. Какие слова выписали?

Проверка: фронтально по образцу. (На доске: [дʼ], [сʼ], [мʼ], [йʼ], [йʼ], [щʼ] )

— Оцените свою работу.

У кого все получилось?

Кто допустил ошибку?

В чем причина? (Чтобы не «потерять» звук [ йʼ] в начале слова, нужно произносить медленно.)

— Какие группы слов из записанных вами можно выделить?

3. Упр. 86. (устно)

Выполняется (в парах), проверяется фронтально.

— Проверьте друг друга. Сколько слов найдет каждый из вас?

— Оцените работу друг друга.

— Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Гимнастика для глаз.

Вчера вы исправляли ошибки малышей. А сегодня поможем нашему другу Джеку.

Упр. 89.

Молодцы, дружно работали. А сами умеете записывать слова значками звуков?

Выполните звуковую запись слов:

[ток], [точʼка], [лʼон], [бʼил]

Царица Речь предлагает поиграть.

В первом слове поменяйте первый и последний звуки местами. Какое слово получилось? (Кот).

Во втором (и четвертом) слове первый звук замените парным по глухости-звонкости согласным. Назовите слова (дочка, пил).

— Что помогает нам понять звуковая запись слова? (Как мы говорим).

— Для записи нам нужны… (буквы).

— Проверьте свой вывод.

Упр. 90

Тогда давайте запишем предложения под диктовку. О чем будем помнить? (Об «опасных» местах)



По технологии, принятой в образовательной системе «Гармония» записываются под диктовку предложения.

Белка прыгала с ветки на ветку. Она спешила к бельчатам.

IV. Рефлексия.

— Какую учебную задачу ставили на урок? Выполнили?

-Кто справился со всеми заданиями без ошибок?

— Кто ещё испытывает трудности?

-Какое задание понравилось?

V. Итог урока.

— Чем отличаются звуки от букв?

Оцените свое настроение.








sitemap
sitemap