Золотое сечение в архитектуре города сургута



Департамент образования администрации города Сургута

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеообразовательная школа №8

имени Сибирцева А.Н.

Учебная исследовательская работа по теме:

«Золотое сечение»

в архитектуре города Сургута

предметная область: математика

Выполнила:

ученица 5 «А» класса

Березовская Вероника

Научные руководители:

учителя математики

Ханова Аниса Ильсуровна

Рецензент:

учительматематики Дубынина Е.М.

г. Сургут 2011

«Золотое сечение» в архитектуре города Сургута

Березовская Вероника

ХМАО-Югра, г. Сургут, МОУ СОШ №8 им. А.Н. Сибирцева, 5А класс.

Краткая аннотация

Данная статья посвящена проблеме изучения «золотого сечения» в архитектуре города Сургута.

Цель проекта: построить модель школы дополнительного образования «Золотое сечение».

В своей работе автор использовал печатно-словесный, объяснительный, поисковый, библиографические методы исследования. Среди приемов можно выделить следующие: поиск и анализ источников и литературы, составление плана работы, аналитическое описание, сравнение, обобщение фактов.

В результате работы над данной проблемой автор приходит к выводу о том, что «Золотое сечение» является отображением окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука».

2

«Золотое сечение» в архитектуре города Сургута

Березовская Вероника

ХМАО-Югра, г. Сургут, МОУ СОШ №8 им. А.Н. Сибирцева, 5А класс.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме изучения «золотого сечения» в архитектуре города Сургута.

Цель проекта: Построить модель школы дополнительного образования «Золотое сечение».

Приступая к данной работе, автор планировал решить следующие задачи:

Изучить понятия «золотое сечение», «золотой прямоугольник».

Провести исследование архитектурных сооружений г. Сургута по теме «Соответствие золотому сечению».

Провести социологическое исследование «Золотое сечение», представить его результаты.

Разработать архитектурный проект школы дополнительного образования «Золотое сечение»

В своей работе автор использовал печатно-словесный, объяснительный, поисковый, библиографические методы исследования. Среди приемов можно выделить следующие: поиск и анализ источников и литературы, составление плана работы, аналитическое описание, сравнение, обобщение фактов.

В своей работе автор работает над проблемой «золотое сечение» в математике и архитектуре, исследует архитектуру города Сургута.

Было найдено определение «Золотого сечения», изучена литература, связанная с «Золотым сечением», проведены эксперименты, разработан собственный проект с элементами «Золотого сечения», были сделаны выводы, что «Золотое сечение»:

-присутствует в архитектуре города Сургута

-является отображением окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука».

В ходе исследования автор выявил, что закономерности «Золотого сечения» заложены в подсознании человека, использовались и используются архитекторами в своих работах.

В своем исследовании автор рассмотрел архитектурные сооружения г. Сургута на соответствие «Золотому сечению». Так же по результатам проведенного исследования автор подтвердил гипотезу, что «Золотое сечение» – отображение окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука».

В результате работы над данной проблемой автор создает модель школы дополнительного образования «Золотое сечение».

3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

Определение «Золотого сечения»………………………………………….6

История «Золотого сечения»……………………………………………….7

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Золотое сечение» в архитектуре города Сургута………………………..8

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………………11

Анкетирование «Золотое сечение» и восприятие изображений………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.………………………………………………………..15

Результаты анкетирования…………………………………………………15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.………………………………………………………..16

Собственный проект в стиле «Золотого сечения»..………………………16

4

Введение

«Красота должна отвечать строгому числу»

Л.Б.Альберти

Феномен «золотого сечения» известен человечеству очень давно.

Его тайну пытались осмыслить Платон, Евклид, Пифагор, Леонардо да Винчи, Кеплер и многие другие крупнейшие мыслители человечества. Они неразрывно связывали «золотое сечение» с понятием всеобщей гармонии, пронизывающей вселенную от микромира до макрокосмоса.

Классическими проявлениями «золотого сечения» являются предметы обихода, скульптура и архитектура, математика, музыка и эстетика. В предыдущем столетии с расширением области знаний человечества резко увеличилось количество сфер, где наблюдается феномен «золотой пропорции». Это биология и зоология, экономика, психология, кибернетика, теория сложных систем, и даже геология и астрономия.

Ежегодно издаются несколько книг посвященных этой проблеме, постоянно расширяя область приложения «золотого сечения». Авторы этих исследований связывают «золотое сечение» с такими, несовместимыми на первый взгляд, понятиями, как красота, асимметрия, рекурсия, самоорганизация и пропорция. За последние годы появились интересные интернет-сайты посвященные «золотому сечению».

Живая природа построена на простых принципах и может быть описана элементарными моделями. В этой работе мы хотим сделать попытку системного анализа феномена «золотого сечения» и высказать несколько предположений, позволяющих объяснить всеобщий характер «золотой пропорции».

Объект исследования: «золотое сечение» в математике и архитектуре.

Предметы исследования: архитектура города Сургута.

Гипотеза: «Золотое сечение»

-присутствует в архитектуре города Сургута

-является отображением окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука».

Цель: Построить модель школы дополнительного образования «Золотое сечение».

Задачи:

Изучить понятия «золотое сечение», «золотой прямоугольник».

Провести исследование архитектурных сооружений г. Сургута по теме «Соответствие золотому сечению».

Провести социологическое исследование «Золотое сечение», представить его результаты.

Разработать архитектурный проект школы дополнительного образования «Золотое сечение»

5

Немного теории

«Золотое сечение» – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей.

Золотое сечение в архитектуре

Пример:

38мм

Золотое сечение в архитектуре

62мм

Пусть АВ=10 см=100мм, тогда

Золотое сечение в архитектуре

Такое обозначение принято в честь древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V веке до н.э.

Немного истории

В эпоху Возрождения «золотое сечение» было очень популярным среди художников, скульпторов, архитекторов. Так, выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношение ее сторон равнялось

Такой прямоугольник стали называть «золотым»

Построение золотого прямоугольника

Начертим квадрат и разделим его на два равных прямоугольника.

Золотое сечение в архитектуре

В одном из прямоугольников проведем диагональ АВ.

Золотое сечение в архитектуре

Циркулем проведем окружность радиуса АВ с центром в точке А.

6

Золотое сечение в архитектуре

Продолжим основание квадрата до пересечения с дугой. Обозначим точку пересечения Р и проведем под прямым углом вторую сторону искомого прямоугольника.

Золотое сечение в архитектуре

Золотой прямоугольник:

Золотое сечение в архитектуре

7

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Золотое сечение« в архитектуре города Сургута

Перенесемся в эпоху классической Греции. Великолепные памятники архитектуры оставили нам зодчие древней Греции. Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.). Храм Афины — Парфенон был построен в честь победы эллинов над персами. Для создания гармонической композиции на холме его строители даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.

Как указывает Г.И. Соколов, протяженность холма перед Парфеноном, длины храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки «золотой пропорции».

При взгляде на Парфенон у места расположения монументальных ворот, при входе в город (пропилеи), отношения массива скалы у храма также соответствует «золотой пропорции». Таким образом, «золотая пропорция» была использована уже при создании композиции храмов на священном холме.

Золотое сечение в архитектуре

Рис. 1. Парфенон.

Золотое сечение в архитектуре

Рис. 2. Схема здания Парфенона.

На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с «золотым сечением». Пропорции здания можно выразить через различные степени числа φ=1,6

Наличие «Золотого прямоугольника» мы можем увидеть и в архитектурных зданиях города Сургута:

8

Золотое сечение в архитектуре

Рис. 3. Здание Администрации г. Сургута.

Золотое сечение в архитектуре

Рис. 4. Здание школы иностранных языков «Биг-Бен»

Золотое сечение в архитектуре

Рис. 5. НГДУ «Бысринскнефть»

9

Золотое сечение в архитектуре

Рис.6. Театр СУРГУ

Золотое сечение в архитектуре

Рис.7. Храм.

Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд «золотого сечения». В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора.

Вывод: Мы исследовали архитектурные сооружения г. Сургута на соответствие «золотому сечению» и пришли к выводу, что архитекторы широко используют в своем творчестве «Золотое сечение». В оконных проемах, формах многих зданий и домов города Сургута присутствует соответствие «золотому сечению». Знаменитый архитектор В. Баженов говорил: « Архитектура – главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойствие и прочность здания. К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспективы, механики или вообще физики, а всем им общим вождем является рассудок». Таким образом, по результатам проведенного исследования мы подтвердили гипотезу, что «Золотое сечение» – отображение окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука».

10

Экспериментальная часть

Анкетирование

«Золотое сечение» и восприятие изображений

О способности зрительного анализатора человека выделять объекты, построенные по алгоритму «золотого сечения», как красивые, привлекательные и гармоничные, известно давно. «Золотое сечение» дает ощущение наиболее совершенного единого целого. Формат многих книг соответствует «золотому сечению». Оно выбирается для окон, живописных полотен и конвертов, марок, визиток. Человек в строении предметов, а также в последовательности событий подсознательно находит элементы «золотой пропорции».

Гипотеза: «Золотое сечение» является отображением окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука».

Анкетный метод.

С помощью анкетного метода изучаются различные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса.

Мы предлагали респондентам выбрать из 3 фигур наиболее понравившуюся (рис.1 ).

Рис.1 Опрос

На выбор нами были предложены два прямоугольника и квадрат: квадрат (40:40 мм), прямоугольник «золотого сечения» с отношением сторон (31:50 мм) и прямоугольник с удлиненными пропорциями (26:60 мм).

Золотое сечение в архитектуре

Рис.2 Опрос.

Метод эксперимента

Этот метод представляет искусственное создание психологических ситуаций и изучение того или иного психологического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития психических процессов у испытуемых. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в работе.

Мы предлагали испытуемым изобразить прямоугольники. Всего в исследовании участвовало 110 человек. Обработка результатов показала, что наша гипотеза подтвердилась, 32% опрашиваемых отдали предпочтение прямоугольникам в стиле «Золотого сечения».

11

Предпочтение пропорций связано с функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Когда работает одно правое полушарие, — для человека предпочтительны формы, близкие к «Золотому сечению». Когда работает одно левое полушарие, — человек предпочитает сильно вытянутые формы, способствующие аналитическому последовательному «прочтению — восприятию» отдельных аспектов и фрагментов изображения как текста.

Таким образом, наша гипотеза о том, что «Золотое сечение» является отображением окружающегося мира через цепочку «глаз – мозг – рука», подтвердилась.

Результаты приведены в таблице №1.

Класс

1 задание

2 задание

Изобразили золотой прямоугольник

Круг

Треугольник

Золотой прямоугольник

Квадрат

Золотой прямоугольник

Вытянутый прямоугольник

15

1

3

8

0

12

7

10

8

2

9

5

7

5

8

6

2

2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap