Зрение — дар природы Береги его



 

Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

 «Зрение – дар природы. Береги его!»

Название направлений форума*

 Естественные науки и инженерные технологии

Тип работы

Исследовательская работа

Возрастная номинация

6-8 класс

Фамилия имяавтора

Радзивилова Елизавета

Территория

Красноярский край, Шарыповский район,

п. Инголь

Место учебы:

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Класс

 6 класс

Место выполнения работы

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47 ОАО «РЖД»

Руководитель

Иванов Игорь Владимирович, учитель информатики НОУ СОШ№47 ОАО «РЖД»

 



Аннотация

Радзивилова Елизавета

Красноярский край, Шарыповский район, п. Инголь, НОУ СОШ № 47 ОАО «РЖД»,

6 класс.

«Глаза — зеркало души. Береги их!»

руководитель: Иванов Игорь Владимирович, учитель информатики.

Цель работы: изучение влияния компьютера на здоровье школьников, а именно влияние компьютера на зрение ребёнка.

Методы исследования: Теоретические: анализ литературы по теме исследования. Практические: анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Методика исследования:

 Данная работа проводилась в два этапа.

1 этап: анкетирование и анализ анкет.       

2 этап:  изучение литературы по теме «влияние компьютера на зрение ребёнка»

Результаты исследования:

Изготовление памятки «Как сберечь зрение, работая с компьютером».

Проведение практического занятия: выполнение гимнастики для глаз.

«Глаза — это окна нашего мозга,через которые мы воспринимаем мир»Р. Грегори

Введение

Актуальность изучаемой темы.

Глаза – ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость и страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Глаза – это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительно большого внимания.

При выполнении любой работы, требующей усиленного контроля зрением и реакцией глаз, дети и взрослые ощущают переутомление и даже боль в глазных яблоках. Это связанно с тем, что мышцы и нервы, управляющие движением и фокусировкой глаз на каком-либо объекте, перегружаются и устают от продолжительной работы.

Более того усталость глаз становится еще более ощутимой при работе непосредственно с большими и контрастными экранами, мониторами компьютеров. Дети сильнее подвержены усталости глаз ввиду того, что зрительная система их организма еще не полностью сформирована и окрепла. Чтение книг, нахождение перед телевизором особенно на близком расстоянии и работа за компьютером продолжительное время требует мышцы глаз сильно напрягаться.

Работа за компьютером сверх меры приводит к ухудшению работы глаз тех детей, у которых уже имеются осложнения со зрением. Так ребенок, имеющий лишь незначительные недостатки со зрением, со временем «зарабатывает» себе уже серьезные проблемы, требующие коррекции и вмешательства врачей, однако, в зависимости от степени ухудшения зрения, возможно решение проблем до зрелого возраста и без медицинской помощи.

Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения, на порядок повышается возможность того, что к совершеннолетию ребенок будет вынужден носить очки.

В наши дни компьютер стал неотъемлемым атрибутом квартиры. Во многих семьях и родители, и особенно дети привыкли решать свои задачи и использовать возможности компьютера для своих целей.

Это и не удивительно, ведь компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек — пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название «Компьютерный зрительный синдром». Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места. Исходя из данных итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз — 48 %, зуд — 41, боли — 9, потемнение в глазах — 2,5, двоение — 0,2 %. При этом отмечались объективные изменения: снижение остроты зрения — 34 %, бинокулярного зрения — 49 %. В то же время в результате длительной работы очень велик риск появления, или прогрессивности уже имеющейся, близорукости.

В качестве профилактического средства совершенно не лишним является использование очков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность.

Нужно понять, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. И что существуют определенные ограничения. 

К сожалению, сейчас нередко встречаются подростки, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка. Как сберечь и сохранить зрение?

В своей работе я попытаюсь ответить на поставленный вопрос. Ведь проблема действительно актуальна и беспокоит многих, а особенно родителей. Именно дети чаще всего страдают от «компьютеромании». По этому поводу написано и издано большое количество статей. Я постараюсь их обобщить и сделать выводы, которые может быть будут полезны.

2. Основное содержание:

Целью моей исследовательской работы стало изучение влияния компьютера на здоровье школьников, а именно влияние компьютера на зрение ребёнка, исходя из этого были поставлены следующие задачи:

Задачи:1. Проанализировать влияние компьютера на зрение учащихся.

2. Описать, как влияет на глаза работа на компьютере, к каким последствиям это приводит.

3. Доказать, что длительная работа на компьютере влияет на зрение.

4. Предложить свои способы решения проблемы. Составить рекомендации: «Как сберечь зрение».

Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: зрение школьника.

Участники исследования: учащиеся 2-9 классов нашей школы.

Гипотеза исследования

Я предполагаю, что длительная работа за компьютером влияет на зрение человека.

Что при помощи специальных правил и упражнений можно сохранить остроту зрения.

В чем же вредное влияние компьютера на зрение?

Основным фактором является большая нагрузка на глаза при длительной работе, то есть речь идет о зрительном напряжении. Такое же напряжение глаза испытывают, например, при длительном чтении печатного текста. Но есть и отличия. Дело в том, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек (пикселей). По мнению офтальмологов, зрительная система человека плохо приспособлена для рассматривания такого изображения – для глаз это огромная нагрузка.

Через некоторое время (обычно от 2 до 6 часов) непрерывной работы за компьютером, большинство пользователей начинает испытывать неприятные ощущения: чувство «песка» под веками, жжение в глазах и их покраснение (синдром «сухого глаза»), головная боль, боли в области глазниц и при движении глазных яблок. Нередко люди так увлечены компьютером, что «забывают» моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из за этого при моргании появляются болезненные ощущения.

При длительном пользовании компьютером происходит:

— снижение остроты зрения – затуманивание;

— возникает двоение предметов;

— замедляется смена взгляда с дальних предметов на ближние и наоборот;

— повышается утомляемость глаз.

Все эти симптомы объединяются термином астенопия – отсутствие силы зрения. В настоящее время, у окулистов утвердился термин «компьютерный зрительный синдром», под которым и понимают состояние астенопии, возникающее при длительной работе на компьютере.

Методика исследования.

Я проводила анкетирование среди учеников 2-9 классов. Опрошено 48 учащихся, 29 из которых пользуются услугами Internet. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, так как симптомы вызываемые работой на персональном компьютере, носят описательный характер. Этот метод также позволяет провести исследование соблюдения правил и норм работы на ПК.

Для решения поставленных задач, мною была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов, которая приводится ниже. Анкетирование было письменным и анонимным, т.к. это позволяет повысить достоверность получаемых данных.

АнкетаДата рождения:_________________________________________

1. Есть ли дома компьютер ___________, интернет___________

2. Сколько времени Вы проводите за компьютером:

а) до 2-х часов в день;

б) от 2-х до 5 часов в день;

в) более 5-ти часов в день.

3. Как Вы относитесь к Интернету:

а) равнодушно;



б) пользуюсь им только по необходимости;

в) испытываю ежедневную потребность в Интернете;

г) не представляю свою жизнь без Интернета.

4. После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся неясными, расплывчатыми):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

5. Вызывает ли у Вас работа за компьютером раздражение глаз (покраснение, жжение, зуд, чувство «песка» под веками):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

6. Имеются ли у Вас нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость или др.):а) нет;

б) да.

7. Вы работаете за компьютером:

а) в освещенной комнате;

б) в темноте;

в) при тусклом свете.

8. Как часто Вы делаете перерывы в работе на компьютере:



а) вообще не делаю;

б) каждый час;

в) каждые 20 минут;

г) другое __________________________________.

9. Востребованы ли компьютерные технологии в жизни?

а) да;

б) нет.

Мои исследования.

Исследования показали, что:

отвечая на вопрос, сколько времени вы проводите за компьютером, 55% опрошенных в день сидят за компьютером от 2 до 5 часов.

Отношение учащихся к интернету распределилось следующим образом: 42% опрошенных пользуются интернетом ежедневно.

В ходе исследования, оказалось, что 10% учащихся работают в темной комнате.

У 67% опрошенных после работы затуманивается зрение.

Работа за компьютером вызывает раздражение глаз у 71% опрошенных учащихся.

Меня интересовал вопрос, имеется ли нарушение зрения у учащихся нашей школы. Оказалось, что у 12% анкетируемых есть проблемы со зрением.

Перерыв в работе на компьютере ежечасно, оказывается, делают не все учащиеся, только 65%.

Все 100% опрошенных учащихся на вопрос: востребованы ли компьютерные технологии в жизни? Считают, что без компьютерных технологий в современном мире сейчас не обойтись.

Результаты исследования.

В исследовании приняли участие 48 учащихся 2-9 классов.

45 человека чувствуют дискомфорт и усталость глаз к концу дня.

6 учеников имеют плохое зрение.

Как показало исследование, те ребята, которые проводят много времени за компьютером имеют снижение зрения.

Проведя всю работу, сделала следующие выводы:

Выяснила, что, действительно, длительные занятия за компьютером снижают остроту зрения, вредят здоровью человека.

Узнала, что сохранить зрение может специальная гимнастика для глаз и соблюдение правил, сберегающих зрение.

Кроме этого, я составила памятку: «Как сберечь зрение, работая с компьютером».

Изучив много литературы и сделав выводы, я выбрала важные рекомендации для сохранения зрения у детей:

Для охраны зрения важны соблюдение режима дня в целом.

Правильное чередование бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня.

Все хорошо в меру, и чтобы не лечить ребенку зрение, следует разумно ограничить время его нахождения за компьютером.

Если родители замечают негативные перемены в поведении ребенка после нахождения за компьютером, то самый верный способ уменьшить вред компьютера, это ограничить по времени его пользование.

Я узнала, что средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

— в три-четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

— в пять-шесть лет — от 20 до 35 минут;

— в семь-восемь лет — от 40 до 60 минут.

Эти нормативы касаются здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска по зрению или имеют хронические заболевания, особенно заболевания нервной системы, должны работать за компьютером не более 10 минут в день не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

Следует делать регулярные перерывы, очень желательно, чтобы ребенок был на улице хотя бы один-два раза в день между пребыванием за компьютером.

Кроме того, нужно правильно организовать рабочее место:

1. Расстояние до монитора не менее 40-50 см, положение монитора должно быть на несколько сантиметров ниже глаз, чтобы ребенок смотрел на монитор сверху вниз, а не наоборот.

2. Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором.

3. Монитор должен быть настроен правильно, частота обновления экрана рекомендуется не менее 85 Гц.

4. И если ребенок сильно увлечен компьютером, обязательно регулярно проверять его у окулиста, чтобы на начальной стадии выявить все проблемы со зрением, чтобы в последствии было легче с ними бороться и максимально сохранить хорошее зрение ребенка.

Врачи рекомендуют делать легкую гимнастику для глаз:

1. Плотно закройте и широко откройте глаза 6-7 раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращайте глазами по кругу вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

4. Быстро, быстро моргайте в течение 1-2 минут. Это убережёт глаза от пересыхания, рези и боли. Старайтесь вообще чаще моргать, когда работаете за компьютером.

5. Закройте веки и очень осторожно и нежно помассируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.

6. Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний: с цветов на подоконнике на дерево вдалеке, с занавески на облака и т.д. Повторить это упражнение необходимо 5-10 раз.

7. Широко раскрыть на несколько секунд, затем зажмурить глаза. Так повторить несколько раз.

8. Легко помассировать веки, можно слегка «побарабанить» кончиками пальцев в области глаз (виски, брови, переносица).

Для профилактики зрительного и общего утомления, я предлагаю следующие упражнения:

1. Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—б раз.

2. Выполняется сидя. Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5— 6 раз.

3. Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—б раз.

4. Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—б раз.

5. Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.

Также важно делать гимнастику для улучшения мозгового кровообращения:

1. Голова на плече

Опустите голову как можно ниже на левое плечо, шею расслабьте, затем поднимите голову и положите ее точно так же на правое плечо. Повторите так 12 раз.

2. Голова вверх-вниз

Опустите подбородок как можно ниже на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и плавно откиньте ее как можно дальше назад. Повторите так 12 раз.

3. Голова вправо-влево

Поверните голову как можно дальше влево (тело должно оставаться прямым), вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно дальше вправо. Повторите 10 раз в медленном темпе.

4. Плечи вверх-вниз

Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Потом резко отпустите их, чтобы они свободно упали вниз. И наклонитесь потом немного вперед, потянувшись вперед плечами. Сделайте так 8-10 раз.

5. Плечи вперед-назад (спина грудь колесом)

Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. И плавно выгнитесь назад насколько это возможно. При этом вы должны максимально дугообразно выгнуться (как будто на шар ложитесь или делаете мостик). Потом возвращайтесь таким же движением в изначальную стойку. И делайте точно так же, но только вперед (спина горбом). Повторите эти три движения 8 раз.

6. Вращение плечами

Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом состоянии отведите их назад насколько возможно, опустите и возвращайтесь в исходное положение, делая таким образом круговые движения плечами достаточно быстро. Сделайте так 25 раз (по рекомендации Г. Бенджамина). А потом еще столько же только в другую сторону.

7. Повороты

Встаньте свободно, руки опущены. Повернитесь влево — вправо примерно на 90 градусов, при этом руки расслаблены и свободно двигаются. Повороты делаются спокойно, не спеша 10-15 раз.

Между упражнениями обязательно поморгайте и легкой тряской расслабляйте плечи!

Заключение.

Работая над проектом, я узнала, какие причины вызывают ухудшение зрения, и изучила правила, благодаря которым можно сохранить и укрепить наше зрение. Работа для школьников, в том числе длительность их общения с компьютером, должна  строго нормироваться. Я задумалась над тем, что необходимо внимательней относиться к себе, к своему здоровью.

Мне удалось собрать интересный материал, с которым я познакомлю учащихся нашей школы и воспитанников подготовительной группы детского сада.

Говорят, глаза – зеркало души. И не только. Они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире. Нужно помнить, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы, поэтому необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, на природе. И, конечно, регулярно делать гимнастику для глаз, соблюдать правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать нас своей красотой.

Литература

Гимнастика за компьютером – http://vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html.

Компьютер и здоровье ребёнка — http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631

Компьютер и ребенок: все за и против — http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816

Родительское собрание «Компьютер – не забава» — http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_3.htm

www.1september.ru.

FAQ «Монитор — как сберечь зрение» — http://faqs.org.ru/hardw/video/monitor_safe.htm.

Как сберечь зрение при работе за компьютером? — http://www.diets.ru/post/171727/.

Методическая газета «Начальная школа» №1-2011г. «Школьник и компьютер».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации для сохранения зрения у детей

Для охраны зрения важны соблюдение режима дня в целом.

Правильное чередование бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap