Звуки и буквы_13379



Урок русского языка по теме: «Звуки и буквы»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-сказка

Цель: систематизации знаний о звуках и буквах.

Задачи:

систематизировать знания о звуках и буквах;

развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;

развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;

воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Оборудование:

Аудиозаписи “Звуки моря” и “Песня Водяного” (презентация)

Изображения сказочных героев: Морского царя, Водяного, Русалочки, Учёной рыбки, Дельфина, Осьминога, 8 рыбок.

Карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.

Набор значков для обозначения звуков.

Тетради, ручки.

Таблицы.

Разноцветные рыбки. (красная, зеленая. оранжевая, синяя)

Ход урока:

Организация начала урока.

Психологическая установка. Презентация ( слайд 1)

Я в школе на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я хочу учиться.

Я готов к уроку.

Звучит аудиозапись “Звуки моря”.

Сегодня, ребята. У нас необычный урок, а сказочное путешествие. Куда мы отправимся с вами вы ответите после того как отгадаете загадку.

Без конца и края Лужа

Не страшна ей злая стужа.

В Луже ходят корабли,

Далеко им до земли.

Море

Презентация (слайд 2)

Мы побываем с вами в подводном мире. А к кому мы пойдем в гости вы мне ответите после того как послушаете сказку.

Презентация (слайд 3)

“В открытом море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. И живёт с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. “Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут”, — говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: “Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя!” Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Учёной рыбке”

— А вы, ребята, хотите помочь Русалочке? Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. (презентация слайд 3) Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т.е. умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Если вы умеете писать, то докажите это, запишите число в своих тетрадях.

2. Минутка чистописания

— А теперь, чтобы ещё больше понравиться Водяному, давайте придумаем и запишем какой-нибудь узор, похожий на волны. Какие предложения у вас будут?

Дети предлагают свои варианты. Рассматриваем варианты презентации, выбираем; дети записывают его в тетради. (слайд 4)

— Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

— Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

3. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

Когда мы с вами любовались подводным миром, что мы с вами слышали?

(ЗВУКИ)

Какой умный вопрос мы можем задать?

На доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Дети читают слова на карточках. (между карточками со словами карточку со знаком вопроса):

— Какой умный вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

— Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса.

-А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

(примеры).

— Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие карточки постоянно появляются на доске.

— Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

В результате этой работы появляется схема.

буквы звуки речи

гласные согласные

ударные безударные

звонкие глухие

мягкие твёрдые

о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Для нас это новая тема или нет?

Значит что мы сегодня будем делать?

4. Звукобуквенный анализ слов

— Вы хорошо знаете значки для обозначения звуков. А теперь давайте покажем Водяному, как вы умеете ими пользоваться.

Работа в парах

На каждой парте набор значков для составления схем слов. Работая в парах, дети составляют звуковую схему слова “море”. Когда работа в парах закончена, дети берутся за руки и поднимают их . Все предложенные детьми схемы рассматриваются, выбирается правильная, её записывают в тетрадь.

— Что вы можете сказать об этом слове? (В этом слове два слога, первый ударный, всего 4 звука: два гласных, два звонких согласных, один из которых твёрдый, а другой – мягкий.)

— Мы знаем, что к одной и той же схеме можно подобрать несколько слов. Посмотрите внимательно на схему и скажите, подойдут ли к ней слова: “моря”, “мель”, “рыба”. Докажите.

В ходе обсуждения дети определяют, что данная схема подходит только к слову “моря”. Слово “мель” не подходит, потому что в нём 3 звука, а в схеме 4. Слово “рыба” не подходит 3-й звук (он твёрдый).

— Вы замечательно справились со всеми заданиями и доказали, что достойны того, чтобы побывать в Подводном царстве. Водяной пропустит вас туда. А знаете, он не такой уж страшный. Сейчас мы послушаем песню, которую он поёт.

5. Физкультминутка

“Я Водяной…”

6. Упражнения в транскрибировании слов

— Водяной пропустил нас в Подводное царство. (открывается та часть доски, которая до этого времени была закрыта. Там дети видят Русалочку, Учёную рыбку, Дельфина и Осьминога. На доске так же нарисованы водоросли и маленькие рыбки для создания атмосферы подводного мира.)

— Мы с вами попали на занятия Русалочки с Учёной рыбкой. Рыбка дала ей задание: сделать звуковую модель слова “море”. Посмотрите на звуковые модели, которые сделали Русалочка, Дельфин и Осьминог (они захотели учиться вместе с Русалочкой и охотно посещали все занятия) и скажите, а кто же из них прав.

[море] [морэ] [мор]

Дети находят ошибки во всех звуковых моделях, записывают правильно звуковую модель [ мор’э] , определяют, чего ещё не знают Русалочка, Осьминог и Дельфин.

Русалочка забыла, что звука [ е] не бывает, а бывают звуки [йэ], которые на письме обозначаются буквой е. Но в этом слове “на работу выйдет” только звук [э].

Осьминог забыл, что

Дельфин забыл, как в звуковой модели (транскрипции) обозначается мягкость согласных (запятой).

Правильная звуковая модель записывается в тетрадях:

[ мор’э] — море

7. Составление и запись предложения

— Давайте составим предложение о Русалочке со словом “море”, чтобы ей было приятно.

Учащиеся составляют предложения, выбирают то, которое им больше понравилось, записывают его с комментированием. Главные члены предложения.

8. Работа по учебнику.

Страница 51 упражнение 10.

Какое море мы с вами видели и слышали?

А какие звуки передадут шум спокойного моря, шелест волн?

Представьте, что на море начался шторм, сверкают молнии. Дует сильный ветер , над морем черные тучи, гремит гром. Прочитайте строчки в этом стихотворении которые передадут характер неспокойного, штормового моря.

Запишите их

Скажи погромче слово гром.

Подчеркните буквы, которыми обозначим эти грохочущие звуки.

9. Физкультминутка

Для глаз.

10. Контроль и оценка знаний

Ребята, вы любите ловить рыбу? Хотите порыбачить в Подводном царстве? Тогда сейчас Русалочка покажет нам, как нужно ловить рыбок.

На доске таблица и 8 рыбок.

1



2

3

4

5

6

7

8

У каждого ребёнка такая же таблица.

А вот и рыбки. Выбрав правильный ответ, мы узнаем, в какую ячейку “поймалась” рыбка, и поставим туда крестик в тех табличках, которые лежат у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы поставите крестик в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе предложение – в нижнюю.

Контрольные задания:

Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

Звук можно услышать и произнести.

Букву можно услышать и произнести.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

Буквы обозначают звуки на письме.

Звуки обозначают буквы на письме.

Алфавит – это все буквы в беспорядке.

Алфавит – это все буквы по порядку.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

+

+

+

+

+

После заполнения “сети” организуется проверка правильности заполнения. Снова перечитываются предложения, а дети коллективно приходят к правильному ответу. На доске в нужную ячейку дети ставят рыбку. Одновременно дети осуществляют самопроверку и исправляют свои ошибки. А теперь давайте выпустим рыбок назад в море.

11. Итоговая рефлексия

Пришло время проверить достигли ли мы целей урока. Презентация ( слайд 5)

Сегодня на уроке:

Я повторил …

Я научился …

Мне понравилось …

Я буду …

А теперь у вас будет возможность оценить свои знания по теме: “Звуки и буквы” и подумать, насколько вы готовы к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке. У вас на партах лежат разноцветные рыбки. Возьмите ту рыбку, которая, по вашему мнению, соответствует вашим знаниям по теме «Звуки и буквы» (красная, зеленая, желтая, синяя) и пустим ее в к Русалочке.

Отличать звуки и буквы.

Давать характеристику гласным звукам.

Давать характеристику согласным звукам.

А кто из сказочных героев вам понравился больше остальных? Почему? Нам сейчас предстоит попрощаться с ними. Пожелайте своим полюбившимся героям что-нибудь на прощание. (Дети высказывают свои пожелания).








sitemap
sitemap