Звуки русского языка 1 класс_13456



Звуки русского языка.

Прочитайте тему нашего урока. О чём мы будем говорить сегодня? ( О звуках русского языка).

— А что вы знаете о звуках? ( Звуки мы слышим и произносим; звуки – «кирпичики» устной речи; слова состоят из звуков; звуки бывают гласные и согласные; гласные – ударные/безударные; согласные – твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).

— Животные могут произносить звуки речи? (Нет, так как они не разговаривают. Издают просто шумовые звуки).



Задание выполняется в тетради в клеточку. А вы умеете составлять звуковые схемы слов? Я буду вам показывать картинку, а вы попробуете составить звуковую схему к слову самостоятельно. А потом мы проверим вместе.

— Первое слово лук. (Дети составляют схему самостоятельно).

Проверка. Слово произносится хором целиком, я выделяю первый звук (тяну его).

— Слушаем первый звук. Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий). Как его обозначаем в схеме? (синий кружок). Аналогично проводится работа с остальными звуками. Параллельно схему я пишу на доске.

Слова мак и рак дети полностью делают самостоятельно, проверяется только сама звуковая схема.

Дальше слайд 2, слайд 3. Из каждой пары разбираем первое слово вместе, остальные дети делают сами. На доске проверяются схемы.

— Посмотрите на схемы слов. Какие они получились в каждой группе? (Одинаковые).

— Я на доске написала 2 звуковые схемы (гусь и лось). Где какое слово зашифровано?

Сейчас я вам подскажу где какое слово. Но если к нам придёт посторонний человек, то как ему подсказать где именно какое слово? Ведь мы не можем с помощью таких обозначений точно показать звуки, которые мы слышим. Как вы думаете, есть другой способ обозначения звуков? (Варианты ответов детей).

— Кто хочет попробовать записать слово «ГУСЬ» звуками? (Доска). Здесь надо обратить внимание на правильное написание транскрипции – использование квадратных скобок. Если [ГУС] – какой звук мы не смогли правильно обозначить? Как это сделать? Как показать мягкость согласного звука? (если не знают, то рассказать про запятую рядом с согл. звуком). Если предложат Ь, то объяснить, что нельзя, т.к. он не обозначает звука.

— Учёные нашли выход, они придумали, как можно точнее обозначить звуки. Они договорились использовать буквы как значки звуков, но при этом обязательно надо использовать особые скобки [], или «ушки». Такие ушки взрослые называют квадратными скобками.

— Теперь вы знаете секрет учёных. И давайте проверим, сумеете ли вы им правильно воспользоваться. Давайте поиграем в игру «Узнай: звук или буква?». Я буду вам показывать запись, а вы определяйте, звук или букву я задумала. Если звук – произнесите его, если буква – правильно называйте её. Слайд 4.

Слайд 5. А сейчас мы с вами попробуем расшифровать слова. Но сначала откроем свои рабочие тетради и запишем сегодняшнее число (12 апреля). Я также записываю на доске. Прежде, чем писать, надо вспомнить об осанке. Как надо правильно сидеть на уроке письма?

Работа проводится следующим образом.

— сначала читается само слово. Потом буква пишется мною на доске, затем прописывается в воздухе, после этого дети записывают её в тетради. После этого идёт самооценка буквы. Рядом справа сверху простым карандашом ставится + или -. Если не понравилось ребёнку, как он написал букву, то рядышком старается написать букву красивую. Если понравилось, то рядышком он пишет такую же красивую букву, чтобы их было две. После этого мы пишем слово на следующей строчке, предварительно проговаривая, что пишем. Например, НОС – пишется гласная О, потому что мы слышим твёрдый согласный звук. НЁС – Ё, потому что слышим мягкий согласный звук. После написания слова выделяем орфограммы.

Буквы: н, т, я, к, д, р.

Слайд 6. Работа ведётся в тетрадях и на доске, выходят желающие.

— Вы научились расшифровывать звуковые записи слов. А теперь попробуем слова записать значками звуков. Чтобы у нас получились звуковые записи слов, что мы не должны забывать писать? (квадратные скобки).

— Что нарисовано на первой картинке? ШАРФ. Произнесите это слово, выделяйте каждый звук, рассказывайте о нём и обозначайте его условным значком. Какой будет первый звук? Какой он? (согласный, твёрдый, глухой). Сколько слогов в этом слов? Надо ставить ударение?

Если в слове больше одного слога, обратить внимание на постановку ударения.

Слова: шарф, клякса, брюки, тёрка, мел, свёкла, восемь.

Резерв. Слайд 7.

— А теперь мы отправимся в детский сад. Все вы (или почти все) там бывали. Кого водят в детский сад? (Малышей). А малыши часто не умеют хорошо говорить, и поэтому в их речи нередко бывают ошибки. Маленькие дети заменяют звуки, вместо одного произносят другой, а иногда и вовсе пропускают какой-то звук.

-Я буду произносить эти слова за ребят, а вы слушайте, старайтесь понять слово и говорите его правильно. Мы будем искать и исправлять ошибки в звуках на листочках.

Исправление. Ребёнок сказал [ВАПКА]. Какое слово он хотел сказать? (лапка). Какой звук неверный? Как его нужно изменить? Все показываю на образце.

В слове ПТИЧКА обратить внимание на то, что [ч’] всегда мягкий.








sitemap
sitemap